Статья

Безопасность и конкурентоспособность остаются главными задачами банков

ИТ в банках Конференции
мобильная версия

Участники организованной CNews Conferences конференции «ИКТ в финансовом секторе 2019» рассказали об услугах и продуктах для банковской сферы, а также о перспективных технологиях, которые не только тестируются, но уже применяются на практике.

Основным камнем преткновения для финансового сектора является вопрос безопасности. Банки и финтех не могут развивать удобные пользователям сервисы и оптимизировать работу сотрудников без оглядки на требования регуляторов отрасли. Кроме того, финансы всегда привлекают злоумышленников, защита от которых требует существенных материальных ресурсов.

Угрозы и безопасность

Подробный доклад на эту тему представил руководитель по информационной безопасности Deutsche Bank Кристиано Авения.

Всеобщая мобилизация и роботизация

Основными средствами не только для общения, но и для работы уже давно стали мобильные устройства. Решения, которые помогают создать защищенные мобильные рабочие места для сотрудников разных профилей – менеджеров, сервис-инженеров, инкассаторов, показал руководитель проектов в финансовом секторе компании Samsung Electronics Russia Павел Родин. Сотрудники могут пользоваться как своими собственными телефонами, которыми можно централизованно управлять, так и корпоративными устройствами производства Samsung, на которых дополнительно можно реализовать ограниченную функциональность и активировать отдельный контейнер для бизнес-приложений.

Геобанк, который не привлекает и не размещает деньги, а живет за счет комиссионных операций, открывает банковские отделения под девизом «Нужны не банки, а только банковские функции». Директор департамента информационных технологий Геобанка Александр Бычков рассказал, как банк сокращает расходы за счет роботизации сервисов и сокращения административного персонала в отделениях. При этом большое внимание уделяется внутренней работе, чтобы не получилось, что красивый фронт-енд поддерживает вручную огромное количество людей. Совершенствование фронт-офисных систем – это то будущее, к которому нам нужно готовиться, потому что растет поколение, которое предпочитает не печатать и не читать, а пользоваться голосовыми помощниками. Сервис в розничном отделении должен предложить покупателю продукт на основе анализа его данных и поведения, а покупатель – его одобрить или отклонить. Причем нужны будут сервисы-агрегаторы банковских услуг, которые не заставляют человека изучать предложения разных банков по кредитам, ипотеке, задумываться над тем, картой какого банка заплатить и т.п.

Эволюция взаимодействия с клиентом


Источник: Геобанк, 2019

Инфраструктура и облака

По данным PWC, представленным в докладе руководителя коммерческого отдела IBS Datafort Максима Бабенко, 76% респондентов, представляющих банковскую отрасль, опасаются, что им грозит потеря части бизнеса, который может перейти к финтех-компаниям. 71% предполагает, что в ближайшие пять лет более 60% клиентов будут пользоваться мобильными приложениями. Банки уступают финтех-проектам в качестве и скорости обслуживания клиентов, поэтому технологии нужны уже здесь и сейчас.

IBS Datafort предоставляет облачные услуги, которые помогут преодолеть этот разрыв, для банковского фронт-офиса — платежных систем, POS-терминалов, call-центров, систем дистанционного обслуживания, таких как мобильный банк, интернет-банк и т.д. «На бэк-офис мы не претендуем, потому что это основа основ банков», – уточнил Максим Бабенко. Чтобы познакомиться с облачными средами, можно попробовать развернуть там тестовые проекты, на которые не всегда хватает своих мощностей, использовать облако для миграции между ЦОДами или для расширения ресурсов в периоды пиковых нагрузок.

Применение облаков в банковском секторе


Источник: IBS DataFort, 2019

На мероприятии выступил Дмитрий Юферов, директор по развитию бизнеса в России и СНГ Arista Networks. Компания занимается производством сетевого оборудования и построением сетевой инфраструктуры, надежность которой является базой для реализации конкурентных преимуществ и быстрого вывода на рынок новых продуктов. Большое количество партнеров и интеграций позволяет Arista Networks собирать как из конструктора нужное решение под конкретные требования заказчика. При этом решение, работающее по стандартным протоколам, можно использовать наряду с уже запущенными в организации, чтобы снизить риски зависимости от конкретного вендора и иметь запасной вариант.

Максим Думнов, менеджер по корпоративным продажам Selectel – российского провайдера ИТ-инфраструктуры – рассказал о том, как устроены облака с точки зрения безопасности. В дата-центре можно размещать свои стойки с серверами (colocation), можно их арендовать, можно собрать приватную виртуальную среду на серверах провайдера, а можно разместить свои ресурсы в публичном облаке. Во всех этих случаях степень ответственности клиента и провайдера разная. Причем риски лежат не только в сфере защиты данных от злоумышленников, но и в сфере возможных санкций регуляторов и контролирующих органов. Модератор конференции Александр Бычков даже вспомнил случай, когда в одном из банков была проблема с указанием ответственного за пожарную безопасность на плане эвакуации, так как указание полного ФИО – это разглашение персональных данных.

Для того чтобы службы безопасности банков и финансовых организаций не боялись иметь дело с облаками, нужно наглядно показывать, в какой момент и при предоставлении каких услуг ответственность переходит к провайдеру и как она обеспечивается. Похитить данные, по словам Максима Думнова, теоретически можно и снаружи здания, подъехав на машине со специальным оборудованием, поэтому 100% гарантий никто не даст, но разумное сочетание взаимных усилий и распределение зон ответственности клиента и поставщика обеспечивают надежность предоставления и использования услуг инфраструктурных провайдеров. Тем более, что требования регуляторов по обеспечению определенного уровня безопасности услуг, например, наличие в штате сертифицированных специалистов по критически важным технологиям, провайдеру выполнить гораздо проще, чем заказчику.

Распределение ответственности при предоставлении услуг IaaS


Источник: Selectel, 2019

Финансовые коммуникации

Александр Чистяков, главный специалист департамента развития СУПЗиПР компании «Информтехника», представил новый корпоративный мессенджер Росчат. Сейчас существует масса популярных и удобных решений для общения сотрудников и проектных команд, однако главным вопросом финансового сектора остается безопасность. Росчат в первую очередь закрывает именно эту потребность. Он основан только на собственных разработках компании с почти 30-летним стажем на рынке услуг связи, не использует никаких решений с открытым кодом, устанавливается в локальной сети заказчика, не предполагает раскрытия телефонного номера абонента. При этом продукт обладает классической функциональностью – есть и чат, и интеграция с телефонными сетями общего пользования. Во 2 половине 2019 года разработчики обещают добавить также видеосвязь.

Необходимость коммуникации с клиентами, которая подразумевает рассылку сервисных сообщений и различные рекламные и маркетинговые активности, тоже требует оптимизации. Артем Ядройцев, старший руководитель продукта Raiffeisenbank, рассказал о том, что интернет-банкинг стагнирует. Еще в ноябре 2016 года количество пользователей мобильного приложения банка превысило количество пользователей десктопной версии, сейчас 75% клиентов предпочитают пользоваться мобильным приложением. На телефоне в принципе доступны такие способы коммуникации как СМС, электронная почта, push-уведомления, чаты с банком, мессенджеры и социальные сети. Частота, скорость и качество коммуникаций у всех средств разные, как и стоимость доставки операторами. Для банка это огромный объем информации, на передачу которого тратятся живые деньги. Приходится оптимизировать объем текста, что дает небольшую экономию, но может снижать качество коммуникации.

В Raiffeisenbank проанализировали ситуацию и приняли решение развивать доставку клиентам push-уведомлений, которые пока бесплатны, дают возможность использовать русский язык вместо транслитерации, форматировать и брендировать сообщения, добавлять ссылки, персонализировать уведомления. Объем неизбежных и необходимых СМС-уведомлений сократился на 33%. Артем Ядройцев рекомендует банкам продолжать оптимизировать СМС, увеличивать процент доставки push-сообщений, который сейчас составляет порядка 70%, и изучать потенциал социальных сетей и мессенджеров, коммуникации через которые клиенты пока воспринимают как спам, а стоимость отправки сообщений через Whatsapp, например, превышает стоимость СМС.

Цифровые продукты для малого бизнеса

Автоматизация инфраструктуры и услуг для повышения эффективности – это важная часть цифровой трансформации, но уже есть примеры сервисов, в которых клиенты извлекают прямую пользу из огромного количества данных, которые сами же и передают бизнесу и регуляторам.

Modulbank, который обслуживает онлайн только малый и средний бизнес, анонсировал уникальную услугу – кредит под оборот онлайн-кассы. Управляющий директор блока ИТ Modulbank Иван Карпов напомнил о том, что большинство предпринимателей обязаны использовать онлайн-кассы, которые должны иметь связь с интернетом и передавать все данные лицензированному оператору фискальных данных (ОФД). На этих данных и строится новая услуга. Никаких дополнительных сведений о себе и своем бизнесе заемщику собирать и передавать не нужно, необходимо только согласиться с тем, чтобы банк получил доступ к данным по продажам через онлайн-кассы. Это либо партнерский логин-пароль, либо партнерский токен к APIоператора.

Получив данные по обороту, банк в течение 15 минут анализирует их и выдает кредит. В дальнейшем в зависимости от профиля клиента банк с разной частотой через микросервис повторно запрашивает данные по обороту и таким образом регулирует кредитный лимит. Есть одна проблема – это требования ЦБ по формированию резерва, применить к которому стандартный процент без документов нельзя. Из-за формирования завышенного резерва маржинальность такого кредита становится отрицательной. Modulbank отправил заявку на рассмотрение этой проблемы в ЦБ, и в начале 2019 года уже были внесены поправки в соответствующие нормативные акты.

Промсвязьбанк разработал вместо старого громоздкого банк-клиент ряд доступных из браузера и через мобильное приложение продуктов, которые решают конкретную задачу СМБ, например, получение кредита, овердрафта или ведение бухгалтерского учета. Александр Королев, начальник отдела развития интернет-банка департамента по электронному бизнесу СМБ, рассказал о процессе создания этих продуктов с точки зрения управления продуктовыми командами, которые сфокусированы на конечном результате, а не на процессе разработки. При формировании предложения клиенту анализируются как внутренние данные о нем, так и внешняя информация. Деньги на счете появляются в течение минуты после подписания договора клиентом виртуально с помощью электронной подписи.

Виртуальная финансовая реальность

lukashkin_sergej_vtb_2018022803_753x1000.jpg

Сергей Лукашкин, директор по управлению проектами цифровой трансформации ВТБ: Объем фондирования виртуальной реальности очень высокий и растет из года в год

Из совсем непривычного для банковской тематики на конференции был доклад про иммерсивные сервисы. Речь в основном шла о приложениях, которые могут помочь банку монетизировать технологии виртуальной и дополненной реальности или использовать их для повышения эффективности внутренних процессов, в частности, для обучения. Очень впечатляющий пример привел директор по управлению проектами цифровой трансформации ВТБ Сергей Лукашкин. Он рассказал, как молодые операционисты в очках дополненной реальности примеряли на себя опыт и ощущения, которые испытывают пожилые люди, приходя в отделение. Им тяжело выполнить какую-то операцию, найти нужную информацию из-за плохого зрения и других ограничений. В более традиционном варианте эти технологии помогают продавать все, что можно эффектно визуализировать. ВТБ в своей лаборатории экспериментирует с визуализацией недвижимости, на базе которой можно создать сервис дистанционных продаж, проводит пилотные исследования с оборудованием на базе отделений.

Александр Чистяков: Мы создали мессенджер специально для крупного бизнеса и государственных организаций
chistyakovaleksandrinformtehnikaisvyaz2018022810.jpg

О российском мессенджере, созданном специально для организации взаимодействия сотрудников внутри организации, рассказал Александр Чистяков, главный специалист департамента развития СУПЗиПР «Информтехника и Связь».

CNews: Какие проблемы возникают при организации корпоративной связи, по вашему мнению?

Александр Чистяков: Для эффективной работы современной организации уже недостаточно просто телефонной связи и электронной почты. Сотрудникам необходимы дополнительные виды связи, такие как обмен текстовыми сообщениями, групповые чаты, видеосвязь и видеоконференции. Все это реализовано в системах унифицированных коммуникаций крупных международных производителей систем связи, но стоят они достаточно дорого, что делает их недоступными обычному сотруднику. Поэтому большинство сотрудников используют бесплатные публичные сервисы, несмотря на необходимость раскрытия своих персональных контактных данных и ручного заполнения справочника контактов в каждом из них.

Читать далее