Статья

Облака: телекоммуникационный аутсорсинг

Телеком B2B
мобильная версия

За прошедшие годы аутсорсинг успел стать неотъемлемым элементом бизнес-процессов большинства современных компаний. В данном контексте особая роль достается телекоммуникационным операторам, которые могут предложить дополнительные услуги практически всем своим заказчикам.

Ведущие аналитические агентства сходятся во мнении, что российский рынок облачных услуг растет намного быстрее локального ИТ-рынка в целом. В частности, IDC считает, что расходы на облака в нашей стране выросли за 2011 г. в 5 раз. Подобным тенденциям есть сразу несколько объяснений – и высокая стоимость самостоятельного создания ИТ-систем, и нехватка квалифицированных специалистов, и сокращение сроков внедрения новых сервисов при переходе в "облака". При этом аналитики IDC признают, что доля ИТ-аутсорсинга составляет менее 15% от всего ИТ-рынка, и для качественного рывка в данном направлении необходима некоторая перестройка мышления и осознания успешного опыта применения облачных технологий в различных сегментах рынка информационных технологий.

Что касается сектора телекоммуникаций, любая компания взаимодействует с одним или несколькими операторами связи, которые предоставляют услуги связи и в последнее время все чаще предлагают своим клиентам дополнительные услуги. Заказ дополнительных услуг у оператора позволяет им избежать заключения отдельных договоров с новыми подрядчиками и развития собственной ИТ-инфраструктуры. Вместо этого появляется возможность внедрения необходимых сервисов по требованию без дополнительных капиталовложений. Именно поэтому представители российского бизнеса все чаще проявляют интерес к новым возможностям, открывающимся со стороны уже проверенного партнера.

По словам Тимофея Толпежникова, начальника отдела развития продуктов и услуг фиксированной связи компании "Вымпелком", увеличивается спрос на сервисы, относящиеся к кластеру IaaS. "Если в прошлом и позапрошлом году это были единичные обращения наших корпоративных клиентов, сегодня мы получаем множество таких запросов от представителей различных сегментов, как небольших компаний, так и крупных корпоративных клиентов. Что касается кластера SaaS и относящегося к нему продукта Microsoft Office 365, то только за июль-ноябрь этого года средний ежемесячный прирост числа компаний, подключающих услугу, составил 45%, в первую очередь за счет роста продаж в июле-августе. Хотя обычно именно на это время традиционно приходится спад деловой активности. По числу подписок Office 365 (фактически это число конечных пользователей продукта) прирост несколько увеличился по сравнению с предыдущим периодом и составляет 31–32% ежемесячно", – отмечает он.

Основные сервисы

Во взаимоотношениях оператора связи и его заказчиков, можно сказать, уже заложены основы аутсорсинга. На базовом уровне провайдер предоставляет корпоративным клиентам лишь доступ к ресурсам глобальной сети, однако уже сегодня многие компании из сегмента СМБ предпочитают не устанавливать собственные АТС, не использовать дополнительные брандмауэры и отказаться от поддержки сервера электронной почты. Вместо этого они потребляют данный пакет базовых услуг вместе с доступом к ресурсам интернета. Благодаря такому подходу достигается высокий уровень доступности основных сервисов, необходимых для эффективной работы компании. При этом исчезает какая-либо необходимость в содержании собственного штата ИТ-персонала.

Благодаря централизации управления ресурсами и динамическому распределению нагрузки на серверах оператора, облачные сервисы позволяют заказчикам использовать больше мощностей в случае необходимости, доплачивая лишь за дополнительный объем потребляемых услуг, а также отказываться от избыточных ресурсов в случае кадровых перестановок и других изменений организационной структуры компании.

В случае, если мы говорим о крупных операторах, обладающих обширной сетью как мобильного, так и фиксированного доступа, все чаще встречаются ситуации, когда провайдер полностью берет на аутсорсинг все сервисы телефонии в компании. Независимо от того, идет ли речь о стационарных телефонах или мобильных абонентах, коммутация, тарификация и управление звонками может полностью осуществляться на стороне оператора.

Как отмечает Александр Кононов, инженер связи "Паллада торг", региональной сети розничной торговли: "В качестве дополнения к беспроводному доступу к сети интернет, нами было принято решение использовать конвергентную связь, объединившую все телефоны в магазинах и центральном офисе, как мобильные, так и стационарные". Благодаря передаче сервиса телефонии на аутсорсинг, организации удалось избежать создания и обслуживания центральной АТС".

Дополнительные услуги

Однако потенциал роста для рынка телекоммуникационного аутсорсинга оказывается намного более обширным. На базе своих центров обработки данных операторы могут предоставлять большое количество дополнительных услуг по модели SaaS (аренда программного обеспечения), предлагая решения для проведения web-семинаров, средства совместной работы, ВКС, CRM-системы и многое другое. По данным американской компании Abi Research,к 2016 г. до 41% корпоративных ИТ-инструментов будут потребляться в облачном виде, и важнейшую роль здесь играют операторы связи, способные предложить широкий спектр сервисов быстро и за привлекательную плату.

"Если не случится глобальных финансово-экономических потрясений, рынок облачных услуг сохранит бурный рост, появятся десятки новых видов услуг и, наконец, в полную силу заработают "магазины" облачных сервисов на базе крупных телекоммуникационных провайдеров и банковских структур, – комментирует Дмитрий Якунин, руководитель направления САПР группы компаний Arbyte. –Я не удивлюсь, если в 2013 г. реклама облачных сервисов появится на телевидении".

Расширение портфеля предложений

Создание облачных сервисов со стороны оператора происходит крайне просто. Благодаря наличию уже созданных линий связи оператору достаточно лишь собрать программно-аппаратный комплекс, развернуть на нем систему виртуализации и выделять своим заказчикам необходимые мощности под ключ. При этом не возникает никаких дополнительных затрат на аренду каналов – ведь они уже используются клиентом. При этом заказчики получают повышенный уровень надежности как самих сервисов, так и доступа к ним. Все это создает благоприятные условия для развития облачных сред на базе инфраструктуры операторов связи. Например, "ВымпелКом" предоставляет такие сервисы, как "виртуальный хостинг", который позволяет оптимизировать расходы корпоративныхклиентов на телекоммуникации и ИТ, и уже упомянутый Microsoft Office 365.

Наиболее популярным на сегодня в России направлением облачного аутсорсинга является SaaS, в продуктовом портфеле поставщиков появляются решения класса IaaS – инфраструктура в качестве услуги. Использование облачных инфраструктурных решений выгодно для компаний, имеющих свой штат ИТ-специалистов, но желающих отказаться от закупки и обслуживания серверного оборудования. "По моему мнению, наиболее актуальными направлениями развития является аренда пула мощностей, это, фактически, аренда инфраструктуры, – комментирует Ким Меликов, генеральный директор компании Cloudone. – В отличие от аренды виртуальных машин, пул мощностей позволяет системным администраторам заказчика управлять всеми параметрами самостоятельно, создавать нужное количество виртуальных хостов, регулировать нагрузку, распределять ресурсы, практически получая "облако" в собственное распоряжение".

Таким образом, начиная с передачи оператору прерогативы поддержки телефонии и средств для совместной работы и коммуникаций, мы можем прийти к полному облачному аутсорсингу всех инфраструктурных элементов информационных систем. Если тенденция перехода в облака сохранит свои темпы, заключая договор с провайдером, можно будет оговорить не только предоставление услуг связи и доступа к приложениям, но также заказать из облака доставку в офис рабочих мест (DaaS). В результате представители бизнеса должны будут лишь приобрести в новый офис тонких клиентов и мониторы, все остальное сможет предоставить им провайдер связи и облачных сервисов.

Андрей Шуклин