Спецпроекты

Новое в ИКТ-законодательстве: ноябрь 2011 года

Бизнес Интеграция Спутниковое ТВ ИТ в госсекторе Законодательство
В ноябре правительством России был утвержден список федеральных органов исполнительной власти, лицензирующих конкретные виды деятельности, установлен новый перечень технически сложных товаров, утвержден перечень профессий и специальностей, необходимых для модернизации и технологического развития экономики страны.

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обеспечении единства измерений"

Цель поправок - привести ряд актов в соответствие с Законом об обеспечении единства измерений.

Так, внесены изменения в Законы о геодезии и картографии, газоснабжении, связи, железнодорожном транспорте, гидрометеорологической службе, об отходах производства и потребления, в ТК РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ.

Уточнена терминология. Исключены положения о проведении метрологического контроля (надзора). Вместо этого применяется понятие системы обеспечения единства измерений.


Установлен новый перечень технически сложных товаров. Если в таком товаре обнаружены недостатки, покупатель вправе потребовать вернуть уплаченную сумму или обменять его на надлежащий аналогичный либо других марки, модели и (или) артикула.

Упоминаемые правила метрологии и сертификации заменены на правила оценки соответствия продукции. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Указ Президента РФ от 17 ноября 2011 г. N 1505 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"

Указы Президента РФ приведены в соответствие с Федеральным законом, предусматривающим создание официального интернет-портала правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Так, уточнены указы о порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Закреплено, что официальным опубликованием федерального закона и акта Президента РФ считается первое размещение их полного текста на указанном интернет-портале.

Уточнено, что научно-технический центр правовой информации "Система" является ФГУПом ФСО России.

Обязанности по изданию и распространению "Собрания законодательства Российской Федерации" в электронном виде дополнительно возложены на федеральные органы госохраны.

Последние также распространяют электронную версию Бюллетеня нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно закону, интернет-портал входит в государственную систему правовой информации. Ее функционирование обеспечивает ФСО России.

Соответствующие коррективы внесены в Положение о ведомстве. Так, оно публикует на указанном электронном ресурсе федеральные (в т. ч. конституционные) законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ.

Предусмотрено создание сети публичных центров правовой информации на базе региональных и муниципальных библиотек.

Указ вступает в силу с 10 ноября 2011 г.

Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров"

Установлен новый перечень технически сложных товаров.

Если в технически сложном товаре обнаружены недостатки, покупатель вправе потребовать вернуть уплаченную сумму или обменять его на надлежащий аналогичный либо других марки, модели и (или) артикула. Предъявить свои требования можно в течение 15 дней с даты передачи товара потребителю. Этот срок не ограничивается, если обнаруженные недостатки являются существенными либо нарушены установленные временные рамки для их устранения. Еще один повод - товар не может использоваться в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

К технически сложным товарам дополнительно отнесены посудомоечные и кофемашины, электрические и комбинированные плиты (духовые шкафы), кондиционеры, электрические водонагреватели, комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления. Это также легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты, лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления и пр.

Прежний перечень утратил силу.

Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"

Утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, лицензирующих конкретные виды деятельности.

Так, ФСБ России выдает разрешения на разработку и производство шифровальных (криптографических) средств, а также техсредств, предназначенных для негласного получения информации. ФСТЭК России лицензирует деятельность по технической защите конфиденциальных сведений. Рособоронзаказ выдает разрешения на испытание, установку, монтаж, обслуживание, ремонт, утилизацию вооружения и военной техники.

В ведении Роспотребнадзора находится деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (кроме случаев, когда она осуществляется в медицинских целях).

Установлено, что Росздравнадзор контролирует реализацию региональными исполнительными органами госвласти переданных полномочий в названной сфере. Также Служба ведет сводные реестры выданных последними лицензий по таким видам деятельности как медицинская деятельность организаций муниципальной и частной систем здравоохранения. Исключение – деятельность, осуществляемая медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", а также та, которая предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию высокотехнологичной медпомощи.

Рособрнадзор контролирует реализацию региональными исполнительными органами госвласти переданных полномочий в области лицензирования образовательной деятельности. Исключение - названная деятельность, осуществляемая вузами, образовательными учреждениями дополнительного профобразования, к которым установлены федеральные государственные требования, и др.

Деятельность, лицензия на которую предоставлена в одном субъекте Федерации, может осуществляться в других. Для этого лицензиат должен предварительно уведомить о своем намерении лицензирующие органы регионов, где он планирует ею заниматься.

Лицензирующий орган субъекта Федерации переоформляет лицензию. Вносит изменения в реестр лицензий в отношении видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.

Некоторые акты Правительства РФ и их отдельные положения, касавшиеся лицензирования, утратили силу.

Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2011 г. N 877 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке"

Расширен перечень информации, раскрываемой гарантирующими поставщиками электроэнергии. В частности, с 1 декабря 2011 г. они должны сообщать количество фактического пикового потребления мощности отдельно на оптовом и розничном рынках; средневзвешенную нерегулируемую цену на электроэнергию (мощность), используемую для расчета предельного уровня нерегулируемых цен по 1 ценовой категории; объемы мощности и электроэнергии, приобретенных по регулируемым договорам, за каждый месяц; объем покупки электроэнергии у гарантирующего поставщика для целей компенсации потерь в сетях.

Эти сведения размещаются на официальных сайтах соответствующих гарантирующих поставщиков ежемесячно в течение 25 календарных дней с даты окончания расчетного периода.

Часть изменений касается потребителей с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств до 750 кВА включительно, не выбравших для расчетов с гарантирующим поставщиком 5 и 6 ценовые категории.

Теперь они не должны компенсировать стоимость отклонений фактического объема потребления электроэнергии от договорного. Оплата производится исходя из показаний прибора учета за соответствующий период.

С 1 апреля 2012 г. отменяется деление потребителей (для которых цена мощности включена в стоимость электроэнергии) на группы в зависимости от объема и постоянства потребления. С этой даты организации будут оплачивать электроэнергию не с учетом графика ее потребления (чем неравномернее - тем дороже), а по средневзвешенной стоимости.

Кроме того, с 1 апреля 2012 г. стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии рассчитывается с применением значения 0,002824 (вместо коэффициента оплаты мощности, соответствующего диапазону числа часов ее использования).

Запрещено вносить в конечную розничную цену стоимость электроэнергии, приобретенной сбытами по прямым договорам, если цена по ним оказалась выше, чем на оптовом рынке.

Отменен механизм сальдирования мощности, в результате которого энергосбыты могли продавать в рознице больше мощности, чем реально приобретали на оптовом рынке.

Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 898 "О внесении изменения в пункт 8 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны"

Деятельность по работе с гостайной подлежит лицензированию. Лицензия может быть оформлена на нескольких бланках для подразделений лицензиата, расположенных вне места его нахождения. При этом срок ее действия не может превышать периода действия лицензии, предоставленной самой организации.

Установлено, что последнее не относится к территориальным учреждениям ЦБР. Время действия выдаваемых им лицензий не зависит от срока лицензии, предоставляемой Банку России по месту осуществления его деятельности.

Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 913 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637"

В Закон "О связи" вносились изменения. Согласно им операторы, определяемые Президентом РФ, должны бесплатно транслировать обязательные общедоступные теле- и радиоканалы (далее - транслирующие операторы).

В связи с этим скорректировано положение о госрегулировании тарифов на услуги общедоступных почтовой и электросвязи.

Так, установлен перечень услуг общедоступной электросвязи для целей эфирного телевизионного и (или) радиовещания, тарифы на которые регулируются государством. Речь идет о тех, которые оказываются обычным оператором транслирующему, а также последним - вещателям. Закреплено, тарифы на какие из них определяются ФСТ России.

Кроме того, ранее предусматривалось, что до перехода к применению метода предельного ценообразования при регулировании тарифов на услуги связи используется метод экономически обоснованных затрат.

Теперь один из этих методов в отношении оператора связи выбирает регулирующий орган на основе анализа его деятельности.

Метод предельного ценообразования применяется органом после доведения тарифов до уровня, обеспечивающего компенсацию экономически обоснованных затрат и возмещение обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании услуг связи.

Закреплено, что регулирование по методу экономически обоснованных затрат происходит путем установления тарифов или их предельных уровней.

Расширен перечень обязательных тарифных планов, предлагаемых оператором связи при наличии у него техвозможности повременного учета продолжительности местных телефонных соединений.

В него включен тарифный план для физлиц, предусматривающий плату в зависимости от объема местных телефонных соединений в единицах тарификации за расчетный период. При этом базовый объем определяется исходя из минимального, установленного на соответствующих сетях связи оператора, функционирующих в пределах региона. За превышение базового объема взимается дополнительная плата.

Регулирующим органом устанавливаются обязательные тарифные планы, предусматривающие плату за междугородние и внутризоновые телефонные соединения. Она зависит от их продолжительности и стоимости единицы тарификации.

Помимо обязательных тарифных планов, оператор вправе предлагать те, которые установлены им самостоятельно, в том числе включающие в себя плату за различные виды услуг связи.

Распоряжение Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 1943-р

Утвержден Перечень профессий начального и специальностей среднего профобразования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России.

Приоритетными направлениями являются энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медтехника и фармацевтика, космос и телекоммуникации.

К профессиям, в частности, относятся радиомеханик, оптик-механик, лаборант-аналитик, машинист котлов, электромонтажник-схемщик, сборщик трансформаторов, к специальностям - фармация, медоптика, радиоаппаратостроение, компьютерные сети, биохимическое производство, радиационная безопасность.

Профиль месяца

Мы отказываемся от лоскутной автоматизации

Валерий Дьяченко

ИТ-директор «Мечела»

Взгляд месяца

Государство должно получать данные напрямую из информсистем компаний

Савва Шипов

Замминистра Минэкономразвития