Статья

Наталия Соболева: e-learning становится конкурентным преимуществом

Бизнес Интеграция Кадры
мобильная версия

Рынок электронного обучения в России пока еще не сформирован, но растет крайне динамично. О том, каким в ближайшем будущем будет e-learning в России, корреспонденту CNews рассказала Наталия Соболева, генеральный директор Competentum.

CNews: Каков, на ваш взгляд, сейчас оборот мирового рынка e-learning? Каковы темпы развития этой отрасли в России?

Наталия Соболева: Сегодня e-learning динамично развивается во всем мире. Наибольшую долю в мировом секторе электронного обучения занимают США и страны Евросоюза. Если же говорить об объемах, то объем, например, рынка e-learning в США оценивается примерно в 20 млрд. долларов, что составляет около 50% от мирового объема рынка (данные Global Industry Analysts). Мировой рынок e-learning, по оценкам Gartner, в 2006 году составлял около 33,6 млрд. долл. Что касается России, сейчас происходит определенный перелом в направлении увеличения интереса к электронному обучению. Однако рынок еще не сформирован, его потенциальный рост, по разным оценкам, уже составляет порядка 30-50% в год за счет перераспределения бюджетов на обучение персонала в пользу электронных форм. Наиболее быстрыми темпами развивается корпоративный сектор, что связано во многом с ростом российской экономики. У общеобразовательного сектора также внушительные темпы развития, связанные во многом с активной деятельностью государства в этом секторе.

CNews: Стимулирует ли каким-нибудь образом рост рынка e-learning реализация нацпроекта "Образование"?

Наталия Соболева: Несомненно. Как известно, информационные технологии, электронные образовательные ресурсы и электронные формы обучения занимают большое место в национальной программе "Образование". По самым скромным подсчетам объем финансирования различных федеральных и региональных программ, связанных с электронными формами обучения, в 2006 году составлял не менее 238 млн. долл.

Наталия Соболева
Наталия Соболева: Мы начали активно работать в международных проектах e-learning более 10 лет назад, сегодня сотрудничаем с крупнейшими e-learning компаниями в США и Европе

Реализуются действительно уникальные по своим масштабам проекты подключения всех российских школ к интернету, в рамках проекта «Информатизация системы образования» создается национальная библиотека цифровых образовательных ресурсов, обучения учителей. Также в рамках федеральной целевой программы развития образования мы участвуем в разработке электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП) — интерактивных мультимедийных интернет-продуктов, обеспечивающих все компоненты учебного процесса. Особенно важно, что все электронные образовательные ресурсы по 11 основным школьным предметам, разрабатываемые в рамках этой программы, размещены в открытом доступе на федеральном портале для всех учителей России. Мы ожидаем реальных качественных сдвигов в области использования электронных образовательных ресурсов в школе.

CNews: Ушел ли из сознания россиян стереотип, что e-learning - это что-то экзотическое?

Наталия Соболева: Я бы сказала, что, несмотря на новизну, термин e-learning (хорошо распространенный за рубежом) прижился в крупных российских компаниях. В академической среде гораздо чаще говорят об информационных технологиях в образовании, электронных и цифровых образовательных ресурсах, интернет-технологиях, дистанционном обучении и т.д. Мне кажется, что во многом это связно с "трудностями перевода", к сожалению, нет аналогичного, емкого русскоязычного термина. Хочу отметить, что очень много для распространения культуры, пояснения терминов и возможностей e-learning делает наш отраслевой журнал "e-Learning World".

CNews: Одним из преимуществ e-learning часто называется возможность учиться по личному графику, самостоятельно решать, когда и что делать. Но как стимулировать саму необходимость учиться? Ведь электронные средства полностью эту задачу не решают?

Наталия Соболева: Конечно, для успешного обучения (и не только электронного) нужна хорошая мотивация. В школе - это задача педагогов и семьи. В корпоративном обучении как руководители, так и сотрудники должны видеть реальную пользу от обучения как для организации, так и для себя лично. В этом - прямая задача руководителей и организаторов электронного обучения в компании. Мотивационные механизмы, конечно, должны учитывать все основные составляющие: материальную заинтересованность, нематериальную мотивацию и фактор "производственной необходимости". В 85% случаев недостаточная мотивация персонала на использование новой формы обучения и развития приводит к неполному успеху или даже полному провалу проекта внедрения новых технологий обучения. Могу сослаться на наш опыт с корпоративным университетом "Билайн", где для повышения мотивации на обучение была проведена отдельная внутренняя кампания и разработан креативный курс для менеджеров, объясняющий как важно обучать и развивать своих сотрудников.

CNews: Насколько давно вы и ваша компания работаете на рынке электронного образования?

Наталия Соболева: В эти дни группа Competentum отмечает 15-летие своей работы, все эти годы мы занимались проектами, связанными с электронным обучением. История группы началась в конце 1992 года, когда выпускниками и сотрудниками ведущего технического университета страны – Московского физико-технического института (МФТИ) – была основана компания ФИЗИКОН. С самого начала мы занимались разработкой обучающих компьютерных программ. В 1994 году вышел первый в России мультимедийный образовательный курс на CD – "Физика в картинках", переработанные версии которого до сих пор используется в России, переведены на 16 языков в 8 странах мира. Про наше участие в национальном проекте "Образование" я уже говорила. Мы начали активно работать в международных проектах e-learning более 10 лет назад, сегодня сотрудничаем с крупнейшими e-learning компаниями в США и Европе.

На российском рынке корпоративных систем обучения мы росли и развивались вместе с рынком. История развития российского рынка e-learning – это и наша история. Сегодня Competentum поставляет решения по управлению обучением и знаниями в компании; используя собственные уникальные технологии, разрабатывает курсы корпоративного обучения; выполняет комплексные проекты по организации электронного обучения в компании.

CNews: Поделитесь вашим видением, какие этапы в России прошел e-learning за последние годы?

Наталия Соболева: Я думаю, что, как и во многих других областях, в России все развивается ускоренными темпами. Мы быстрее проходим те же этапы в e-learning, что страны Запада в свое время: простое компьютерное тестирование, "доморощенные" системы, простые разрозненные курсы, переход от CD в интернет, стандартизация, консолидация компаний и унификация технологий. Российские компании и учебные заведения имеют возможность, используя опыт других, избежать принятия ошибочных решений и "перепрыгнуть" на более высокую ступень развития. Мы не понаслышке знаем, как e-learning работает в США и Европе, и можем им реально в этом помочь.

CNews: Какие наиболее интересные проекты были реализованы Вашей компанией?

Наталия Соболева: Каждый проект для нас – это уникальная, сложная и вместе с тем творческая работа. За нашими плечами огромный опыт по реализации крупных проектов не только в России, но и в США, Европе. Хочу отметить наш новый продукт Competentum.ShareKnowledge - вертикальное решение, основанное на последней офисной платформе Microsoft, использующее все богатые интеграционные, коммуникационные и другие базовые возможности Microsoft SharePoint Server 2007. В настоящее время он внедряется в ряде крупных российских производственных компаний, в крупнейшем международном банке. Недавно мы подписали контракт на распространение этого продукта в Великобритании с местной компанией – партнером Microsoft.

Из последних проектов в академическом секторе мне бы хотелось отметить внедрение системы управления образовательным процессом и учебным контентом, реализованное нами в МГИМО. Использование технологической платформы Competentum позволило реализовать задачу адаптации системы к специфике организации учебного процесса в условиях высшего учебного заведения, создания учебного контента в условиях ВУЗа, оценки качества знаний студентов, а также управления знаниями и коммуникациями.

Ну и, конечно, в последнее время у нас быстро растет направление разработки электронных курсов самой разнообразной тематики.

CNews: Как, на Ваш взгляд, будет развиваться рынок электронного образования в России, и где место Вашей компании в этом будущем?

Наталия Соболева: У электронного обучения в России объективно очень хорошие перспективы. Будут развиваться различные системы управления обучением. В этом направлении нам кажется, что наилучшие перспективы имеют решения, основанные "на плечах гигантов". Например, видится очень перспективным наше сотрудничество с Microsoft в области систем управления обучением, я уже упоминала выше продукт ShareKnowledge, который, на наш взгляд, имеет хорошие перспективы, в том числе и на международном рынке. Особенно привлекательно выглядит сегмент электронного контента – учебных курсов как общеобразовательных, для поддержки академического обучения, так и корпоративных. Несомненно, что наиболее эффективны комплексные решения и программы, в том числе и программы смешанного обучения (blended learning).

Наша стратегическая цель на 2-3 года: сделать Competentum ведущим поставщиком продуктов (систем и курсов), услуг и решений в области электронного обучения (e-learning) для бизнеса и образования в России и за рубежом.

CNews:Назовите кратко 5 причин, почему российскому бизнесу необходимо обратить особое внимание на e-learning.

Мне бы хотелось отметить в качестве причин в первую очередь такие глобальные процессы, как: экономический рост в России, движение в регионы ведущих российских компаний, вызывающее повышенный спрос на обучение большого числа работников по всей стране; демографическая ситуация, нехватка человеческих ресурсов и, как следствие, перегрев кадрового рынка, трудности с поиском "готовых" специалистов.

А также ряд локальных задач любого современного предприятия, которые можно решать с помощью технологий e-learning: минимизация затрат на подбор, обучение и развитие персонала, высокий коэффициент возврата инвестиций от проекта по внедрению e-learning; возможность обучения сотрудников территориально распределенных филиалов по принятым в каждой отдельной организации стандартам, создание собственной базы знаний компании, управление компетенциями и знаниями своих сотрудников; автоматизация сложных рутинных кадровых процессов, связанных с подбором, обучением, аттестацией и контролем за уровнем компетенций сотрудников.

Александр Радаев / CNews