Разделы

Бизнес Инфраструктура Бизнес-приложения

Найдены истоки эффективности ИТ

Эффективность от внедрения информационных технологий похожа на миф – все о ней знают, но реально посчитать ее никому не под силу. Возможно, к проблеме стоит подойти с другой стороны – оценить источники достижения возможных положительных эффектов. Такая попытка приводит к неожиданным и крайне полезным выводам.

Алексей Лелеков: Автоматизация учета сама по себе эффективна

 Алексей Лелеков

Свои комментарии по теме "Эффективность ИТ" корреспонденту CNews дал Алексей Лелеков, управляющий партнер компании "5-55".

Отнесение проектов по автоматизации к одной из трех категорий - "учетные", "процессные" и "планово-оптимизационные" - логично для внедренцев. Выгоды же бизнеса, на мой взгляд, могут быть классифицированы как явные (увеличение оборота, снижение издержек) и неявные (увеличение инвестиционной привлекательности из-за наличия определенных ИТ-систем, разгрузка персонала и пр.).

Я не согласен с утверждением, что автоматизация учета не дает эффективности (ее тогда бы и не внедряли уж десятки лет). При больших масштабах организации, когда сотни людей перекладывают данные (например, финансовые) из одних локальных таблиц в другие, сумма «потерянных» средств - 3-5%. При обороте в десятки миллионов долларов, это сотни и тысячи долларов, потерянных ежегодно - то есть автоматизация уменьшает издержки. Система окупается за годы, если не за месяцы. Более того, уменьшается число циклов по поиску неверно введенной информации в одну из локальных таблиц. Плюс уменьшается время перевода информации из одного формата в другой, статистика выдается на лету. Строго говоря, суммарное количество вводимой информации не уменьшается, оно лишь перераспределяется, что и вызывает недовольство некоторых сотрудников, но время на ввод в сумме примерно такое же, что и до проекта по автоматизации. А вот время на перекладывание и перепроверку данных существенно уменьшается.

Это значит, что освобождается время на анализ информации, стратегические решения можно принимать аккуратно и без спешки. Кроме того, достоверность информации также помогает в выборе правильного решения. Все это увеличивает оборот компании

Я согласен, что автоматизация учета применима для большой организации, когда поток проходимой информации велик. Согласен, что внедрение ERP разумно лишь для больших компаний (в том числе виден эффект снижения ИТ-затрат из-за крупных масштабов: можно сэкономить на поддержке единого продукта и исключить затраты на поддержку множества интерфейсов между разрозненными системами, которые существовали до внедрения ERP – это называется economy of scale).

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Процессный подход должен начинаться не с внедрения систем автоматизации, а с выбора стратегических целей, определения KPI и проектирования процессов, документирования и строгого следования логике процессов. Для этого автоматизация не всегда нужна. Тут нужно работать, прежде всего, с людьми. А вот если все обучены, процессы налажены, то и автоматизация уместна, она лишь снизит нагрузку на персонал. То есть можно будет нагрузить сотрудников еще чем-либо, полезным для бизнеса (это неявные выгоды). Определить существующие "пробелы" и отклонения помогает проект "ассессмент", - то есть обследование (самостоятельное или с приглашением консультантов) процессной карты предприятия - целиком или обособленными участками. По результатам "ассессмента" определение KPI и проектирование процессов происходит не вслепую, а на основании достоверной информации, приоритетов, учитывая реальную картину предприятия.

Насчет планово-отимизационных проектов я полностью со всем согласен. Распределяя грамотно нагрузку на ресурсы, мы достигаем оптимального соотношения "ресурс-нагрузка". Так, внедряемый согласно ITIL процесс Capacity Management (управление мощностью) позволяет выявить грядущие потребности бизнеса в бизнес-мощностях по обслуживанию его клиентов (например, количество бензина, отпускаемого в день на АЗС, среднюю скорость выдачи денег банкоматом, приемлемый размер очереди к кассе в супермаркете), а затем транслировать их в требования к ИТ-сервисам, персоналу, ресурсам - включая как приобретение/создание/найм новых, так и перераспределение существующих. А обратную связь бизнес получает, автоматизируя наблюдения за ИТ-ресурсами и системами (внедрение мониторингово-аналитических систем); так заранее виден тренд возможного отклонения мощностей бизнеса от плановых или реальных потребностей его клиентов.