Статья

"Мобилизация" SAP: стратегия и тактика

Интеграция Инфраструктура Бизнес-приложения
мобильная версия

Взрывной рост числа сотрудников, использующих в работе мобильные устройства, вынуждает компании не просто учитывать это в своих бизнес-процессах и предоставлять работникам необходимые инструменты, но и разрабатывать целые стратегии "мобилизации". Основных путей два: создавать специальные нативные программы для устройств или разрабатывать веб-приложения. Какой из них выбрать, если речь идет о разработке мобильных приложений для работы с корпоративными системами SAP?

По данным IDC, в 2011-2016 годах общемировое количество смартфонов, приобретаемых компаниями для своих сотрудников, будет ежегодно расти на 25%. Чуть большими темпами – на 28,4% - каждый год станет увеличиваться и количество личных мобильных устройств, которые будут использоваться для служебных целей (концепция Bring Your Own Device). В результате к 2016 году общее число смартфонов "для работы" составит порядка 300 миллионов, и это без учета планшетов. Цифры могли бы быть и выше: для сравнения в том же 2016 году, как ожидается, всего будет продано свыше 1,1 миллиарда мобильных устройств.

При этом наиболее часто смартфоны и планшеты используются сотрудниками для доступа к стандартным офисным приложениям – почта, текстовый редактор и т.д. Об этом говорят 68% респондентов. Второе место по популярности отводится работе с BI-приложениями (48%). Затем идут решения для автоматизации работы удаленных полевых сотрудников, продаж, учета времени и затрат. Замыкают группу лидеров приложения для организации совместной работы и коммуникаций. В результате получается, что лишь менее половины специалистов используют мобильные устройства для доступа к серьезным корпоративным бизнес-системам.

Причиной часто является страх утечки конфиденциальных данных. Кража или потеря смартфона (особенно если он принадлежит кому-либо из топ-менеджеров компании) потенциально способны нанести компании серьезный вред. Есть случаи, когда для простых задач компании разрабатывали слишком сложные с технологической точки зрения и поэтому слишком дорогие приложения. Это приводило к длительным срокам окупаемости и, как следствие, некоторому разочарованию в эффективности мобильных технологий.

Между тем задача разработки мобильных бизнес-приложений, которые будут обладать достаточной степенью защиты, оптимально соответствовать целям компании и принесут реальный эффект, не так сложна, как она может казаться в теории. Один из подходов к ее решению можно проиллюстрировать на примере разработки мобильных приложений для систем SAP, которые являются лидером по широте использования в корпоративном сегменте в России.

Нативное или веб-приложение?

Политика SAP в отношении корпоративной мобильности стандартна. Есть собственные средства для разработки нативных мобильных приложений (тех, что устанавливаются непосредственно на устройство сотрудника) и есть HTML5 для создания веб-приложений (они доступны со смартфона по закрытой гиперссылке). Если каких-то особенностей в создании приложений для SAP на HTML5 нет, то о некоторых характеристиках собственных средств SAP стоит сказать особо.

Собственные средства – это, прежде всего, платформа SAP Sybase Unwired Platform (или SAP SUP). Ее центральным элементом является SUP-сервер, который размещается на рабочей станции или на сервере под управлением Windows. Особенность платформы – часть программного кода для мобильного приложения генерируется автоматически, сервер фактически берет на себя всю "черную" работу (взаимодействие с системами SAP, получение, обработка и отправка данных и т.д.). Вторую часть – программирование оставшейся логики и интерфейсов – делает специалист-разработчик: под iPhone – на Objective C, под Android – на Java, под Windows – на .NET. Кроме того, SUP позволяет сократить сроки получения данных в мобильном приложении из систем SAP. Если в самой системе данные обновляются не очень часто, то можно, к примеру, раз в сутки их загружать на SUP-сервер, откуда мобильные приложения получат их с гораздо более высокой скоростью (в 2-5 раз), чем напрямую из SAP-сервера. Но помимо достоинств, у платформы есть и проблемы, одна из которых – поддержка не в полном объеме работы на Windows Phone и Windows 8, в отличие от iOS и Android.

Связанная с SAP SUP технология – SUP Mobile Workflow. Эта функциональность позволяет при создании приложения практически полностью исключить этап программирования. Здесь SUP-сервер также отвечает за взаимодействие с SAP-системами и обработку данных, однако вместо программирования в SUP Mobile Workflow, как в конструкторе, собираются картинки с интерфейсами для будущего мобильного приложения (кнопки, списки, текстовые блоки и т.д.). Выглядит этот процесс как drag-and-drop: нужные элементы набираются с помощью "мышки". Затем достаточно задать между ними связи, нажать несколько кнопок – и приложение готово, причем сразу для всех основных мобильных платформ. Казалось бы, вот она – "серебряная пуля", которая поможет быстро получить нужное приложение. На практике, конечно, все не так красиво. Созданное решение будет исключительно простым, с минимальной логикой и без какой-либо кастомизации. Это может быть неплохим вариантом, если большой компании необходимо в короткие сроки сделать простое мобильное приложение, которое будет вполне нормально работать на всех типах мобильных устройств. Но создать с помощью этой технологии профессиональное с точки зрения дизайна, функциональности и эргономичности приложение вряд ли получится.

Для конечного пользователя разницы между вариантами "нативное приложение – веб-приложение" фактически нет. Для компаний – она весьма существенна, поскольку последствиями неправильного выбора могут стать лишние затраты, неэффективность и утечка информации. Нередко заказчики принимают решение о типе приложения в самом начале своей "мобилизации" – и во многих случаях это оказывается ошибкой. Более эффективно сначала выполнить несколько шагов, которые дадут всю необходимую информацию для принятия решения и позволят сделать правильный выбор.

Стратегия и политика

Первый вопрос, который должна задать себе компания, это есть ли у нас стратегия "мобилизации". Иными словами, это понимание целей и задач использования мобильных приложений. Как они будут встроены в текущие бизнес-процессы? С какими системами надо выстроить взаимодействие? Какие категории сотрудников получат в свое распоряжение новое приложение? Если на эти и некоторые другие вопросы у компании уже есть более-менее детально проработанные ответы, то для окончательного решения достаточно точно оценить все особенности ИТ-ландшафта компании и требования по безопасности к будущему решению. Но, как показывает практика проектов EPAM Systems на Западе и в России, стратегия "мобилизации" у большинства компаний присутствует только в достаточно общем виде. Как правило, в штате компаний просто нет специалистов в сфере мобильной разработки, обладающих достаточными знаниями в области современных мобильных решений для корпоративных ИТ-ландшафтов.