Статья

Мишень CNews: Лидеры ИТ-менеджмента

Интеграция Инфраструктура
мобильная версия

В новом рейтинге Мишень CNews представлена расстановка сил в сегменте решений ИТ-менеджмента. Наилучшие позиции демонстрируют компании «Ай-Теко», Helios IT и «Крок».

Под управлением ИТ в настоящем исследовании понимается совокупность областей, в которых решаются задачи эффективной организации управления ИТ-инфраструктурой и приложениями (мониторинг, автоматическая инвентаризация, автоматизация администрирования), управление ИТ-активами (движение ИТ-активов, управление лицензиями, контрактами и пр.), ITSM (Service desk, каталог ИТ-услуг, комплексные системы управления ИТ-услугами).

При составлении Мишени рассматривался российский рынок услуг и решений в области управления ИТ, который формируют локальные сервис-провайдеры (интеграторы, нишевые компании, предоставляющие услуги в области управления ИТ). Иностранные вендоры специализированного ПО не рассматривались при формировании итоговой мишени.

Рынок управления ИТ в России: становление и динамика

Сектор управления ИТ условно можно выделить в составе рынка ИТ-услуг в целом. Его объемы не так велики: по оценкам Helios IT, он составляет $160-200 млн по итогам 2012 г. При этом сохраняется чувствительность к крупным проектам (например, к проекту в РЖД, официально закончившемуся в прошлом году) – когда два-три крупных заказчика заметно меняют объемы и динамику сектора. В то же время, добавляют в «Крок», в мировых масштабах рынок ITSM растет на 4,8%, а его объем составил в 2012 г. $18 млрд, по данным Gartner.

Сергей Ямов, директор департамента систем управления Helios IT, считает, что данный рынок развивался волнообразно. «Первые волны формирования этого рынка в России были связаны с крупными проектами по развитию ИТ-инфраструктуры в коммерческом и государственном секторах еще до 2000 г. – Отмечает он. – Построение распределенной ИТ-инфраструктуры, отход от мэйнфреймов требовали более серьезного отношения к системам управления и, в первую очередь, системам мониторинга ИТ-инфраструктуры. Первая крупная волна в 2000-2004 гг. была порождена первыми крупными ITSM-проектами в банках и нефтяной отрасли и связана с внедрением комплексных банковских и EPR-систем, и, как следствие, возросшей зависимостью бизнеса от ИТ, востребованностью рекомендаций ITIL и идей сервисного подхода. Вторая значительная волна 2006-2008 гг. была связана с успехами предыдущих проектов».

Что важно, растет не только количество проектов, но и уровень их зрелости. Последнее подразумевает зрелость не только консультантов, но и заказчиков. «За 10 лет, в течение которых наша компания занимается ITSM, подходы заказчиков изменились очень сильно, равно как и сам рынок. Он довольно быстро обретал зрелость, особенно в последние 2-3 года, – отмечает Георгий Ованесян, руководитель направлений «Консалтинг по ITIL/ITSM» и «Мониторинг и управление ИТ-инфраструктурой» компании «Крок». – В настоящее время заказчики уже достаточно осведомлены о структуре и содержании ITSM проектов. Например, в 2007 г. в одной крупной финансовой компании в рамках проекта мы проводили массовое обучение всех ИТ-управленцев принципам ITIL, так как сотрудников, осведомленных об этом подходе и его преимуществах, было очень немного. В 2012 г. при реализации аналогичного проекта в примерно такой же по масштабу организации мы столкнулись с тем, что подавляющее большинство управленцев и многие ИТ-специалисты уже очень хорошо знакомы непосредственно с теорией ITIL и имеют определенный опыт внедрения систем».

Успехи проектов «первых волн» получили дальнейшее развитие: работы по построению комплексных систем управления – «движение вширь» и «движение вглубь» – в область более серьезного применения сервисного подхода. Даже в кризис 2008 г. этот рынок хотя и затормозился, но не «обрушился»; по мнению Сергея Ямова, в тот период не было ни одного прекращенного проекта в области управления ИТ (если только компании вообще не сворачивали свою деятельность).

С 2010 г. в Helios IT отмечают переосмысление рынка. «Многие руководители служб ИТ уже хорошо понимают свои проблемы в области управления ИТ и, учитывая специфику текущей ситуации в своей организации, отказываются от шаблонных предложений, которых на рынке много. Им зачастую нужны решения на стыке смежный областей в управлении ИТ, например: ITSM и управление жизненным циклом и качеством заказной разработки ПО; автоматизации управления инфраструктурой и управления ИТ-активами; бизнес ориентированный мониторинг ИТ-услуг», – считает Сергей Ямов.

В свою очередь Георгий Ованесян комментирует, что за последние годы акцент в проектах по управлению ИТ сместился с внедрения систем автоматизации на построение эффективных процессов. «Заказчики стали прагматичны: на первое место ставят результат, а также правильный выбор средств и способов его достижения – для них критично, насколько быстро и качественно будет внедрено решение, важны финансовые затраты при этом. Мы же активно стараемся сместить акцент проектов по управлению ИТ в сторону баланса между тремя ключевыми составляющими: процессами, людьми, технологиями».

Наибольшую активность на поле проектов управления ИТ демонстрируют компании из телеком-сектора, финансовой отрасли и нефтегаза, где исторически начинало апробироваться это направление. За лидерами все ближе идут ритейл, транспортные и промышленные предприятия. В последние годы растет внимание к этому направлению и со стороны представителей госсектора, что отражается в расширении предложения ряда поставщиков.

В настоящий момент этот сектор демонстрирует достаточно высокую динамику, опережая средние показатели рынка ИТ в целом. По данным опроса CNews Analytics, средний рост по направлению ИТ-менеджмента составил в 2012 г. около 50% – это даже больше, чем у сохраняющего высокие темпы роста сектора ИТ-услуг (+25%). Количество проектов в данной области у опрошенных поставщиков увеличивается в среднем на 20%.

Отмечается движение сервис-провайдеров в этом секторе к мультивендорности. Так, например, ранее и вплоть до последних трех-четырех лет доминирующая доля внедрений в проектах ITSM приходилась на продукты HP. Параллельно увеличивалась доля решений на базе BMC. Сейчас этот ландшафт дополняют другие гиганты IBM, Microsoft, Computer Associates, Symantec, а также российские Naumen, Astrosoft, «Софтинтегро» и пр.

Максим Григорьев, заместитель генерального директора IT Expert, считает, что сегодня ITSM перестал был предметом экзотических проектов: «Пришло понимание, что управление -– это неотъемлемая часть всей ИТ-архитектуры организации и отдельных ее составных частей. Соответственно, совершенствование управления ИТ происходит в рамках реализации инфраструктурных и прикладных ИТ-проектов. Все больше внедряется комплексных систем ИТ-управления, состоящих не просто из отдельных процессов, а представляющих реальные системы, обладающих синергетическим эффектом. Все более высокие руководители начинают видеть в сервисном подходе реальный инструмент решения своих проблем, а это ключевая вещь, необходимая для появления интереса. В последние пару лет я слышал очень внятные и акцентированные слова о ценности сервисного подхода от высших ИТ-руководителей крупных российских компаний. Это были формулировки с конкретным видением решения практических проблем, стоящих перед ИТ-руководством: поддержка баланса между требованиями нескольких бизнес-направлений, внятное обоснование для ИТ-затрат, борьба с запредельной сложностью современных ИТ-систем, и, в конце концов, ответ на вопрос, как стать равным для бизнес-руководителей?».

Определение позиций ключевых игроков

Специфика рынка управления ИТ (который заметно шире рынка ITSM) усложняет задачу его оценки. Для выявления лидеров в этом направлении недостаточно традиционного распределения игроков в соответствии с показателем выручки. В данном случае речь идет о сервисном направлении, где важно учесть такие параметры, как накопленная экспертиза, опыт развития данного направления и начало практики, количество сотрудников, занятых в подобных проектах, и доля сертифицированного персонала, а также отраслевой и географический охват.

Для определения актуальной расстановки сил в этом секторе была выбрана модель Мишени CNews. В числе параметров для сравнения были обозначены как основные следующие: спектр покрытия задач в области управления ИТ, отраслевой и географический охват, профильность, а также удовлетворенность заказчиков.

В рамках формирования рейтинга Мишень в области управления ИТ были рассмотрены такие сервис-провайдеры, как: «Ай-теко», IT Expert, «Крок», «Астерос», «ВСС», IBS, Helios IT, «АйТи», «Наумен», ЛАНИТ, «Инлайн Груп», «Техносерв», «АМТ Груп», «Инфосистемы Джет» и др. Исследование показало, что в ряде компаний эта практика сегодня практически не развивается или вообще временно заморожена. Компании, сохраняющие или усиливающие активность в этом направлении, демонстрируют достаточно схожие стратегии.

Согласно методике, в центре мишени находится «идеальная компания», т.е. профильный поставщик с большой накопленной экспертизой, опытом успешных проектов (успешность которых подтверждают заказчики) и достаточными ресурсами. Он должен предоставлять максимальный набор услуг и решений от разных вендоров для предприятий из самых разных отраслей. К этой идеальной компании стремятся все прочие участники рейтинга Мишень CNews.

Наибольшие средние баллы по данной оценке демонстрируют компании «Ай-Теко», Helios IT и «Крок». «Ай-Теко» – один из старейших российских игроков в этом секторе, демонстрирующий широкий спектр решаемых задач и значительный отраслевой охват. У второго поставщика также зафиксирован широкий и востребованный портфель решений при подтверждаемом эффективном взаимодействии с заказчиками, при этом высокая доля выручки приходится именно на эту область. Компания «Крок», с одной стороны, является мультипрофильным интегратором (и на долю управления ИТ в его выручке приходится менее 1%), а с другой стороны – это один из старейших игроков данного сегмента, который заметно наращивает количество проектов именно по рассматриваемому направлению. По результатам исследования этот показатель у «Крок» максимальный по сравнению с другими игроками.

Отдельно нужно прокомментировать показатели компании «Наумен», которая выступает не только как консультант, но и как вендор собственного решения в данной области. Данный игрок занимает уникальную позицию на рынке, однако среди других участников рейтинга его итоговый балл отражает в первую очередь консалтинговую составляющую и в том числе – узкую линейку продуктов.

При проставлении оценок учитывались также объем, структурированность и методичность подачи информации по данному направлению на официальных сайтах компаний (критерий «позиционирование»). Кроме того, в кумулятивном показателе учитывался критерий удовлетворенности клиентов. Для получения соответствующих данных запрашивались мнения 3-5 наиболее важных клиентов по каждому участнику Мишени. Нужно отметить, что в среднем доминировали оценки 6-7 баллов по 10-балльной шкале. Наиболее высокие оценки получили проекты компаний «Крок», IT Expert, Helios IT и «Ай-Теко».

Мишень CNews: Лидеры ИТ-менеджмента

* для итоговой оценки Наумен учитывалась консалтинговая составляющая бизнеса (и не учитывалась вендорская)

Источник: CNews Analytics, 2013

Описание методики

В основе Мишени CNews – визуальная модель оценки поставщиков услуг в области управления ИТ.

У Мишени четыре Оси: горизонтальный охват (консалтинг, мультивендорность, спектр покрытия задач в области управления ИТ); отраслевой охват (решения для крупных компаний + госсектор, отраслевая специфика); географический охват (территориальная распределенность); профильность (ресурсы (штат / сертифицированный персонал), доля направления в выручке, количество проектов, позиционирование в рамках компании).

Также на итоговый балл, отраженный в размещении компании на Мишени, влиял такой фактор, как удовлетворенность заказчиков.

Точка пересечения – условная точка «максимум», здесь должна находиться «идеальная компания», к уровню которой стремятся оцениваемые игроки.

Удаленность поставщика от центра определяется средней оценкой по всем четырем выделенным параметрам. В то же время, направление смещения «выстрела» в сторону от центра будет определяться в зависимости от того, по какой из базовых характеристик в каждой паре достигнут наиболее благоприятный результат.

Предложение поставщика оценивается по ряду подкритериев по 10-балльной шкале. Итоговые критерии «Горизонтальный охват», «Отраслевой охват», «Географический охват», «Профильность» являются кумулятивными, т.е. высчитываются на основе нескольких характеристик.