Статья

Михаил Кожевников: Бизнес системного интегратора – постоянная "игра на опережение"

Бизнес Интеграция Бизнес-приложения
мобильная версия

Российский рынок системной интеграции, несомненно, является одним из столпов ИТ-отрасли. У него есть своя специфика, свои законы. О современном состоянии этого сегмента рынка в интервью CNews рассказал Михаил Кожевников, генеральный директор компании "Открытые Технологии".

CNews: Как вы считаете, какая роль отводится сейчас системной интеграции в ИТ-отрасли? Можно ли сказать, что в России системная интеграция – это самый мощный пласт ИТ?

Михаил Кожевников: ИТ-отрасль сегодня можно разделить на четыре крупных направления: консалтинг (куда в свою очередь входят управленческий, внедренческий консалтинг и бизнес-консалтинг), системная интеграция, дистрибуция и розница. Системная интеграция традиционно включает в себя решение широкого круга задач: построение ИТ-инфраструктуры, внедрение ERP и CRM систем, сервисная поддержка и многое другое. Сегодня мы наблюдаем тенденцию конвергенции системных интеграторов и консультантов, приводящую к тому, что интеграторы выходят на уровень решения бизнес-задач заказчиков, предлагая варианты улучшения их бизнеса путем применения знаний в области ИТ. Например, многие системные интеграторы развивают сейчас у себя услуги управленческого консалтинга. Поэтому с точки зрения интеллекта, масштаба решаемых задач, уровня подготовки специалистов, вовлеченных в решение этих задач, с точки зрения развития новых технологий, системную интеграцию действительно можно назвать одним из ведущих сегментов ИТ-отрасли.

Михаил Кожевников
Михаил Кожевников: От того, какой квалификацией обладают инженеры и управленцы, от их потенциала зависит успешность интеграторского бизнеса

Согласны ли вы с тем, что ИТ в целом отходят в бизнесе компаний на второй план, становясь обычной обслуживающей функцией, вроде бухгалтерии или отдела кадров?

Михаил Кожевников: Все зависит от зрелости компаний. Любая организация в своем развитии проходит несколько этапов. В начале пути информационным технологиям в компаниях, как правило, отводится совсем несущественное место. По мере того, как компания начинает развиваться, завоевывать «свое место под солнцем», значимость ИТ растет. Приходит понимание того, что информационные технологии необходимы для повышения управляемости компании и ее прозрачности. Но через какое-то время функции ИТ становятся естественным явлением, и в этом случае рассматривается передача их на аутсорсинг. Следует отметить, что ИТ в разных отраслях обладают разной степенью значимости. Например, в нефтяных компаниях ИТ не имеют такой важности, как в телекоммуникациях, потому что производственная база в нефтяном бизнесе опирается на природные ресурсы, а в телекоммуникациях – на технологии.

CNews: Какие факторы сегодня влияют на рост бизнеса системного интегратора?

Михаил Кожевников: Первый фактор – это устойчивая клиентская база, являющаяся подтверждением того, что системный интегратор умеет настолько хорошо строить отношения со своими заказчиками и решать их задачи, что эти отношения превращаются в долгосрочное партнерство. Второй – постоянное развитие, вывод системным интегратором на рынок новых технологий, ранее не представленных, "игра на опережение". Кроме того, на рост бизнеса влияет сам рынок, а точнее экономическая ситуация. Поскольку ИТ не являются предметом первой необходимости, а скорее инструментом для повышения эффективности работы компаний, то в случае неблагоприятных условий расходы на них сокращаются в первую очередь. Таким образом, рост ИТ-рынка зависит от благополучия в стране.

Среди внутренних факторов стоит отметить кадровую политику системного интегратора, которая также влияет на рост бизнеса. От того, какой квалификацией обладают инженеры и управленцы, от их потенциала зависит успешность интеграторского бизнеса. Поэтому нужно уделять достаточно внимания и ресурсов для роста персонала внутри компании. Персонал, в развитие которого компания инвестирует свои средства, несет в себе внутреннюю корпоративную культуру и имеет большой потенциал расти дальше.