Профили

Михаил Решетов: Настоящая борьба на телеком-рынке начнется через 3 года

Бизнес
мобильная версия

Российские телеком-операторы сегодня делают ставку не только на широкополосный доступ. В списке приоритетов на ближайшее время значатся также IP-телефония и IPTV. Однако, несмотря на шумиху вокруг так называемых сервисов Triple Play, развитие их идет довольно медленно. О причинах низких темпов роста этого сегмента, а также о перспективах российского телекоммуникационного рынка и его особенностях в интервью CNews рассказал Михаил Решетов, генеральный директор компании WestCall.

CNews: Какие тенденции Вы можете выделить на мировом и российском рынке телекоммуникаций? Какие направления, на Ваш взгляд, наиболее перспективны?

Михаил Решетов: Ключевые тенденции, по большому счету, лежат на поверхности. Очень широкое распространение и большие перспективы имеет мобильная телефония. Она постепенно вытесняет фиксированную, но все-таки фиксированная телефония еще свое слово скажет. И драйвером рынка фиксированной телефонии является широкополосный доступ.

Российский рынок в той или иной степени повторяет опыт западных соседей – европейских, американских, а также юго-восточных. Например, если рассмотреть деятельность China Telecom, то в структуре доходов этой компании 60% занимают корпоративные пользователи и 40% – физические лица, хотя капиталовложения в последний сегмент в несколько раз больше. Инвестиции в корпоративный сегмент быстрее окупаются. Однако компания не может не предоставлять услуги частным лицам – без этого она не будет считаться полноценным мультисервисным оператором. Только в случае предоставления всего спектра услуг компания будет привлекательной с точки зрения своей стоимости, капитализации.

Поэтому ключевой тенденцией сегодня можно считать развитие операторами всего спектра направлений деятельности для разных сегментов рынка – предоставление услуг и корпоративным клиентам, и частным, и доступ в интернет, и, соответственно, телефония и IPTV и т.д.

1 | 2 |

В Москве места хватает всем при условии правильного позиционирования

Динамику рынка широкополосного доступа сегодня многие сравнивают с развитием сотовой мобильной связи. Единственное отличие состоит в том, что мобильную связь проще разворачивать. Развитие сетей фиксированной связи имеет физические ограничения, потому что необходимо создавать инфраструктуру – это и сложности строительства линий, и вопросы согласования.

CNews: Как вы оцениваете развитие мультисервисных сетей в России? Почему, несмотря на разрекламированность, сервисы Triple Play в нашей стране находятся на зачаточном уровне?

Михаил Решетов: Некоторое отставание в развитии мультисервисных сетей объясняется несколькими причинами. Первая причина – техническая и технологическая, потому что развитие сети зависит целиком и полностью от компаний группы "Связьинвест". Вторая проблема – финансовая, экономическая. Для того чтобы предоставлять услугу IPTV, необходимо накопить критическую массу абонентов. По разным оценкам – это около 100 тысяч. Что это значит? Услуга IPTV предполагает не просто подачу эфирных каналов своим абонентам. Это неинтересно. Интересно освоить интерактив – видео по запросу, то есть создание системы, позволяющей заранее заказать просмотр транслируемой передачи "со сдвигом" на удобное время. Для предоставления этих услуг необходимо приобрести видео за несколько десятков тысяч долларов и транслировать его в свою сеть. Соответственно, окупаемость будет только тогда, когда будет критическая масса абонентов. Такое количество абонентов имеется у нескольких операторов, которых можно по пальцам пересчитать. Их первой услугой был доступ в интернет, что позволило накопить достаточную абонентскую базу. После этого оператор уже думает о предоставлении дополнительных услуг, начинает вкладывать в это деньги.

Еще одной проблемой я бы назвал отсутствие полноценных поставщиков контента. Этот рынок пока абсолютно не развит. Причина, на мой взгляд, кроется в законодательстве, где четко не прописаны взаимоотношения операторов с правообладателями. Есть много нюансов, которые по-разному могут трактоваться правоохранительными органами. И, соответственно, это большой риск для операторов. Рано или поздно пробелы в законе, конечно, исчезнут, но пока многие операторы действуют на свой страх и риск. Кроме того, мы видим, что законодательная практика по отношению к операторам выборочна. Т.е. практически любого оператора можно привлечь к ответственности. Такое положение дел во многом связано и со спецификой отрасли. Законодательная практика всегда идет немного позади практики реальной, фиксирует все достижения, имеющиеся на рынке. Идти наоборот – от законодательства к деятельности – вряд ли получится. Невозможно заранее прописать в законе то, чего еще нет на практике. Этот вопрос стоит достаточно остро, по этой теме проходит очень много конференций и круглых столов, но воз и ныне там.

Конечно, есть еще экономическая проблема. Российские пользователи не готовы платить такие деньги, как в Европе, где ARPU контракта Triple Play составляет порядка 50-60 евро. У нас же это сумма порядка 15-20 долларов, и услуга IPTV идет в довесок для увеличения лояльности клиента. В то же время, когда мы изучали западный опыт, обнаружили, что и там ARPU доходил до очень низких величин – до 15 евро. Потом операторы постепенно начали предлагать дополнительные сервисы, и показатель потихонечку пополз вверх. Поскольку у нас сейчас идет бурный передел, даже не передел, а захват рынка, операторы демпингуют, чтобы привлечь клиента. По всей видимости, когда рынок будет захвачен несколькими операторами, они уже будут увеличивать ARPU с помощью расширения спектра услуг.

CNews: Кто в перспективе станет основным потребителем услуг Triple Play?

Михаил Решетов: Это прежде всего жители мегаполисов, в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга. Это в основном "продвинутые" пользователи, с более высоким уровнем дохода. По опыту компании "Аист", входящей в наш холдинг, мы видим, что рынок в регионах еще не совсем готов к потреблению услуг, связанных с IPTV, не готов за них платить. Однако развивать регионы все равно необходимо, потому что рано или поздно и они к этому придут.

Мы сейчас готовимся предоставить услуги IPTV абонентам в Москве и Санкт-Петербурге. В Питере это будет осуществляться совместно с компанией "ИскраТелеком", начало вещания запланировано на 1 января 2008 года.

Я думаю, что есть смысл сделать несколько пакетов – эфирные каналы плюс несколько дополнительных: кино, спорт, научные каналы, развлекательные и т.п.

CNews: Не кажется ли Вам, что слишком широкий спектр услуг телеком-интегратора, с одной стороны, позволяет последнему сделать клиенту наиболее выгодное предложение, а с другой – мешает развитию глубокой компетенции по определенным направлениям у самого интегратора?

Михаил Решетов: Думаю, большой спектр предложений абсолютно не мешает компетенции интегратора. Здесь важно организационно, на уровне менеджмента разделять различные направления деятельности. Если говорить о корпоративных клиентах, то мы предлагаем не конкретные продукты, а целые решения на основе изучения потребностей заказчика. Соответственно, у нас никогда не бывает одинаковых способов подключения, т.е. для каждого клиента разрабатывается своя схема. Сюда входят и интеллектуальные сервисы, и телефония, и интернет, и дополнительные услуги – видеоконференции, аудиоконференции, VPN и т.д. Если не иметь такого комплекса предложений, есть риск, что клиент какую-то услугу может "добрать" на стороне. Чтобы этого избежать, мы даже предоставляем услуги мобильной связи – у нас конвергентные сети с компаниями "Мегафон" и "Скай Линк". Фактически, мы предлагаем принцип одного окна, чтобы клиент гарантированно полностью обслуживался у одной компании.

CNews: Как Вы оцениваете конкуренцию на российском рынке телеком-сервисов?

Михаил Решетов: В корпоративном сегменте, поскольку рынок сейчас растет очень быстро, конкуренция, конечно, присутствует. Однако у всех игроков существует своя определенная ниша, своя методика продаж, своя методика удержания клиентов, поэтому мы, честно говоря, конкуренции особо не ощущаем. Хотя на отдельных объектах борьба бывает достаточно серьезная.

В сфере широкополосного доступа конкуренция более ощутима. Бывает, что в одном доме подключение проводят по 4-5 операторов. Поэтому здесь опять же важна способность предоставить клиенту широкий спектр услуг – телефонию, интернет и IPTV. Необходимо делать ставку на сервис, наиболее полный набор услуг и разумную ценовую политику. Конкуренция достаточно серьезная, но нам она не мешает. Я думаю, такой активный рост рынка, который практически съедает конкуренцию, будет продолжаться еще в течение 2-3 лет. А потом уже будет гораздо сложнее.