Статья

Коллективные покупки помогут обхитрить розницу

Интернет Бизнес Веб-сервисы Инвестиции и M&A
мобильная версия

Сегодня огромную известность во всем мире набирают онлайновые сервисы коллективных покупок. Многие называют их едва ли не одним из самых популярных направлений онлайнового шопинга в частности и электронной коммерции в целом. Их главная особенность – значительная экономия для потребителей: зачастую речь идет о 50% или даже 90% скидке.

Считается, что впервые направление коллективных покупок получило распространение в Китае. Там это называется замысловатым словом "tuangou", что на русский язык –переводится примерно как "групповая скупка". Все началось с рядовых китайских потребителей, которые решали объединить усилия со своими друзьями или родственниками, чтобы в итоге получить скидку при одновременной покупке одного и того же товара или услуги. Со временем подход набирал популярность, и в дело вступили онлайновые сервисы.

Особенности организации

На данный момент суть работы сервисов практически одинакова вне зависимости от страны или бренда. Главное в коллективных покупках - это акции, которые предлагает тот или иной сервис. В рамках каждой акции сервис договаривается с какой-то компанией о мелкооптовой или даже оптовой закупке ее услуг при условии предоставления значительной скидки. Затем на веб-сайте публикуются условия акции: сроки, стоимость, размер скидки и минимальное количество покупателей, необходимое для того, чтобы она состоялась. Последний пункт обязателен, и это легко объяснить: в каждом случае существует некий минимум, ниже которого провайдеру услуги просто невыгодно проводить акцию на предложенных условиях.


На российском рынке недавно появился онлайн-сервис совместных покупок KupiKupon.ru

В рамках закупки потребители приобретают купоны с определенным номиналом. Схематично это выглядит следующим образом: человек покупает за 200 рублей купон номиналом 500 рублей на пользование услугами, к примеру, салона красоты. Таким образом, этим купоном он сможет оплатить услуги общей стоимостью 500 рублей, и в данном случае объем скидки составит 60%.

Важный момент: акции всегда ограничены по времени. Как правило, срок варьируется от одного дня до нескольких недель. При этом, разумеется, возможны варианты. Очень часто организаторы подобных сервисов также ограничивают и максимальное количество участников акции - купоны достаются не всем желающим, а только тем, кто купил их в числе первых.

Тенденция нарастает

В мире на данный момент онлайновых сервисов коллективных покупок уже довольно много - в одной Европе их несколько десятков. Появились и настоящие лидеры. К примеру, один из наиболее популярных сервисов Groupon.com предлагает акции для жителей более чем 50 городов США и Канады. Более того, во многих странах появляются клоны этого сервиса. Его главная отличительная особенность заключается в исключительной простоте. Пользователь видит активные акции с краткими описаниями, ничего лишнего. Совершить покупку - вопрос нажатия одной кнопки.

В России сегмент коллективных покупок тоже набирает обороты - открываются новые сервисы, проводятся интересные акции.

Рост числа поисковых запросов Google по сочетанию "совместная покупка", май 2009 – май 2010*

Увеличить

*На графике показана доля поисков по заданному запросу в общем числе поисков, выполненных в Google за определенное время. Данные приводятся в нормализованном виде и отображаются на шкале от 0 до 100

Источник: Google, 2010

Если же вывести статистику запросов Яндекса по сочетанию "совместная покупка" за май 2010 года, то только в Центральном Федеральном округе их число составит более 20 тыс. обращений, а на территории всей России и СНГ – более 50 тыс.

Среди наиболее популярных ресурсов можно назвать sptovarov.ru, shophelp.ru, forum.100sp.ru, mal-kuz.ru. Однако, на самом деле, таких ресурсов несравнимо больше, чем можно перечислить, причем их основная часть действует на "территории" социальных сетей и разнообразных форумов.

КупиКупон

На российском рынке холдингом Veritas Financial Europe, который известен своим аналогом Bloomberg для развивающихся регионов, недавно был запущен сервис под названием KupiKupon.ru.

Механика его работы аналогична большинству подобных сервисов - акции, скидки, купоны. На момент подготовки материала на KupiKupon.ru завершилась успешная акция в московском картинге, по которой было продано более 500 купонов. При этом стоимость одного купона была всего 160 рублей (60% скидка) за 10 минут заезда, при средней стоимости заезда около 500 рублей по Москве.

Важно отметить, что речь идет не только о Москве и Санкт-Петербурге - в списке KupiKupon.ru более 10 крупных российских городов, включая Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Саратов, Пермь, и ряд других. Правда, пока не для каждого города есть действующие акции, но, по заявлениям создателей "КупиКупон", их появления стоит ожидать уже в ближайшем месяце.

Разнообразные акции, появляющиеся на сайте KupiKupon.ru, обновляются раз в 1-2 дня и являются суперуспешными – сервис продает по 500 и более купонов на одно предложение. По словам Акыла Муратова, PR-менеджера проекта, старт прошел очень успешно и потребители с большим энтузиазмом восприняли модель коллективных покупок. "Основополагающей целью КупиКупон.ру является предложение хороших заведений и мест, в которые мы сами хотели бы пойти", - сказал г-н Муратов.

Сервисы коллективных покупок являются отличным примером того, как хорошая идея постепенно превращается в эффективную бизнес-модель, которой успешно пользуются и бизнес, и обычные потребители по всему миру и, безусловно, Россия не является исключением.

На правах рекламы

Елизавета Валяева