Разделы

Безопасность Стратегия безопасности

Как взламывают «операционную систему» человека

Киберпреступники зачастую пользуются методами социальной инженерии – рядом приемов, позволяющих подтолкнуть человека к раскрытию ценной информации. Опасность таких атак высока, а жертва обычно не понимает, что ее действия наносят вред. Эксперты компании McAfee постарались разобраться в этой проблеме и выделили основные виды атак, каналы, которыми пользуются злоумышленники, а также разработали методы защиты.

Попытки применения методов социотехники не всегда линейны: та или иная отдельная атака может быть частью более крупной кампании по сбору взаимосвязанных данных. Например, злоумышленники могут провести одну атаку, получить необходимую информацию и исчезнуть. Или же они могут провести ряд атак, относящихся к категории «охота», а затем, используя собранную информацию, инициировать атаку, относящуюся к категории «животноводство».

Каналы атаки

Для проведения атак злоумышленники могут использовать разные каналы. Нередко для социотехнических атак используются вредоносные веб-сайты. Согласно отчету компании Verizon о расследовании утечек данных за 2014 г. (2014 Verizon Data Breach Investigations Report), в 20% атак, проводимых с целью шпионажа, для доставки вредоносного ПО используются механизмы стратегического взлома веб-сайтов.

Самыми распространенными видами социотехнических атак с использованием электронной почты являются фишинг вообще и целенаправленный фишинг в частности. Рассылка электронных почтовых сообщений – эффективный метод проведения атаки, поскольку, согласно отчету Verizon, по ссылкам в фишинговых электронных сообщениях переходит 18% пользователей.

Телефон в качестве канала связи пользуется популярностью у информационных посредников. Бывает, что злоумышленники встречаются с сотрудником компании лично, тогда они могут принудительно или обманным путем заставить его предоставить информацию. Почтовая служба не столь популярна, как другие каналы связи, но тоже присутствует в общей статистике по атакам. Также злоумышленники используют факс – примером такой атаки может быть поддельное сообщение от системы электронных платежей.

Защита от социотехнических атак

Эксперты компании McAfee Радж Самани и Чарльз Макфарланд выделяют средства, которые можно использовать для уменьшения опасности социотехнических атак. Условно они разделены на три категории: люди, процессы и технологии.

Людям эксперты советуют устанавливать четкие границы. Все сотрудники должны быть ознакомлены с принятыми в организации правилами раскрытия информации и иерархическим порядком обработки запросов, выходящих за пределы их полномочий. Также должна быть разработана и внедрена программа повышения осведомленности сотрудников в вопросах безопасности, предполагающая постоянное обучение сотрудников. Для привлечения внимания сотрудников McAfee разработал специальный тест на умение распознавать фишинг.

Сотрудники не должны бояться сомневаться даже в самых безобидных на вид запросах. Например, сотрудник должен не бояться расспросить человека, пытающегося вслед за ним пройти в служебное помещение. Даже самая незначительная на вид информация, такая как номера телефонов (информация, дающая новые возможности), может быть использована для проведения атаки, поэтому полезно объяснять важность любых сведений.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Важно также не заниматься поиском виновных. Объекты социотехнических атак являются жертвами. Наказывая отдельных сотрудников, ставших жертвами обмана, работодатель создает атмосферу, в которой сотрудники не будут готовы признаваться в разглашении информации. Будучи один раз обманутыми, они могут попасть под контроль злоумышленника, который затем может начать их шантажировать.

С точки зрения процессов рекомендуется при обнаружении подозрительных действий составлять отчеты с указанием всех подробностей. Это помогает расследовать инциденты. Также при переходе на вредоносную веб-страницу у сотрудника должна отобразиться блокирующая страница с информацией о причинах блокировки.

Компаниям также рекомендуется оповещать клиентов. Когда организация отказывает звонящим в предоставлении информации, она должна сообщить им об этом и проверить, имеет ли звонящий право на получение запрашиваемой информации. Кроме того, организациям следует установить порядок обмена информацией с клиентами. Например, PayPal предоставляет пользователям следующую инструкцию по проверке подлинности получаемых электронных сообщений: «в своих электронных письмах мы никогда не запрашиваем информацию следующего типа: номера банковских карт, номера банковских счетов, номера водительских удостоверений, адреса электронной почты, пароли, ваше полное имя».

Для персонала, непосредственно работающего с клиентами, должен быть разработан простой порядок передачи потенциально мошеннических сообщений на рассмотрение в вышестоящие инстанции. Кроме того, стоит регулярно проводить проверки на уязвимость сотрудников к социотехническим атакам.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Избежать утечек информации также помогут простые технологические решения. Необходимо регулярно записывать входящие телефонные звонки – это помогает расследовать инциденты. Подозрительные звонки должны перенаправляться на контролируемый номер. Электронные сообщения, содержащие известные и неизвестные вредоносные программы, стоит сразу удалять. В компании должна быть настроена фильтрация веб-трафика и заблокирован доступ к вредоносным сайтам. Кроме того, нужна строгая проверка подлинности. Не устраняя полностью риск того, что в результате социотехнической атаки пользователи могут раскрыть злоумышленникам свои учетные данные, многофакторная проверка подлинности, однако, значительно усложняет злоумышленникам задачу получения учетных данных.

Опасность социотехнических атак очень серьезна. С их помощью киберпреступники незаконно получают доступ к информации, используемой в различных вредоносных целях. Для эффективной борьбы с этой проблемой необходимо понимать природу социотехнических атак. Это значит, что необходимо уметь выявлять наиболее вероятные действующие лица, используемые ими методы проведения атак и имеющиеся у них ресурсы, а затем принимать соответствующие меры по снижению уровня риска, связанного с такими атаками.