Разделы

ПО Цифровизация Свободное ПО

Как делать деньги на Open Source?

Бизнес на свободном ПО еще полтора десятилетия назад был лишь мечтой. На современном рынке это быстрорастущее направление. Тем не менее, "сделать деньги" из бесплатного кода совсем не просто. CNews предлагает обзор мирового и российского бизнеса, связанного с открытым ПО.

В России "открыто-закрытой" модели придерживаются такие компании, как SWSoft и Naumen. Компания SWSoft ведет разработку закрытых решений для виртуализации и автоматизации. Но она также работает и над открытой системой виртуализации для Linux – OpenVZ; представители SWSoft активно участвуют в работе над ядром Linux. Открытый код становится технической базой, надежность которой обеспечивается благодаря множеству пользователей по всему миру; и на этой базе SWSoft строит закрытые решения, приносящие доход.

Продукция Naumen – это программные продукты для автоматизации бизнес-процессов и управления деятельностью предприятий. Соотношение закрытых и открытых программ среди продукции Naumen менялось с течением времени; некоторые программы "закрывались" в более новых версиях, другие, наоборот, становились открытыми.

Как рассказал Александр Давыдов, генеральный директор компании, в 2001 году в Naumen поняли одну простую, хотя и не совсем очевидную истину: чем более универсально ПО, чем оно более рапространено, логично и понятно, тем труднее получить на нем доход. Это следствием более общего положения: чем большей общностью обладает идея, тем меньше дохода за нее можно выручить. Например, результаты фундаментальных научных исследований, как правило, печатаются открыто и бесплатны, а вот прикладные, частные исследования закрыты и стоят больших денег.

Отсюда следует, например, что ядро глобально распространенных операционных систем неизбежно должно стать свободным (даже если Microsoft сохранит доминирование на рынке, ей придется открыть ядерные функции). Также очевидно, что когда стандартизируется ПО для автоматизации бизнеса, его ядро также станет открытым.

MySQL нашла компромиссный вариант между платными и бесплатными лицензиями
MySQL нашла компромиссный вариант между платными и бесплатными лицензиями

Свои продукты Naumen открывает при наступлении соответствующих условий. Так, коммерчески успешные версии системы документооборота NauDoc были открыты прошедшим летом, хотя до этого было продано несколько сотен лицензий. Количество скачиваний вновь открытого NauDoc исчисляется тысячами, и компания уже получает доходы от поддержки и обучения пользователей открытой версии.

Между тем компания Naumen разработала новый продукт для документооборота – Document Management System (DMS) на платформе Java и BEPL 2.0. DMS поддерживает принципиально новый уровень масштабирования, обеспречивая работу сотен пользователей одновременно. После выпуска DMS держать NauDoc под закрытой лицензией стало невыгодно, но как открытое ПО он остается зрелым и конкурентоспособным продуктом.

Свободное ПО – фундамент для достижений

Возвращаясь на мировой рынок, отметим, что и Red Hat, и Novell, и MySQL – далеко не самые крупные компании в мире, активно поддерживающие и распространяющие ПО с открытым исходным кодом. Так, немалую роль в развитии ядра Linux и других свободных программ сыграла компания IBM. Благодаря компании Sun появился наиболее развитый открытый офисный продукт – OpenOffice.org; Sun также выпустила под свободной лицензией ядро OpenSolaris и постепенно открывает платформу Java.

Ни IBM, ни Sun, ни Hewlett Packard или другие подобные "монстры" – не "open source бизнес" как таковой. Они получают прибыль в основном не благодаря поддержке открытого кода или близким к нему закрытым версиям. Конечно, и от такого дохода они также не отказываются – так, Sun продает StarOffice, закрытый вариант OpenOffice.org; но это отнюдь не главный для них бизнес, и не ради него они вкладывают деньги и усилия в открытые разработки.

Для этих компаний свободное ПО – не самоцель, а часть инфраструктуры для самых разных решений. И уже эти решения приносят основной доход. Например, IBM устанавливает Linux на многих производимых ею серверах.

Открытость кода позволяет корпорациям не распылять силы на создание собственного ПО и не зависеть полностью от сторонних поставщиков (таких, как Microsoft). Вместо этого "инфраструктурный", нужный для всех код создается совместно как работниками компаний, так и отдельными специалистами в рамках свободных проектов.
Конечно, и раньше практиковались совместные разработки. Но для них требовалось создавать отдельные консорциумы и заключать соглашения. А поскольку конкурирующие корпорации не особо доверяют друг другу, этот процесс нередко давал сбои.

Свободные лицензии, условия которых относительно просты, понятны и универсальны, с успехом заменили такие консорциумы. Например, GNU GPL просто не позволяет ни одному из "участников игры" присвоить общие результаты, усовершенствовать их и распространять как свой закрытый продукт. Конечно, многие любители GPL настороженно относятся к крупному бизнесу; но сама GPL оказалась удачным набором условий для сотрудничества корпораций в работе над ПО.

Если все Linux-поставщики так или иначе конкурируют за общий рыночный участок, то компании, использующие открытый код как инфраструктуру, могут существовать в самых разных областях. Перспективы расширения этой бизнес-модели практически безграничны; она особенно привлекательна в случаях, когда свободное ПО обладает техническим превосходством.

Именно так обстоит дело, в частности, с голосовой связью через компьютерные сети (Voice Over IP – VoIP). Свободные продукты, прежде всего Asterisk, как минимум сравнимы по возможностям с дорогостоящими закрытыми аналогами, а во многом и превосходят их. А отсутствие дорогостоящей оплаты лицензий создает отличные условия для развития малого и среднего бизнеса.

Компания "Сейрос" не "продает свободное ПО". Она создает телефонные решения; в их основе – компьютер с Asterisk. Как рассказал Николай Гавриков, ведущий разработчик ООО "Сейрос", три года назад (когда компания была основана) казалось, что Asterisk – это прежде всего решение для малых операторов связи и малого бизнеса.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Но в это же время вышли новые распоряжения Минсвязи, вынудившие малых операторов уйти с рынка. Малому бизнесу оказалось неоткуда брать внешний телефонный трафик, пригодный для обработки Asterisk. Тем не менее, успеха добиться удалось – на достаточно неожиданном направлении.

Крупный бизнес вполне мог позволить себе дорогостоящие "брендовые" решения для цифровой телефонии. Но при цене в десятки и сотни тысяч долларов результат не всегда оправдывает ожидания. В любой сложной системе бывают ошибки и недоделки; и поставщики не всегда спешат с исправлением именно той проблемы, которая нужна данному заказчику. Благодаря закрытости программной "начинки" заказать исправление кому-то другому (или внести самостоятельно) также невозможно – приходится ждать и, возможно, терпеть убытки. Кроме того, поставщики нередко требуют оплаты "подписки" на обновления.

В результате корпоративные клиенты обратили внимание на Asterisk. Эту систему отличает повышенная гибкость; модифицируя существующие модули и добавляя свои, Asterisk можно приспособить к любой задаче. Поставщик решений – российская компания, ее специалисты могут обеспечить быстрое решение любых проблем – либо своими силами, либо связавшись с другими разработчиками. (Между тем, эти исправления совершенствуют саму систему Asterisk, улучшая ее возможности для новых решений). Кроме того, ценовая политика российского поставщика может быть куда более гибкой.

Среди обратившихся в компанию "Сейрос" неожиданно оказались call-центры, нефтяные компании, банковские структуры, коммерческий перевозчик грузов, спутниковый телеканал, провайдер дополнительных услуг для мобильной связи и т.д. Многим из них нужны нестандартные специфические сервисы, а также высокий уровень надежности. Кроме того, благодаря открытой лицензии, они не попадают в зависимость от поставщика – всегда можно передать обслуживание и развитие решений другой компании.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Столь серьезные успехи позволили "Сейросу" расширить свой бизнес. Компания разработала и готовит к производству аппаратные устройства для связи IBM-совместимого компьютера с "миром" телефонии. В перспективе "Сейрос" надеется производить их в России – для этого нужно лишь найти подходящий завод и договориться о приемлемых условиях.

Конец рынка ПО?

Конечно, далеко не только "Сейрос" использует свободное ПО как инфраструктурную основу для своего бизнеса, и IP-телефония – совсем не единственная возможность такого применения.

Если свободное ПО становится не самим продуктом, а инфраструктурой для него, проблема "как заработать деньги на бесплатном коде" отпадает сама собой. Более того, поскольку общая программная инфраструктура бывает нужна и непосредственным конкурентам, и представителям далеких друг от друга областей, они могут вкладывать в совместные открытые разработки немало ресурсов. Но о "рынке ПО" в этом случае говорить не приходится.

Как минимум в одном случае "инфраструктурная" модель уже конкурирует с "чистой открытостью". Компания Oracle с конца 2006 года продвигает Unbreakable Linux – пакет услуг по поддержке дистрибутива Linux, основанного на Red Hat. Но если для Red Hat Linux является основным продуктом, то для Oracle это лишь инфраструктура, на которой работают его основные продукты (СУБД и другие прикладные системы). Практически, Oracle предлагает пользователям отказаться от услуг отдельного поставщика Linux, доверив все решение, включающее эту ОС, единой службе поддержки Oracle. (Red Hat ведет контррекламную кампанию под лозугном Unfakeable Linux, опираясь на свою репутацию.)

И если на рынке поставщиков свободного ПО как такового и в мировом, и в российском масштабе уже стало достаточно "тесно", то прикладные решения на основе открытого кода могут "освоить" достаточно большое количество новых областей.

Михаил Рамендик / CNews