Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения

ИТ-сервис: Бизнес соскучился по результату

С ростом и взрослением ИТ-рынка корпоративные заказчики становятся все более требовательными к качеству проектов. Если раньше многие компании внедряли информационные системы, руководствуясь вопросами престижа, сейчас подход к ИТ стал гораздо более прагматичным: люди четко ориентированы на достижение конкретных бизнес-результатов. Однако далеко не все ИТ-специалисты готовы поддержать эту планку – многие из них до сих пор мыслят в категориях железа, инфраструктуры, технологий и языков программирования. Как преодолеть этот разрыв и построить клиентоориентированный ИТ-сервис в интервью CNews рассказал Анатолий Гавердовский, старший вице-президент компании EPAM Systems.

Интервью с топ-менеджером

Анатолий Гавердовский: Бизнесу нужны конкретные результаты от внедрения ИТ-систем

CNews: Что происходит на рынке корпоративных информационных систем в России? Какие факторы оказывают влияние на его развитие?

Анатолий Гавердовский: Сегодня во многих отраслях мы видим колоссальное развитие бизнеса и, соответственно, рост задач, которые перед ним стоят. Это создает ситуацию серьезного роста требований к автоматизации. Если раньше заказчики руководствовались туманными понятиями о престиже или капитализации (поставьте нам SAP, чтобы капитализация повысилась), теперь они абсолютно четко понимают, что без правильно организованной информации, без адекватной системы для принятия управленческих решений невозможно управлять бизнесом того размера, который сейчас есть или в ближайшее время будет у многих российских компаний. Соответственно, растут размеры проектов и требования к их качеству, что, в свою очередь, приводит к серьезному кадровому голоду. Речь идет не только о технических специалистах и инженерах – хотя и таких профессионалов достаточно мало, потому что почти вся их подготовка осуществляется внутри компаний.

Еще более серьезная проблема – практически полное отсутствие бизнес-консультантов, то есть тех людей, которые в подобном бизнесе проработали много лет, знают его специфику "от" и "до", понимают, что важно для бизнеса, создали не одну такую систему и могут прийти к заказчику, рассказать и показать, как все правильно сделать, чтобы получить нужный результат. На Западе таких людей довольно много, а в России профессионалов можно пересчитать по пальцам, потому что они практически всегда работают на стороне бизнеса. А западные консультанты, к сожалению, не всегда могут помочь - опять же, либо в силу специфики отечественного рынка, либо по причине коммуникативных проблем.

CNews: Действительно ли это настолько серьезная проблема?

Анатолий Гавердовский: Доходит до смешного. Один из наших заказчиков вот уже много месяцев не может найти бизнес-консультанта по хранилищу данных. Не такого, конечно, который построит запросы и создаст отчеты, а того, кто сформулирует видение проблемы, сделает грамотную постановку задач, определит глобальные метрики и дальше отдаст это в работу, чтобы мы это реализовали техническими средствами. Вот это очень серьезная проблема.

Очень слабо происходит смычка бизнеса и бизнес-требований с информатизацией. Бизнес соскучился по результату. Не по большим информационным проектам и красивым общим словам. Бизнесу нужны конкретные результаты от внедрения ИТ-системы, которые он сможет обосновать и оценить. Это может быть снижение затрат, рост доходов, достигнутые за счет повышения качества управления или качества принятия решений. От каждого внедрения бизнес должен получать определенные ощутимые результаты.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

На сегодняшний день у ИТ-специалистов есть проблемы с пониманием бизнеса, они не научились еще говорить в терминах бизнес-результатов ИТ-проектов. Те компании, которые смогут это осознать и перестроиться, получат большие возможности роста. Кстати, интересно, что сегодня лишь у государственных заказчиков для получения проекта существует жесткое требование по написанию ТЭО (технико-экономического обоснования), которое, в свою очередь, является обязательной частью проектной документации. Жаль, что с появлением рыночной экономики многие проектные процессы, которые создавались потом и кровью, исчезли.

CNews: Каким образом можно изменить ситуацию?

Анатолий Гавердовский: Чтобы соответствовать возросшим требованиям и приносить бизнесу заказчика реальную выгоду, нужно работать в двух направлениях: первое – люди, накопленный опыт и экспертиза, второе – реальные результаты и их качество. Необходимо менять ментальность людей так, чтобы они были ориентированы не на процесс, а на результаты, причем не свои, финансовые, а на результаты заказчика. Это значит - воспитывать и культивировать сервисный клиентоориентированный подход.


Анатолий Гавердовский: От каждого внедрения бизнес должен получать определенные ощутимые результаты

Например, в нашей компании процесс перестройки никогда не останавливался. Кроме постоянного обучения, мы стараемся изменить систему мотивации таким образом, чтобы она была синхронизирована с требованиями и интересами заказчика. Мы пытаемся выстроить внутри компании процессы, ориентированные на достижение этой цели. Я не говорю сейчас о формальных процессах выстраивания качества разработки. Это необходимое условие, но оно не является достаточным для того, чтобы заказчику было хорошо, и он воспринимал бы нас как долговременного партнера, а не временщика, которому нужно урвать и удрать.