Разделы

Конференции

ИТ-аутсорсинг 2012: очередной фальстарт?

Быстрый рост рынка российского ИТ-аутсорсинга аналитики предрекают вот уже последние 10 лет. Начнется ли ожидаемый многими "экспоненциальный рост" сейчас, когда отечественный аутсорсинговый рынок превратился в небольшую отрасль с оборотом свыше 1 млрд долл.? Эта тема стала одной из главных на конференции CNews Conferences и CNews Analytics "ИТ-аутсорсинг 2012: Тренды и перспективы".

Многие сегодня считают, что сервисы российских аутсорсеров не всегда удобны и выгодны для заказчиков и не обязательно высокотехнологичны. Действительно, специалисты по бюджетированию часто рекомендуют крупным холдингам и корпорациям инсорсинг - выделение подразделения в качестве бизнес-едининцы в составе группы компаний - в качестве эффективного инструмента управления современным бизнесом. В практике же отечественных компаний эта, в общем-то, разумная и правильная рекомендация часто служит поводом для образования структур, фактически блокирующих доступ внешних провайдеров к заказам на ИТ-обслуживание. В то же время, все эти кэптивные, дочерние, совместные и прочие разновидности подобного рода инсорсинго-аутсорсинговых компаний сегодня стремятся быть похожими на аутсорсеров настоящих - обычных провайдеров, конкурирующих друг с другом и формирующих цены на внешнем рынке, служащих ориентиром для всех прочих. И уже одно это стремление не может не радовать.

В то же время, отсутствие подтвержденного успешного опыта выполнения крупных заказов в прошлом затрудняет их получение в будущем. Тем не менее, во многом благодаря усилиям независимых провайдеров, использующих самые различные стратегии для продвижения своих услуг, - от фокусировки на базовых сервисах до предоставления высокотехнологичных услуг из "облака", - аутсорсинговый рынок в РФ растет. О своем текущем предложении сервисов аутсорсеры рассказали собравшимся на конференции и выслушали в ответ многочисленные пожелания и предложения заказчиков их услуг, а также консультантов в этой области.

Скрытые резервы роста

Мировой рынок ИТ-аутсорсинга в 2012 г., по прогнозам Forrester Research, составит 385 млрд дол., а в 2013 вырастет еще на 6% - до 408 млрд. По данным российского партнера Forrester, компании in4media, оборот российского ИТ-аутсорсинга невелик в абсолютном исчислении и составил в 2010г. около 1 млрд долл. Однако он быстро растет, и его объем в 2011г. аналитики оценили на 25-30% выше – около 1,3 млрд. Многие сегодня с тревогой и надеждой смотрят сегодня на этот рынок, а некоторые аналитики даже предрекают ему экспоненциальный рост, несмотря на явно затянувшуюся "инкубационную" стадию.

Продолжительность "детского периода" российского аутсорсинга обусловлена, прежде всего, рядом макроэкономических причин. Среди них отсутствие реальной конкуренции в ряде отраслей и сегментов рынка, а значит и действенных стимулов для сокращения затрат, а также общая неразвитость сферы услуг в РФ по сравнению с общемировым уровнем. Неготовность и неосведомленность заказчиков в качестве главного сдерживающего фактора для роста рынка российского аутсорсинга указал, в частности, Сергей Македонский, президент Национальной ассоциации стратегического аутсорсинга "АСТРА", сопредседатель IAOP Russia Chapter.

Ставка на комплексность

Аутсорсинг поддержки ИТ-инфраструктуры оказывается особенно эффективным в тех случаях, когда провайдер может предложить клиентам целый набор взаимосвязанных сервисов и услуг различного технологического уровня. Компания "АйТи Десижн" оказывает своим клиентам комплекс услуг - от сборки и поставки (с отсрочкой платежа) ПК, серверного оборудования и пр. до поддержки ИТ-инфраструктуры, построенной на централизации ИС заказчика в дата-центре "Ростелеком".

Сергей Голицын, T1
Цифровизация

Генеральный директор компании Филипп Александровский привел для примера метрики обслуживания локальной вычислительной сети (ЛВС) клиента, насчитывающей более 700 компьютеров. Наработка между отказами ПК составляет 10 тыс. часов, ЛВС – 13 тыс. часов, а коэффициенты готовности отдельных ПК и ЛВС в целом составляют, соответственно, 0,999 и 0,866. "Очевидно, что в этом случае организовывать собственную ИТ-службу нет необходимости", - считает г-н Александровский и делает прогноз: "В ближайшей и среднесрочной перспективе мы будем свидетелями экспоненциального роста российского рынка ИТ-аутсорсинга, а уровень конкуренции и число слияний и поглощений на нем значительно вырастет".

Кэптивный аутсорсинг становится обычным

В 2007г. было принято решение о создании дочерней структуры, - совместного предприятия "Сибур Холдинг" и "Газпром нефть", - компании ИТСК, которая, по словам менеджера по трансформации Михаила Зверева, сегодня стала одной из крупнейших аутсорсинговых компаний России. В настоящее время в ИТСК идет трансформация, затрагивающая прежде всего операционную модель, в рамках которой региональные дирекции ИТСК на местах дополняются центрами компетенций, обслуживания и пр.

Филипп Александровский: Мы будем свидетелями экспоненциального роста рынка ИТ-аутсорсинга

На вопросы CNews ответил Филипп Александровский, генеральный директор IT Decision CJSC.

CNews: Как изменились потребности бизнеса и государственных организаций в аутсорсинге за последние годы?

Филипп Александровский:Наша компания обладает компетенцией в области информационных технологий. По заключению наших аналитиков потребности и бизнеса, и государственных предприятий в аутсорсинге ИТ-технологий будут расти пропорционально росту информационного трафика. Это означает, что мы будем свидетелями экспоненциального роста этого вида интеллектуальных услуг.

Читать далее