Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

ИТ в ЖКХ: эксперты спорят о подходах

Жилищно-коммунальная сфера в настоящее время является одной из немногих областей жизни российских граждан, слабо затронутой процессами технологического переоснащения, в том числе информатизации. Однако именно информационные системы являются инструментом, который позволяет собрать данные для расчета инвестиционных планов, выявить реальные потери энергии при доставке потребителю, адекватно оценить уровень потребления и осуществлять адресные выплаты, избегая дублирования. В рамках CNews Conferences прошел круглый стол "ИТ в национальном проекте "Жилье" и реформе ЖКХ", на котором встретились представители как со стороны ЖКХ, так и со стороны ИТ-сообщества. Разгорелись жаркие дискуссии.

Свои предложения в области автоматизации ЖКХ высказывали и представители бизнеса.

"В сферу ЖКХ вовлечены все граждане страны – или как поставщики услуг, или как потребители. По этой причине возникает очень большой пласт информации, при этом информация является неиссякаемым и самовоспроизводимым ресурсом, - считает директор Дирекции собственных разработок компании "Борлас" Сергей Сидоренко. - Если правильно построить механизмы управления этой информацией, то можно капитализировать эти информационные ресурсы, тем самым в конечном итоге превращая эту информацию в товар".

О предлагаемых компанией системах поддержки принятия решений в области ЖКХ, в том числе на основе ГИС-технологий рассказал участникам "круглого стола" директор Департамента системных решений компании Prime Group Владимир Исаев. Такие системы позволяют не только оперативно и обоснованно принимать решения, но и эффективно прогнозировать ситуацию. Использование ГИС делает информацию понятной и удобной для восприятия.

Более подробно об использовании геоинформационных систем рассказал генеральный директор компании "Геокибернетика" Артем Кругликов. "ГИС позволяет проводить мониторинг состояния жилищно-коммунального хозяйства. Например, с помощью космической съемки можно отслеживать процессы изменения территории: новые постройки, изменение дорожной сети и т.п. Аэросъемка позволяет описывать и мониторить объекты благоустройства - ограждения, состояние покрытия стадионов и т.п., - рассказал г-н Кругликов. - Тепловизионная съемка помогает обнаружить утечки тепла – на таком снимке видны теплые магистрали, расположенные под землей. Геоинформационные системы могут быть интегрированы с системами диспетчеризации, таким образом, мы получаем наглядное изображение объекта, на котором произошла авария".

Таким образом, сегодняшнее положение на рынке информатизации ЖКХ складывается так, что существуют разнообразные системы, разработанные с учетом опыта других стран, но спрос на их внедрение минимален.

Кто заказчик информатизации ЖКХ?

Отсутствие фактического спроса на автоматизированные системы в области ЖКХ участники "круглого стола" связывают с отсутствием государственной политики в области информатизации отрасли. "В части государственной политики по реформированию ЖКХ, в части национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" мы нигде не увидим даже словосочетаний "услуги информатизации", "автоматизация процессов", - отмечает Олег Тигунов. - Это говорит о том, что государственной политикой не предусматривается помощь информационных технологий в этой области". До настоящего времени ни в Минрегионразвития, ни в Росстрое не существует департамента, который бы занимался проблемами ИТ в жилищно-коммунальном хозяйстве, а работающие в этой сфере компании подотчетны в своей деятельности Россвязьнадзору.1

В процессе обсуждения было отмечено, что в таких условиях все предложения системных интеграторов обращены "в воздух". Раз нет государственной политики, то не определены заказчики, не установлены правила и условия игры, не определены источники финансирования работ в сфере информатизации.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Одновременно участники круглого стола "ИТ в национальном проекте "Жилье" и реформе ЖКХ" акцентировали внимание на проблемах, существующих в настоящее время на пути внедрения ИКТ в жилищно-коммунальной сфере. В частности, до сих пор не решен вопрос о правовом статусе существующих информационных систем. "У многих информационных ресурсов не определен правовой статус. Возникает вопрос, кому принадлежит информация, которая накоплена в ЕИРЦ, в муниципалитете? - Говорит Сергей Сидоренко. - Законодательство либо не отвечает на этот вопрос, либо находится в отрыве от насущных потребностей". По мнению собравшихся, существующая практика работы управляющих компаний в части ведения учетно-расчетных систем, ГИС-систем, систем мониторинга потребления энергоресурсов, актуализации баз данных говорит о том, что от срока жизни компании зависит и качество предоставляемых ею услуг. Для организации не имеет смысла вкладываться в бизнес, если срок ее работы на этом рынке составляет 1 год. 2

В существующем правовом поле невозможно полноценное использование ГИС – систем - значительная часть информации по сей день является закрытой. Например, на ГИС-карте Москвы содержится около 250 тыс объектов, но всего 150 тыс адресов. Дополнительные сложности связаны с проблемой межведомственного взаимодействия – при подготовке карты сложно получить данные из Роснедвижимости, БТИ, регистрационной палаты и т.п.

В качестве площадки, на которой компании-интеграторы могли бы внедрять свои разработки, участники "круглого стола" называли существующую в настоящее время систему расчетно-кассовых центров (РКЦ). По их мнению, они наиболее подготовлены, наиболее встроены в инфраструктуру и на муниципальном уровне, и на уровне субъектов Федерации. Но в настоящее время, после принятия Закона "О банках и банковской деятельности" нет ясности в вопросе о том, как будут развиваться РКЦ, и кто будет заниматься этим вопросом.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Подытожить выступления участников круглого стола "ИТ в национальном проекте "Жилье" и реформе ЖКХ" можно высказыванием Виктора Сиднева: "Сама информационная система не решает проблемы, если за ней не стоит адекватная законодательная база, технологические ресурсы и т.п. Информационная система – это часть общей системы, и только так ее можно рассматривать".

Наталья Рудычева / CNews


1 Согласно "Концепции региональной информатизации до 2010 года"

2 Согласно Жилищному кодексу РФ управляющая компания выбирается на общем собрании жильцов сроком на один год.