Статья

ИТ в госсекторе: достижения в череде провалов

Бизнес Интеграция Инфраструктура
мобильная версия

Российский госсектор продолжает оставаться основным ИТ-заказчиком. Тем не менее, несмотря на все старания правительства и интеграторов, уровень информатизации отрасли все еще недостаточно высок. ИТ-итоги года для госсектора, проблемы информатизации госучреждений и перспективы создания эффективного "электронного правительства" обсуждали участники форума "ИКТ в госсекторе", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Тимур Меджитов: Монополизм по отношению к СЭД в госорганах вряд ли может быть оправдан

На вопросы CNews ответил Тимур Меджитов, руководитель проекта Directum.

CNews: Насколько поддается переходу на "безбумажные рельсы" современное делопроизводство в региональных органах власти? Какого рода изменения требуется вносить?

Тимур Меджитов: Главным фактором, стимулирующим такой переход в региональных органах власти, является инициатива руководителя. В регионах, где он понимает, что СЭД поможет учреждению выполнять требования ФЦП и обеспечить должный уровень предоставляемых населению услуг, переход на электронный документооборот осуществляется успешно. То же можно сказать о регионах, где руководитель лично работает в СЭД либо активно поддерживает внедрение и развитие системы.

Для нас такими примерами служат проекты автоматизации документооборота в органах исполнительной власти Тюменской и Астраханской областей, Думе Ханты-мансийского Автономного округа – Югры, Администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан и других.

CNews: Каким требованиям должна удовлетворять СЭД, чтобы быть востребованной в госсекторе?

Тимур Меджитов: Есть несколько основных требований. Первое - соответствие СЭД требования ГСДОУ, поддержка законов "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Второе - простота и удобство работы пользователей с системой, простота ввода информации в СЭД в том месте, где эта информация возникает. В-третьих, комплексность СЭД должна автоматизировать не только работу канцелярии и отделов, ответственных за обработку обращений граждан, но и законотворческую деятельность, организацию заседаний, управление национальными проектами, организацию баз знаний и многое другое. Четвертое требование - поддержка распределенной работы с подведомственными структурами и удаленными подразделениями, в том числе с учетом плохих каналов связи, и последнее - возможность интеграции с другими используемыми в госоргане приложениями (ГИС, интернет-приемная, бухгалтерская программа, а также интеграция с официальным сайтом учреждения для публикации различных документов и информации).

CNews: С какими трудностями приходится сталкиваться при реализации проектов внедрения СЭД в госучреждениях?

Тимур Меджитов: В процессе внедрения основной трудностью становится консерватизм пользователей, привыкших работать по определенной ("бумажной") схеме и не стремящихся перейти на новые, пусть даже более удобные и менее трудозатратные принципы работы.

Другой трудностью, которая возникает на этапе, предшествующем внедрению, является принятая в госучреждениях процедура выбора поставщиков СЭД (и других продуктов). Речь идет о тендерной системе, которая, безусловно, имеет свои преимущества, но на практике зачастую сводится к тому, что победителем тендера становится продукт с наименьшей стоимостью. Тогда как ориентироваться следует не только на стоимость продукта, но и на его способность удовлетворять требованиям технического задания, решать поставленные задачи.

CNews: Считаете ли вы, что вся вертикаль власти, все госучреждения должны использовать единую СЭД?

Тимур Меджитов: Монополизм по отношению к СЭД в госорганах вряд ли может быть оправдан: в отсутствие конкуренции трудно говорить о развитии и новациях, а значит качество такого продукта-монополиста, если бы он существовал, вызывает опасения. Более того, многие госорганы уже используют СЭД, и заменять работающую систему на другую не всегда целесообразно.

Что действительно должно быть единым, так это стандарты, законодательная и технологическая базы, обеспечивающие удобный, оперативный и юридически значимый межведомственный документооборот. В его рамках должны осуществляться обмен электронной документацией и прохождение общих процессов, связывающих различные госучреждения в единую технологическую цепочку (распространение и доведение до сотрудников регламентов из вышестоящего учреждения и т.д.).