Статья

ИТ в госсекторе: достижения в череде провалов

Бизнес Интеграция Инфраструктура
мобильная версия

Российский госсектор продолжает оставаться основным ИТ-заказчиком. Тем не менее, несмотря на все старания правительства и интеграторов, уровень информатизации отрасли все еще недостаточно высок. ИТ-итоги года для госсектора, проблемы информатизации госучреждений и перспективы создания эффективного "электронного правительства" обсуждали участники форума "ИКТ в госсекторе", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Чиновники против электронных госуслуг?

Еще одной ключевой причиной столь невеселого положения дел с внедрением электронных госуслуг и созданием "электронного правительства" выступившие на форуме эксперты считают сложности межведомственного взаимодействия. На сегодняшний день госучреждения худо-бедно научились создавать внутренние информационные системы, но в эффективной интеграции этих систем практически никто не заинтересован. Наглядный пример: в Минкомсвязи, ведомстве, которое по своему профилю занимается вопросами ИТ, системы межведомственного и внутриведомственного документооборота физически между собой никак не связаны. Межведомственный документооборот в Минкомсвязи представлен отдельным компьютером, установленным Федеральной службой охраны. И для того, чтобы передать информацию из одного ведомства в другое, надо взять флешку и "руками" перенести данные. Об эффективности такой работы говорить не приходится.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

В текущей экономической ситуации госсектор стал ключевым заказчиком ИТ-рынка.

"Главной проблемой у нас является отсутствие межведомственного взаимодействия, – отметил Владимир Матюхин, руководитель Федерального агентства по информационным технологиям (ФАИТ). – Денег тратится масса, но, на мой взгляд, координации нет никакой, а что еще хуже – большинство работ просто дублируют друг друга. Мы топчемся на одном месте, а иногда даже отступаем. С внедрением государственных услуг в электронном виде мы отстаем минимум на два года, а если сейчас поменяем все творческие коллективы, то отставание значительно увеличится".

Это тем более печально, что "электронное правительство" многие называют одним из средств противодействия коррупции. "На примере западных стран видно, что скорость внедрения государственных услуг зависит от развитости гражданского общества, от его зрелости. Никогда чиновник не будет делать что-то себе во вред. А внедрив электронные госуслуги, мы получим систему, которая будет контролировать чиновника", – заметил Владимир Матюхин.

CNews награждает

На форуме прошло награждение победителей конкурса "Лучший ИТ-проект в госсекторе 2009". Он проводился агентством CNews Analytics в рамках подготовки ежегодного обзора "ИТ в органах государственной власти". Экспертами оценивались наиболее значимые и интересные проекты, реализованные в госсекторе в 2008 – начале 2009 года. Данные о проектах предоставили сами ИТ-компании, заполнив анкеты на сайте СNews, кроме того, экспертами аналитической группы было проведено соответствующее исследование. В рамках конкурса выделены следующие номинации: "Лучший инфраструктурный проект года", "Лучший ИТ-сервис "государство-гражданин"", "Лучший ИТ-сервис "государство-бизнес"", "Лучший ИТ-проект по повышению эффективности госуправления", "Самый социально-значимый ИТ-проект года", "Инновация года в ИТ-системах госуправления" и ряд других.

Каждый проект оценивался экспертной группой CNews Analytics на базе следующих критериев: результативность (эффективность, наибольшая отдача и реальные преимущества для заказчика), инновационность и масштабность. Полный список победителей конкурса можно найти здесь.

Руководитель ФАИТ также описал свое видение организации процесса электронных госуслуг на основе ОГИЦ. Первый этап подразумевает оснащение министерств и ведомств пунктами сбора данных, которые будут снабжены идентификаторами. Вся информация, поступающая из министерств и ведомств, будет подписываться уполномоченным лицом, а затем проверяться в ОГИЦ, который выступает как доверенная третья сторона. ОГИЦ будет подписывать верифицированную информацию своей подписью, после чего выкладывать ее на портал. Гражданин или организация, использующие эту информацию, смогут проверить ее юридическую значимость, для чего на портале ОГИЦ будет находиться соответствующий программный продукт. По словам Владимира Матюхина, это ПО должно быть доступно всем: свободно распространяться через другие веб-сайты или продаваться на дисках в магазинах. "Благодаря данной системе пользователь получит не просто информацию, а документ, с которым сможет обратиться куда угодно", – подчеркнул глава ФАИТ.

Вторым этапом, по мнению главы Росинформтехнологий, должно стать создание единой системы удостоверяющих центров и единой системы идентификации. Одновременно должны быть внедрены и разработаны процедуры электронного нотариата, которые позволят переводить юридически значимую документацию из бумажной формы в электронную и наоборот. По словам Матюхина, такие программно-технические средства уже разработаны и опробованы, но для того, чтобы они начали функционировать, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство, которые сделали бы электронный нотариат легитимным. Третьим этапом, по замыслу руководителя ФАИТ, должно стать широкое распространение технологии электронных госуслуг.

"Работу каждого министерства можно будет оценить и классифицировать. Δt – это время выполнения услуги. Можно вычислить его средний показатель. Если Δt велика – информационная система работает плохо, если Δt маленькая – хорошо. Таким образом, появляется некоторый механизм измерения того, насколько эффективно работает ведомство и насколько разумно были потрачены средства на ИТ. Можно измерить количество ошибок, число неудовлетворенных услуг, частоту рекламаций и т.д.", – поделился своим видением Владимир Матюхин. И закончил выступление грустным замечанием: "Но, кто же захочет попасть под такой контроль?"

Пока же процесс получения госуслуг выглядит до крайности сложным. По словам Андрея Найченко, технического директора компании "Инкап", на сегодняшний день процесс получения услуги требует от заявителя неоправданных затрат времени и глубокого знания предмета: он должен детально понимать все отдельные этапы, из которых состоит общий процесс, и лично координировать работу отдельных государственных учреждений.

Химеры информатизации

Невысоко оценивают чиновники и игроки рынка и общий уровень информатизации российских госструктур, несмотря на то, что на это направление ежегодно расходуются значительные средства. "Если посмотреть на показатели различных ИКТ-рейтингов, наша страна с момента принятия программы "Электронная Россия" балансировала примерно на одном и том же уровне, – отметил депутат Госдумы, член комитета ГД по информационной политике, ИТ и связи Илья Пономарев. – И в последние годы, несмотря на участившиеся заявления первых лиц о способности к модернизации, в этих рейтингах мы начали стремительно откатываться назад".

По мнению Андрея Возняка, директора по корпоративному управлению компании "Армада", ИКТ-инфраструктура в государственных учреждениях развернута достаточно широко, и сами технические средства современны и высокофункциональны. "Но вот наполнение этой инфраструктуры реальными процессами, задачами, технологиями, к сожалению, пока отстает, что отмечается на самом высоком уровне", – заметил Андрей Возняк.

Василий Афиногентов, директор отделения автоматизации деловых процессов "Форс -Центр разработки" назвал следующие проблемы информатизации госсектора в числе главных. Это высокая степень дезинтеграции данных и процессов, неоднородность автоматизации. "В последнее время у госведомств растет интерес к автоматизации на базе процессного подхода. Они приходят к пониманию необходимости обеспечения эффективного взаимодействия, прозрачности бизнес-процессов, аудита и контроля сроков", – отметил он.

CIO нации

Важной проблемой, которая активно обсуждалась на форуме, как уже упоминалось, является необходимость учреждения органа, который обладал бы надведомственными полномочиями в области информатизации государственных услуг и отвечал за продвижение этого процесса. В качестве примера приводились США, где появилась должность "национального CIO". Директор по информационным технологиям США (этот пост учредила администрация Барака Обамы) отвечает за политику и стратегию развития ИТ в государственных органах, а также за расходы федерального бюджета на ИТ, которые превышают 70 млн долл. в год.

В России подобную функцию мог бы выполнять Совет главных конструкторов. Идея его создания была высказана Минкомсвязи в январе 2009 года, ее поддержал Дмитрий Медведев. Если проект удастся запустить, то рабочие группы, возглавляемые заместителями генерального конструктора, займутся проведением экспертиз ПО, созданием единой технологической политики и прикладных решений в интересах госорганов.

Пока же каждый регион решает свои ИТ-проблемы по-своему. Наиболее впечатляющих успехов добился Татарстан. Как заявил в своем выступлении Ильдар Низамиев, начальник отдела развития информационных услуг и технологий Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, РТ – "единственный субъект РФ, где достигнута 100-процентная цифровизация инфокоммуникационной инфраструктуры, устранено "цифровое неравенство" между городом и селом в сфере обеспечения связью и доступом в интернет".

О проектах реализации ИТ-систем в госорганах в других регионах рассказали Марина Зайцева, руководитель агентства связи и массовых коммуникаций Астраханской области, и Сергей Бастрыкин, начальник управления информатизации администрации Тамбовской области. Астраханцы внедрили в правительстве систему электронного документооборота на базе Directum, а их коллеги из Тамбовской области – систему и портал предоставления государственных услуг.

Большую заинтересованность в развитии информационных технологий в госсекторе проявляют медицинские учреждения, перед которыми поставлена задача создания электронных историй болезни пациентов. "Хотя есть немало чиновников, которые не заинтересованы в автоматизации и увеличении прозрачности своей деятельности, существует масса отраслей, которым остро необходимы ИТ. Такие, например, как здравоохранение", – сказал в своем выступлении на форуме Андрей Швед, технический директор компании "Астра-СТ" (группа компаний Verysell).

В то же время, на форуме озвучивались и риски, с которыми могут столкнуться госструктуры в ходе реализации проектов, – например касающиеся безопасности стратегически важной информации. Так, Олег Токарев, заместитель директора департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Министерства энергетики РФ, отметил, что организация, которая является ответственной за сбор данных об ТЭК страны, должна быть исключительно государственной структурой. "Поскольку совладельцами предприятий энергоотрасли могут стать представители с участием иностранного капитала, вся ИКТ-стурктура ТЭК рискует стать полностью открытой, и она будет подконтрольна не государству, а иностранным организациям. Сегодня ни одна из действующих информационных систем Минэнерго России не может включать в себя сведения с любым уровнем секретности. Требуется разработка концепции информационной безопасности ГИР ТЭК и ГИС ТЭК исполнителем, имеющим соответствующие компетенции и опыт работы", – подчеркнул Олег Токарев.

На чем сэкономить?

Немаловажную роль сегодня играет и оптимизация государственных расходов на ИТ. Как отметила на форуме Наталия Дьяконова, директор департамента телекоммуникаций компании "Крок", если в прошлом году автоматизация в госсекторе проводилась массивно и централизовано, то сейчас сильно урезаны бюджеты, все большее влияние на принятие решений оказывает финансовая ситуация, возросли ожидания от эффективности внедряемых решений.

В то же время, по мнению Александра Любинского, заместителя генерального директора по развитию бизнеса компании "Россервис", кризис имеет и положительные стороны. "Организации обратили более пристальное внимание на собственные структуры, произошла оптимизация управленческих моделей, минимизация затрат, была поставлена задача продления жизненного цикла используемых технических средств. Кроме того, предприятия пересмотрели отношения с контрагентами, избавились от избыточного персонала. И можно отметить повышение интереса к аутсорсингу как к инструменту антикризисного управления", – сказал г-н Любинский.

В качестве одного из средств экономии государственного бюджета на форуме назывался переход на СПО. Использование программных продуктов с открытым исходным кодом может помочь снизить издержки и повысить гибкость ИТ-инфраструктур. Так, в Фонде социального страхования экономия ИТ-бюджета благодаря внедрению СПО составила 100 млн руб., правительству Московской области за счет использования СПО удалось за год снизить ИТ-расходы на 8 млн руб. Кроме того, как подчеркнул Алексей Смирнов, генеральный директор компании Alt Linux, преимущества перехода на СПО заключаются еще и в том, что в данном случае средства государственного бюджета направляются не западным компаниям, а инвестируются в отечественную отрасль ИТ. "Вместе с тем развитие СПО – это доступ российских разработчиков к международным инновациям", – отметил Смирнов.

Другой способ повысить эффективность работы госорганов – широкое внедрение мобильных технологий, которые для коммерческих структур давно уже стали привычными. "Сегодня невозможно представить себе повседневную деятельность компаний без мобильных приложений, – сказал Андрей Хаустов, менеджер по развитию бизнеса российского отделения Motorola. – И в государственном секторе огромное количество организаций уже используют мобильные технологии. Это социальные службы, путейцы, таможня, полиция, скорая помощь, пожарные и др.".

Инициативы президента и правительства России, направленные на скорый запуск электронных госуслуг, вселяют уверенность, что по результатам 2010 года Россия займет свое место среди стран с высоким уровнем информатизации госсектора.

Сергей Филимонов


Презентации участников круглого стола

Презентация Василий Афиногентов, "ФОРС-Центр разработки".
Презентация Сергей Бастрыкин, администрация Тамбовской области.
Презентация Андрей Возняк, "Армада".
Презентация Леонид Гладких. "Намип"
Презентация Наталия Дьяконова, "Крок".
Презентация Марина Зайцева, агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области.
Презентация Александр Любинский, "Россервис".
Презентация Владимир Матюхин, ФАИТ.
Презентация Андрей Найченко, "Инкап".
Презентация Ильдар Низамиев, Министерство информатизации и связи Республики Татарстан.
Презентация Илья Пономарев, Госдума РФ.
Презентация Александр Радаев, CNews.
Презентация Дмитрий Ситников, Фонд содействия развитию малых форм предприятий.
Презентация Олег Токарев, Министерство энергетики РФ.
Презентация Андрей Хаустов, Motorola.
Презентация Андрей Швед, "Астра-СТ" (ГК Verysell)
Презентация Скачать все презентации (архив)