Статья

Интервью с замминистра Минкомсвязи Наумом Мардером

Телеком Бизнес Законодательство
мобильная версия

В прошлом году в кресло замминистра связи и массовых коммуникаций, отвечающим за телекоммуникационную отрасль, вернулся Наум Мардер, занимавший аналогичную должность еще в 90-е годы. Один из самых опытных связистов России в интервью CNews рассказал о приоритетах в политике министерства, о своем видении проблем конкуренции в отрасли, а также о подходах к регулированию в сфере новейших технологий. Полная версия интервью будет опубликована в декабрьском номере журнала CNews.

CNews: Как вы можете оценить текущий уровень развития инфраструктуры связи в России по сравнению со странами-лидерами?

Наум Мардер: Президент недавно говорил о том, что Россия заняла всего лишь 63 место в рейтинге Международного союза электросвязи. Эта цифра складывается из ряда показателей. Телефонная плотность – 32 аппарата на 100 жителей, 68 место. Услуги подвижной связи – 140 абонентов на 100 граждан, 16 позиция. Проникновение широкополосного доступа – 9 линий на 100 жителей, 64 место, интернета – 33 абонента на 100 жителей, 79 строчка.

Планируется, что к 2015 году во всех перечисленных областях произойдет положительная динамика. Телефонная плотность повысится до 45 телефонов на 100 жителей. Проникновение подвижной связи – до 150 абонентов на 100 граждан, интернета – до 70 на 100 жителей, ШПД – до 60 линий на 100 граждан. Таким образом, в новом рейтинге мы планируем занять где-то 23-25 место.

CNews: Какие принципиальные изменения, на ваш взгляд, произойдут в отрасли связи в ближайшие 5 лет?

Наум Мардер: Я думаю, общая тенденция – это переход к пакетной коммутации, когда все виды сообщений передаются в едином формате. Следствием такого подхода является мультисервисность. Если сегодня мы получаем телефонию, интернет, телевидение как отдельные услуги, то скоро все сервисы можно будет предоставлять посредством единой технологии, добавится интерактивность. Мы уже прошли технологический этап, и сегодня развитие идет в направлении сервисов. Я думаю, и интернет приобретет другое качество.

1 | 2 | 3 | 4 |

Наум Мардер: Приоритетные задачи нам определил президент

Если говорить в целом, то мы учитываем более общие тренды, прежде всего, - увеличение объема информации нужной пользователю. Я занимаюсь построением сетей, которые должны пропустить те или иные объемы трафика. А какая в сетях будет информация, в том или ином виде, это уже вопросы других кабинетов.

CNews: Какие задачи развития инфраструктуры связи вы определили для себя как приоритетные на ближайшие несколько лет?

Наум Мардер: Приоритетные задачи нам определил президент. К сожалению, в России до сих пор много устаревших станций, и мы должны сделать качественный рывок. Причем у нас есть уникальная возможность во многом "проскочить" этап цифровизации и сразу перейти к этапу пакетизации. А это существенное увеличение пропускной способности инфраструктуры на всех участках, начиная от абонентского и заканчивая магистралями.

Кроме того, среди первоочередных задач, конечно, стоит доступность услуг в любой точке страны. Это легко осуществить в крупных городах, где существует платежеспособный спрос. Но у нас есть и отдаленные труднодоступные районы, где люди, также хотят получать современные услуги по доступным ценам. Здесь я вижу выход в применении спутниковой связи в Ка-диапазоне. Планируется запуск трех малых спутников, высокоскоростные потоки будут доводиться прямо до абонента. Мы считаем, что таким образом можно охватить порядка 2 млн подписчиков. Абонентский терминал, как нам представляется, должен стоить не более 8 тыс. руб., а один гигабайт информации – порядка 50 руб. Сегодня доставка одного мегабайта у операторов сотовой связи стоит 2,5 руб.

CNews: Стоит ли в числе приоритетов задача восстановления отечественной индустрии телекоммуникационного оборудования?

Наум Мардер: Мы пытаемся возродить отечественное производство. Что получится, не знаю. На прошедшей в подмосковном Фрязино президентской комиссии мы видели замечательные заделы мирового уровня. Например, у нас уже есть оборудование пакетной коммутации. Проблема в том, что в последние годы вообще перестали покупать отечественное оборудование. А если нет спроса, то производство потерпит крах. Можно продолжать вкладывать деньги, но если покупать не будут, это все равно, что еще раз инвестировать в "АвтоВАЗ". Надо создать конкурентоспособные модели производства, чтобы обеспечить спрос на наше оборудование. Хороший пример – завод BMW в Калининграде. Да, собственную разработку не каждая страна может себе позволить. Но такой подход позволяет создавать в России рабочие места, обеспечивать налоги в казну и т.д.

CNews: По вашим оценкам, "Связьинвест" до сих пор эффективно решал поставленные перед ним задачи?

Наум Мардер: Какие-то да, какие-то нет. Все относительно. У "Связьинвеста" исторически очень много задач, которые не приходится решать частным операторам. Они связаны с вопросами социальной сферы, обороны, безопасности и т.д. Все познается в сравнении, но сравнивать можно только в одинаковых условиях. Если одному спортсмену на плечи повесили мешок с 20 кг под названием "тарифное регулирование", а другие бегут налегке, кто придет к финишу первым? Но, с другой стороны, "Связьинвест" не смог сразу приспособиться к работе в конкурентных условиях. У него был большой временной ресурс, например, в области последней мили, и он не всегда эффективно использовался. Сейчас у холдинга уже нет этого ресурса, и "Связьинвесту" стало сложнее. Раньше в каждом регионе сидел начальник, который мог спокойно ничего не делать, потому что к нему сами все приходили и просили. А потом появилась сотовая связь, а теперь еще и радиодоступ, и уже никто не приходит. И сейчас наконец-то менталитет таких начальников начал меняться.

CNews: В 2006 году были приняты поправки к закону "О связи", запрещающие отключать спецпотребителей даже в случае наличия задолженности. Вы считаете, это правильно?

Наум Мардер: Первоочередная задача государства – обеспечение безопасности граждан. Мне кажется, исторический опыт показывает, что путь запрета никогда не приводит к самому эффективному результату, хотя на каком-то этапе он и срабатывает. Например, много лет назад, когда еще не было сотовых телефонов, возникла проблема телефонизации ветеранов войны. Как решали этот вопрос в Советском Союзе: было издано постановление ЦК и Совмина всем ветеранам поставить телефон. Как решали в Западной Германии: там тоже было издано постановление о том, что если телекоммуникационная компания проводит телефон ветерану, то ей государство доплачивает за эту услугу около 20%. Поставьте себя на место советского руководителя: он должен обеспечить телефоны ветеранам бесплатно или за полцены, но при этом сохранить общие экономические показатели на высоком уровне. И поставьте себя на место руководителя немецкой компании, у которой был выбор: провести телефон рядовому гражданину или ветерану – на 20% дороже. Кому он поставит аппарат в первую очередь? Поэтому на Западе эту проблему решили очень быстро, а мы решаем до сих пор.

Кроме того, если говорить о социальных обязательствах "Связьинвеста": на предприятиях холдинга до сих пор "висят" старые услуги, как, например, проводное радиовещание и телеграф.