Статья

Интеграционное тестирование: банки в поисках эффективных решений

Интеграция ИТ в банках
мобильная версия

С повышением сложности интегрированных банковских платформ все более остро встает проблема тестирования: оно требует все больше временных, трудовых и, соответственно, финансовых ресурсов. Как автоматизировать интеграционное тестирование и повысить его эффективность? Следует ли проводить тестирование силами ИТ-специалистов банка или выбрать аутсорсинг? Участники рынка ищут рациональные ответы на эти вопросы.

Эксперты считают 2008 г. началом эры системной интеграции в российских банках. Ранее банковский сектор активно внедрял и доводил до качественной работы ИТ-платформы, взаимодействующие по принципу «точка-точка», что характеризовало низкую степень совокупной интеграции между системами банка. С началом кризиса финансовый сектор резко сократил расходы на разрастание ИТ-инфраструктур. Банки заморозили проекты внедрения отдельных автоматизированных систем и сосредоточили усилия на оптимизации взаимодействия между существующими системами. С тех пор в российском банковском секторе отмечается постоянно растущий интерес к созданию интеграционных решений. Тенденция сохраняется и сегодня: даже некрупные банки осознали преимущества использования сервисно-ориентированной архитектуры. Успех внедрения интеграционных решений зависит во многом от процесса тестирования.

В соответствии со стандартом ISO 21500, достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определенным заранее требованиям. Именно тестирование позволяет определить соответствие полученного результата предъявляемым требованиям. Потребность в тестировании возникает в любой автоматизируемой области, независимо от отрасли и размера компании. Например, в отрасли машиностроения используется ресурсное тестирование деталей, тестирование на соответствие допускам, в автомобилестроении проводятся краш-тесты, то есть тестирование на соответствие требованиям по безопасности водителя и пассажиров, и т.д. Но в любой области суть тестирования одна – проверка объекта на соответствие предъявляемым требованиям.

Современное предприятие или крупный банк обладают масштабной гетерогенной информационной инфраструктурой, отдельные элементы которой автоматизируются абсолютно непохожими продуктами в разное время. В условиях непрерывных инноваций автоматизированные системы требуют частого внесения изменений. Возникает потребность в многократном тестировании ИТ-решений с добавленной функциональностью – регрессионном тестировании.

Своими силами

Современный банк – крупнейший потребитель самых актуальных информационных технологий, и тестирование ИТ-систем всегда представляет для банка определенную «головную боль». Для решения этой задачи банки пользуются собственными разработками, приобретают решения внешних поставщиков или отдают тестирование на аутсорсинг. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы.

Коммерческий банк «Европлан» обладает собственной глубокой экспертизой в разработке программного обеспечения. «Для нашего банка с его развитой автоматизацией и с учетом того, что она на 99% производится своими силами, целесообразно привлечение подрядчика только на тестирование в сфере информационной безопасности: на проникновение, аудит безопасности исходного кода и так далее. Все остальное, исходя из опыта общения с подрядчиками-интеграторами, для нашего банка оказалось неэффективным. Возможно, привлечение стороннего поставщика имеет смысл там, где используются коробочные решения», – считает Павел Моисеев, начальник управления разработки и внедрения систем автоматизации коммерческого банка «Европлан». У банка есть свой отдел тестирования, в котором реализованы функции ручного функционального и интеграционного тестирования и автоматизированного регрессионного тестирования. Для автоматизации регрессионного тестирования банком приобретено специализированное программное обеспечение.

Интеграционные решения в банке должны соответствовать высоким требованиям производительности, поэтому начальник отдела информационных технологий департамента автоматизации банка ИТБ Егор Шишов считает целесообразным для проведения нагрузочных испытаний прибегать к интеграционному тестированию стороннего поставщика ИТ-услуг, в случаях, когда интегрируются внешние системы, имеющие пользовательские интерфейсы. «Но такой подход чреват проблемами: ошибки в интеграционном решении будут выявляться на очень поздних стадиях внедрения, практически при сдаче продукта. В связи с этим желательно проводить и автономное тестирование, при котором интеграционная платформа тестируется независимо от систем, с которыми она должна взаимодействовать», – комментирует Егор Шишов.

В ВТБ тоже предпочитают проводить интеграционное тестирование внутри банка, не отдавая его на аутсорсинг. «Учитывая нашу специфику, мы не можем отдать на сторону какой-нибудь тестовый стенд, для нас это будет слишком дорого», – рассказал Иван Дмитриев, заместитель руководителя службы, начальник отдела сопровождения ЖЦПО банка ВТБ. Раньше в банке пользовались решениями HP и IBM для интеграционного тестирования, сейчас тестирование осуществляется с применением разработки российской компании «Синимекс».

К варианту, когда инструмент тестирования инсталлируется в саму инфраструктуру, склоняются и разработчики решений. «Такие задачи, как тестирование информационной безопасности, банку целесообразнее решать самостоятельно, однако банк – не ИТ-компания, и мало кто может позволить себе держать большой штат высококвалифицированных специалистов по тестированию. Задачи по интеграции банковских систем всегда сложные, всегда уникальные, никогда не повторяются от банка к банку, поэтому мы считаем, что привлечение профессиональной в этой области ИТ-компании во всех случаях оправдано и для большого, и для среднего банка. Наше программное решение для интеграционного тестирования разворачивается и настраивается в ИТ-инфраструктуре банка. При этом мы обучаем специалистов заказчика основам использования продукта», – рассказал руководитель департамента обеспечения качеством компании «Синимекс» Станислав Киркин. Как пояснил представитель компании, при такой схеме тестирование могут проводить как специалисты банка, так и сотрудники ИТ-поставщика.

Сколько банки тратят на тестирование?

Расходы на тестирование обычно складываются из трех статей: фонд оплаты труда (ФОТ)

сотрудников, занимающихся тестированием, специализированное ПО и расходы на привлечение подрядчиков. В ИТ-проектах с полным жизненным циклом затраты на работы по тестированию занимают порядка трети от общей стоимости проекта. Как правило, в данные активности входят работы по созданию программы и методики испытаний, включая тестовые сценарии, подготовку тестовых данных, настройку среды тестирования, проведение нескольких итераций тестирования, а финальной стадией становятся приемно-сдаточные испытания (ПСИ).

В банке «Европлан», который не привлекает внешних поставщиков для проведения тестирования, затраты на испытание интеграционных платформ складываются из зарплат сотрудников и стоимости специализированного ПО. В связи с тем, что банк ИТБ не использует сторонние продукты для тестирования интеграционных решений, затраты на них по факту включены в ФОТ сотрудников департаментов автоматизации и методологии. Как рассказали в банке ВТБ, доля на тестирование в структуре огромного ИТ-бюджета банка весьма мала и измеряется в десятых долях процента. Использование разработки «Синимекс» позволяет не расходовать средства на покупку лицензий других программных продуктов.

Цена ошибки

Интеграция преследует определенные цели и в контексте этих целей обычно заканчивается успешно. Проблема в том, что неудачи всплывают позже, когда выясняется, что ряд целей был упущен, и построенная инфраструктура попросту не готова к решению полного объема задач.

Примером может служить опыт внедрения системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) одним украинским банком. Во время внедрения стало очевидным, что существующий ИТ-ландшафт не приспособлен к внедрению онлайн-системы обслуживания конечных клиентов. Было принято решение с минимальными затратами разработать новый интеграционный слой, как говорится, «на коленке». Естественно, по окончанию разработки и в процессе внедрения нового канала обслуживания специалисты банка выполнили полный перечень работ по функциональному тестированию интеграционного взаимодействия. Удачно прошли и ПСИ, и пилотная эксплуатация проекта сотрудниками банка, и программный комплекс был введен в промышленную эксплуатацию. Казалось бы, поставленные цели были достигнуты, и проект завершился успешно. Однако проблемы начались, когда банк начал подключать к ДБО своих клиентов: с ростом количества пользователей внедренное интеграционное решение перестало справляться с резко возросшей нагрузкой, что привело и к репутационным, и к финансовым потерям банка на устранение этих проблем.

Даже принимая во внимание явные упущения на этапе проектирования интеграционного решения, ряда проблем можно было избежать на более ранних этапах, если бы банк использовал автоматизированный инструмент функционального и нагрузочного тестирования. В этом случае специалисты банка с минимальными трудозатратами могли бы определить связанные с архитектурой риски еще на стадии разработки интеграционного решения и принять соответствующие меры по их устранению.

Завтрашний день интеграционного тестирования

Итак, что же представляет собой современное решение для интеграционного тестирования банковских платформ и чего ожидают ИТ-специалисты финансовых учреждений от этих решений? Наиболее популярны среди опрошенных CNews банков решения компаний HP, IBM и российской компании «Синимекс». При этом, по отзывам ИТ-специалистов, универсальные решения ИТ-гигантов HP и IBM предполагают весомые расходы на наладку инструмента и сравнительно высокую общую стоимость владения. В этом контексте заслуживает внимания в некотором смысле инновационная разработка российской компании «Синимекс» – уже упомянутое здесь ПО Cinimex Test Tool. Инструмент был разработан как продукт для автоматизированного тестирования интеграционных платформ. Основную область его использования можно охарактеризовать как интеграционное взаимодействие веб-сервисов, баз данных и внешних систем посредством сообщений (IBM WebSphere MQ или JMS) в разрезе ИТ-ландшафта предприятия.

Функционал решения включает возможность преобразования функционального тестового сценария в сценарий для проверки производительности, локализацию дефектов за счет интеллектуальной системы анализа результатов, мониторинг изменений информации в базах данных. В распоряжении пользователей решения также преднастроенные типовые отчеты, визуализация наиболее важных аспектов, гибкие возможности по модификации форм и шаблонов. Основными достоинствами продукта специалисты по тестированию считают быструю настройку и начало работы, высокую эффективность создания автоматизированных тестовых сценариев, возможность автоматизации тестирования сложных процессов с длинной логической цепочкой.

Сегодня Cinimex Test Tool применяется в «Россельхозбанке», банке ВТБ. Специалисты «Синимекс» также использовали решение для тестирования интеграционных платформ «Райффайзенбанка» и «Нордеа Банка». «Для этих и многих других банков характерной особенностью является сложный гетерогенный ИТ-ландшафт, где внедрение новой системы или модификация уже используемой системы предполагает каскадное изменение во многих бэк-офисных и фронт-офисных системах банка. Использование нашего программного обеспечения позволяет резко сократить затраты на регулярные регрессионные тесты интеграционного решения и всей ИТ-инфраструктуры», – пояснил Станислав Киркин. По данным компании, инструмент Cinimex Test Tool позволяет сократить затраты на регрессионное тестирование на 70% по сравнению с тестированием обычными средствами.

Главной проблемой банка ВТБ в тестировании была большая длительность процесса. С внедрением Cinimex Test Tool объемы, которые тестировались раньше за неделю, стали обрабатываться за 2-3 дня. Благодаря тому, что решение «Синимекс» экономит ресурсы на проведение тестирования, эту операцию стало возможно проводить быстро и часто. «Бывают такие версии, когда надо протестировать большой объем и «прогнать» несколько сотен тестовых сценариев за очень небольшой промежуток времени. Те два-три дня, которые помогает выиграть решение «Синимекс», очень сильно помогают в жизни. Объемы тестирования постоянно растут. После того, как мы проводим первый тест и находим ошибки, их надо исправить и проверить повторно. Цель тестирования – убедиться, что новая версия программы не ломает текущую функциональность, это очень важно для нас. Мы высвободили фактически человека. То есть если раньше мы сажали двух-трех человек, которые параллельно обрабатывали эти тестовые сценарии и укладывались в 2-3 дня, то сейчас этим занимается один человек. Мы отслеживаем рынок и пока более эффективных решений не видим», – поделился своим опытом использования продукта Иван Дмитриев.

Как рассказал Иван Дмитриев, благодаря разработке решается проблема с локализацией ошибки, для ее поиска не надо просматривать большое количество модулей. Представитель банка говорит, что это очень популярная проблема в интеграционном тестировании, когда начинают копиться в очереди сообщения, пропадает связь с базой данных, или может оказаться, что формат сообщения неверный.

Компания «Синимекс» выполняет проекты по внедрению интеграционных решений различного уровня сложности во многих крупных банках. В основном «Синимекс» сотрудничает с финансовыми организациями, хотя решения компании в области интеграционного тестирования универсальны и применимы в любой отрасли. Стоимость владения системой складывается из стоимости ежегодной лицензии, стоимости консалтинга и сопровождения системы.

Александра Кирьянова