Разделы

ПО Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения

Игорь Никифоров: Иногда СДО ничем нельзя заменить

Катастрофическая нехватка кадров в ключевых отраслях экономики приводит к стремительному росту рынка систем дистанционного обучения (СДО) в России. Пока его объем невелик, однако ожидания участников более чем оптимистичны. Вытеснить очную форму обучения СДО, конечно, не смогут, но способны существенно повысить ее эффективность. А иногда альтернативы СДО просто нет, считает Игорь Никифоров, генеральный директор компании "Корпоративные системы обучения" (BCC Group). О потенциале российского рынка СДО и "смерти" e-learning он рассказал в интервью CNews.

Поглощения нишевых игроков рынка СДО со стороны зарубежных компаний не стоит ожидать; я не думаю, что это станет значимым явлением. Гораздо более важно другое направление. На российском рынке систем автоматизации обучения, или, как его принято называть, систем дистанционного обучения, наблюдается большой разрыв между реальным объемом продаж и потенциалом. Чтобы реализовать этот потенциал, недостаточно одного желания, нужны возможности, определенные позиции на рынке. В большинстве случаев такие возможности есть у ведущих системных интеграторов. Альянсы разработчиков СДО и системных интеграторов, слияния, поглощения, дополнение уже существующего бизнеса системных интеграторов услугами по созданию СДО – это та тенденция, которая сейчас отчетливо прослеживается.

Но, несмотря на наличие, с одной стороны, довольно большого количества команд разработчиков и внедренцев СДО (насколько они сильны – другой вопрос), и с другой – крупных системных интеграторов, успешных примеров консолидации, результатом которой стал бы явный успех на рынке, совсем немного. И тому есть две основные причины. Первая общеизвестна – несоответствие корпоративных культур, что зачастую делает невозможной полноценную операционную интеграцию, и, как следствие, достижение целей консолидации. Для успеха здесь нужно время и очень осторожный поэтапный переход к интеграции на уровне основных бизнес-процессов, который позволяет перенять друг у друга лучшее, а не насадить худшее. Вторая причина частично вытекает из первой: поскольку на полноценную интеграцию необходимы годы, а в момент появления реального спроса на рынке нужно уже быть во всеоружии, то лучше начинать процесс слияния в тот момент, когда как такового спроса на соответствующее решение вообще нет, он только прогнозируется. Такая ситуация была на рынке СДО еще два-три года назад – в отсутствие значимого спроса это был скорее клуб по интересам, нежели бизнес, на котором можно зарабатывать, как сейчас. А для консолидирующей компании это значительный риск, и нужна готовность на него пойти. И именно такая готовность была два года назад как со стороны руководства BCC, так и с нашей стороны. Сейчас многие интеграционные процессы еще продолжаются, но в целом была выбрана такая форма взаимодействия, которая позволила КСО достаточно плавно и безболезненно войти в состав BCC Group. Про полную интеграцию на уровне бизнес-процессов, думаю, можно говорить года через три с момента начала, т.е. в 2009 году.

CNews: Есть ли у рынка СДО сдерживающие факторы развития?

Игорь Никифоров: Сдерживающие факторы есть у любого рынка, любого вида решений. В данном случае можно говорить о нескольких основных факторах, которые влияют не столько на темпы роста, сколько на вид, который принимает рынок СДО. Во-первых, это не совсем традиционная форма конкуренции. По большому счету, СДО конкурируют не между собой, а с другими видами обучения, т.е., условно говоря, это конкуренция не авиакомпаний, а конкуренция между самолетом и поездом. Можно проводить обучение традиционным способом, или с минимальным уровнем автоматизации, или создать систему, которая функционировала бы практически без участия человека. В нашем секторе, корпоративном, обучение во многих случаях до сих пор ведется в учебных центрах. Иногда это и оправдано, но далеко не всегда, и здесь есть большой резерв повышения эффективности и оперативности образовательного процесса.

Во-вторых, тут, как и в других сферах деятельности, могут возникать серьезные формальные барьеры для вхождения на этот рынок. В частности, сейчас рассматриваются законопроекты о введении лицензирования на разработку программного обеспечения. Также, если компания хочет оказывать полный спектр услуг, включая услуги по обучению, то необходима соответствующая лицензия на проведение обучения. Кроме того, традиционные заказчики СДО – это промышленные предприятия государственного значения, зачастую закрытые и т.п., для работы с которыми требуются дополнительные лицензии и разрешения.

Любые формальные барьеры так или иначе являются сдерживающими факторами развития рынка – чем больше барьеров, тем меньше игроков на рынке, выше степень его монополизации.

Игорь Никифоров: Иногда нет другого выхода, кроме применения СДО

Вместе с тем, все эти факторы по сравнению с факторами роста далеко не так значимы. Кадровые проблемы во многих отраслях достигли таких масштабов, что дальше их игнорировать невозможно. Иногда нет другого выхода, кроме применения СДО. Возможно, стоит говорить не об СДО как таковых, а в целом об автоматизации образовательного процесса. Есть противники применения СДО в университетах, школах, и они по-своему правы. Но отрицать преимущества автоматизации в образовании, особенно в корпоративном, не будет никто. Как я уже упомянул, это повышает и эффективность работы преподавателя, и облегчает и ускоряет подготовку специалистов.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

CNews: Каковы, по вашим ожиданиям, перспективы рынка СДО?

Игорь Никифоров: По прогнозам, в 2008 году мировой рынок систем для автоматизации обучения должен составить примерно 17,3 млрд долл. Как ожидается, к 2010-2012 годам он может дорасти до 50 млрд долл. В России объем рынка именно корпоративных СДО составляет около 15 млн долл. Мы на этом рынке занимаем, по нашим данным, порядка 30%. Если учитывать и обучающие курсы, и услуги, построенные на базе дистанционного обучения, то сейчас этот рынок составляет порядка 150 млн долл., а в ближайшие пять лет он дорастет до 500 млн долл. Для сопоставления этой цифры с другими сегментами рынка ИТ скажу, что 500 млн долл. – это примерно половина рынка ERP-внедрений в России в 2007 году. Потенциал же рынка СДО, по нашим подсчетам, достигает 8 млрд долл. – при таком объеме будут удовлетворены все обозначенные на сегодняшний день потребности предприятий и образовательных учреждений в автоматизации обучения.

Кстати, сейчас игроками российского ИТ-рынка очень много говорится о том, что высокие цены на сырье и, как следствие, высокая маржинальность бизнеса снижают интерес крупных корпораций к ИТ-решениям, ориентированным в основном на сокращение издержек. При марже в десятки процентов снижение издержек на 1-2%, которое дают ИТ, просто незаметно. Но у ИТ-рынка есть целый ряд ярко выраженных точек роста, нарождающихся звезд – это технологии и решения, позволяющее решать относительно новые или не стоявшие ранее столь актуально бизнес-задачи заказчиков. И автоматизация процессов подготовки и аттестации персонала – одна из таких точек роста.

CNews: Вы давно возглавляете коллектив разработчиков. Можете ли дать себе характеристику как руководителю?

Игорь Никифоров: В последнее время я все больше учусь либерализму. Я считаю, что сегодня мотивация сотрудников основывается не на неких жестких, понятных, материальных вещах, как это было раньше, а на более тонких материях, и должна быть выстроена по-другому. Либерализм в данном случае – лишь внешнее проявление, демонстрация уважения к другому мнению. В нашей стране очень долго не принимался пропагандируемый на западе подход – переход от найма к партнерству, даже не в финансовом смысле, а с точки зрения взаимоотношений. Сейчас это актуально для России как никогда. Когда специалисты дорогие, когда их мало, когда конкуренция работодателей на рынке труда возрастает, необходим переход от жестких схем взаимодействия к сотрудничеству.

Екатерина Толкачева / CNews