Разделы

Интернет Безопасность Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

"Халява" в Сети: можно ли заставить пользователей платить?

София Катренко, Роза Иванова

Несмотря на множество бесплатных услуг, предлагаемых во всемирной паутине, существует мнение, что эра "бесплатного сыра" быстро уходит в небытие.

Если спросить рядового пользователя, верит ли он в существование полностью коммерциализированного веба, ответом, скорей всего, будет улыбка. Ведь мало кто собирается платить за то, что можно получить даром. Между тем, в последнее время все больше внимания уделяется коммерциализации веб-сайтов. Любая компания стремится не только покрыть расходы, но и получить реальный доход.

Компания ввела плату за использование FTP, протокол который является основным и самым популярным средством загрузки файлов на сервер; представила новые варианты подписки и предложила специальные пакеты услуг. Платным стал и почтовый сервис Yahoo! Mail POP/Forwarding. Для пользователей Yahoo! остается все меньше бесплатных возможностей.

Крупнейший немецкий концерн T-Online также предлагает как бесплатные, так и платные сервисы, от экономической информации до всевозможных игр. Цены колеблются от 5 центов до 2,90 евро.

Примеров из жизни западной Сети может быть много. Россия пока присоединиться к этому списку не спешит.

Стандартными источниками при этом являются реклама и (или) платные услуги. Поэтому схема процветающего бесплатного веб-ресурса основывается на его популярности, побуждающей рекламодателей разместить на нем рекламу.

Хотя большинство сайтов используют другое решение: они предлагают бесплатный контент (тем самым, привлекая большую аудиторию пользователей), получая прибыль за дополнительные платные услуги или контент. Примером может служить известный порталYahoo!, который, кроме обычных бесплатных услуг, предлагает все больше платных. При том происходит перемещение некоторых бесплатных прежде служб в категорию "$".

"Лайкос в России следует общей стратегии европейского Лайкоса,- сообщил Антон Володькин, менеджер по развитию бизнеса Lycos Europe.- Основными источниками доходов являются: стандартная реклама, нестантартные рекламные и спонсорские решения, партнерские программы в области электронной коммерции. Конечно, ключевым моментом здесь остается посещаемость портала, его рейтинг и аудитория. Что касается платных услуг, то они не являются приоритетными в текущем развитии "молодого" проекта, каковым является российский Лайкос. В других европейских странах платные услуги класса "премиум" постепенно становятся существенным дополнением к бесплатному сервису. При этом, главными генераторами доходов все равно пока остаются именно деньги рекламодетелей - в этом смысле бизнес-модель Лайкоса остается близка к стандартным моделям медиа-компаний.

Основная тенденция сейчас - большая заинтересованность международных брендов в эксклюзивных рекламных решениях и спонсорских пакетах по сравнению с обычной баннерной рекламой. Для этих целей Лайкос создает специальные проекты - игровые мини-сайты, тематические узкоспециализированные разделы. Главный секрет значительных рекламных сборов Lycos Europe - не только в популярности и посещаемости, но и в качестве самой рекламной площадки. У нас не бывает по шесть баннеров на одной странице и реклама не "забивает" содержание - на этот счет существуют очень жесткие корпоративные правила. Рекламодатели имеют возможность таргетировать аудиторию как по социально-демографическим характеристикам, так и по тематическому признаку. Например, компании, делающие ставку на спортивный маркетинг, спонсируют соответствующие тематические разделы Лайкоса - Формула 1, World Cup 2002 и т.д.

Платных услуг в стандартном понимании на российском Лайкосе нет - все услуги предоставляются партнерами Лайкоса. Это услуги по регистрации доменов, бронированию отелей и авиабилетов, продажа книг, музыки, видео, софта и т.д.. Услуги напрямую оказываются соответствующими партнерами - Лайкос Россия лишь выступает информационным посредником, получая при этом комиссию с продаж. Это - стандартная модель сотрудничества в области электронной коммерции - траффик в обмен на комиссию. Что касается прогнозов развития этого сектора - то в некоторых областях перспективы довольно заманчивы. Но, еще раз повторю, это не платные сервисы в их изначальном понимании.

В то же время весь контент и стандартные онлайн-сервисы (поиск, почта, переводчик, чат) на Лайкосе - бесплатны для пользователей. Конкуренция в этой области в Рунете настолько сильна, что создать уникальный продукт, доступ к которому можно сделать платным, да еще для широкой аудитории, очень сложно. Пользователь будет готов платить за поиск, чаты, почту, только если у него не будет другого выхода. Думаю, ситуация в ближайшее время не изменится".

"Размещение платного контента нам кажется нецелесообразным, так как ресурс расчитан на широкий круг пользователей и не предназначен для публикации какого-то специализированного контента,- сообщил главный редактор портала Петербург Online Денис Панин.- Однако, популярность портала (более 2000 уникальных посетителей в день) позволяет рассматривать его как отличную рекламную площадку. Поэтому основная рентабельность сайта основывается на баннерной рекламе и публикации информации рекламного характера. Огромным преимуществом городского информационного портала является открытость ресурсов, что обеспечивает наиболее широкую аудиторию посетителей. На Петербург Online существует бесплатная рассылка новостей, и мы не планируем введения услуги платных рассылок. В настоящее время весь наш сервис является бесплатным. Но существуют "косвенные" услуги - так, например, через Петербург Online можно заказать доставку цветов или билетов, но это не имеет отношения к коммерциализации проекта, это не платный контент".

"На нашем сайте есть возможность подачи как платных, так и бесплатных объявлений,- заявил Артем Атамасов, начальник отдела рекламы издательского дома "Шанс".- Достаточно востребованы оба типа услуг. Сделать платным весь контент онлайновой версии газеты - бессмысленно: посетители уйдут на бесплатные доски объявлений, которых в Сети немало; но отменять платные сервисы мы тоже не будем. Ведется работа по модификации сайта, его рубрик и возможностей сервиса; труд должен быть оплачен, и пользователя нужно приучать к этому. ВсN не может и не должно быть бесплатным".

"Богатейшая база данных сайта "Желтые страницы Петербурга" - в свободном доступе,- сообщил руководитель проекта Константин Калишко.- Между тем, подобные онлайновые издания на Западе предоставляют два типа услуг. Бесплатно можно получить общие сведения о компании, а вся так называемая "закрытая" информация предоставляется уже за деньги. Если на Западе какой-то сайт публикует закрытую информацию, то он готов отвечать за нее, в том числе, если понадобится, и перед законом. У нас можно на рынке за 100 рублей купить подпольный диск с любыми базами данных, но никто за эти сведения не отвечает, да и их достоверность оставляет желать лучшего. В связи с несовершенством законодательства, нерешенными до конца вопросами авторского права, другими чисто местными проблемами, компании не стремятся предоставлять сведения о своих учредителях, уставном капитале, прочие более глубокие материалы. С другой стороны, найти покупателя, всерьез заинтересованного такими подробностями, и готового за это платить те деньги, которые такая информация действительно стоит, тоже нелегко. Потому мы ограничиваемся свободным доступом к нашему сетевому ресурсу, а его существование напрямую зависит от прибыли оффлайновой, печатной версии".

Запущены первые платные сервисы на британской версии портала MSN. Портал готов предоставить пользователям своей почтовой службы Hotmail и участникам интернет-сообщества MSN дополнительное дисковое пространство для хранения личной информации, естественно за дополнительную плату. Сама служба Hotmail останется бесплатной, но в очень урезанных объемах. Два портала, специализирующихся на предоставлении услуг SMS, eMail2SMS.ru и SMSmail.ru объявили о слиянии и создании платной службы пересылки электронной почты и информации на мобильный телефон.
Dotcom-криза оказала воздействие: в последнее время значительно уменьшилось количество бесплатных высококачественных услуг. Окупить предоставление услуг только лишь за счет рекламы оказалось тяжело, и некоторые игроки просто исчезли с поля зрения. Почтовые и SMS-службы, равно как издательства, переходят на предоставление платных услуг.

Подобная картина - и в прочих сферах интернет-деятельности. По стезе относительно успешной модели оплаты американского журнала Wall Street Journal с приблизительно 600 000 подписчиками двигаются другие газеты и журналы, контент которых располагается в Сети. Так, New York Times предлагает ежедневные новости бесплатно, но взимает деньги за поиск в архивах. Хотя руководители Wall Street Journal все же убеждены, что их подход еще будет оставаться чем-то наподобие исключения из общего правила. Но это убеждение развеивается реальностью с каждым днем: так, вслед за заокеанскими коллегами, руководство британской газеты The Times решило, что "Времена бесплатного контента прошли", и для начала сделало платным доступ к своим ресурсам для иностранцев. Дело здесь, конечно, не в расизме, а исключительно в суровом подходе бизнесмена к вопросу. Причина ввода платы - "бесполезность интернетчиков, проживающих за пределами Великобритании, для рекламодателей сайта". Популярный информационный портал FT.com, материалы которого в настоящее время публикуются в Сети на бесплатной основе, уже в течение 2002 г. перейдет к практике взымания платы за отдельные категории своего контента. Да и вообще, 66% британских интернет-изданий собираются ввести в ближайшем будущем плату за доступ к контенту, чтобы компенсировать падение доходов от рекламы. Искусство требует жертв.

Поставщики книг ориентируются не только на бумажный, но и на онлайновый материал: так Amazon предлагает электронные книги за деньги, причем книги защищены от копирования и передачи. Прочитать такую книгу можно с помощью продукта Acrobat Ebook Reader. Еще один известный онлайн-магазин Bol предлагает для чтения книг использовать два решения: Rocket Ebook фирмы Gemstar и Reader компании Microsoft.

Среди русских магазинов электронные книги предлагают Elibron, ComputerBook. В магазине ComputerBook книги доступны в формате RTF и ePublisher, а Elibron использует широкий перечень форматов от PDF, Microsoft Reader, Adobe eBook Reader и до PDF для Palm и Pocket PC. Последний из магазинов предлагает как бесплатные, так и платные книги.

Успешно ли?

"Если посмотреть на стартовую страницу нашего сайта, станет ясно, что электронных книг на продажу у нас предлагается достаточно мало - 11 наименований. На самом деле их на порядок больше, но я не выкладываю их: хотя упомянутые книги являются наиболее популярными, за всю историю функционирования нашего магазина был продан всего 1 (!) экземпляр,- поделился Игорь Шапошников, Web-мастер Computerbook.ru.- Следовательно, просто мое время, затраченное на внесение остальных позиций, не окупится.

Давайте посмотрим, какие книги предлагаются в виде электронных вариантов. Это, прежде всего, устаревшие тексты. Описание MS Explorer 4, Delphi 3, etc. То есть, это супербюджетный вариант, когда человек просто платит совсем маленькие деньги за информацию об устаревших программах. Но в настоящее время есть и достаточно дешевые бумажные книги о новых продуктах, поэтому подобная модель издания электронных книг не будет приносить прибыль.

Можно, конечно, издавать и новые книги в электронном виде, но обычные издательства не будут этого делать по достаточно простой причине. Новая хорошая книга, выпущенная в электронном виде мгновенно окажется в Сети, и ее не будут покупать. Нет денег, нет зарплаты работникам, и нет гонорара авторам. Как автор компьютерной литературы, я не могу согласиться с подобной ситуацией.

Конечно, существует и положительная сторона - издавать электронные книги может практически любой человек. Затраты просто минимальны, и каждый писатель может основать издательство имени себя, и продавать свои книги самостоятельно. Однако, подобные опыты в мире единичны (мне известны только два), и они не заканчиваются ничем. Авторы уходят обратно "к бумаге". На самом деле, тема эта весьма интересна, но полный анализ выйдет далеко за пределы комментария.

Поэтому наш сайт не получает какой-либо прибыли с электронных книг. Мы -просто книжныймагазин компьютерной литературы."

Исходя из того, что на сегодняшний день пока еще трудно получить большие обороты за счет контента на рынке конечных пользователей, многие издательства и медиапредприятия сосредоточивают свое внимание на рынке синдикации. В первую очередь речь идет об объединении контент-пакетов и продаже сайтов предприятий. Как полагают компании, занимающиеся консалтингом в сфере контента, наибольшим спросом в секторе B2B пользуются сейчас высококачественное отраслевое содержимое.

Предприятия заинтересованы в содержимом, которое соответствует продукту и повышает его имидж. Поэтому в данное время на рынке B2B возрос спрос на контент, ориентированный на отдельные группы пользователей. Новости по-прежнему популярны для молодого рынка мобильного содержимого, для SMS-служб или PDA. В то время как в бизнес-области превалирует мнение о том, что хороший, качественный контент должен предоставляться только за деньги, большинство специалистов придерживаются мнения, что на рынке конечных пользователей говорить о значительных оборотах можно будет лишь в следующем году.

"Наверное, можно согласиться с высказанным утверждением: наибольшим спросом пользуется именно высококачественный контент - специфический для каждой отрасли,- считает Михаил Козлов, директор по продажам компании V6.- Основной доход V6 в секторе B2B приносит IT-консалтинг и автоматизация бизнес-процессов в областях маркетинга, продаж и развития персонала. В этой связи можно отметить устойчивый рост интереса к использованию интернет-технологий в распределенных организациях. Ситуация же с контентом изменяется достаточно медленно. Например, платить за высококачественный контент для бизнес-образования или для целей отраслевого бенчмаркинга до сих пор готовы только самые крупные компании." "Утверждение, что наибольшим просом в секторе B2B пользуется сейчас высококачественное отраслевое содержимое, в целом верно, но не совсем конкретно,- добавляет Игорь Илюхин, менеджер по развитию компании АНД Проджект.

  1. Если смысл слова "высококачественное" можно легко формализовать, исходя из целей каждой конкретной компании, то понятие "отраслевое" внушает опасения. Каждая информация имеет множество срезов, и "отраслевой" - лишь один из них.

    Принципом повышения полезности информации в Сети будет служить ее мета-организация, объединение информации на основе единых универсальных регистров. В этой части широко известна инициатива UDDI - Universal Data Description Interface. До тех пор, пока такая организация данных в интернете не станет реальностью, максимально полезны специализированные отраслевые ресурсы и интернет-представительства бизнес-СМИ, представляющие информацию в более общем экономическом контексте.

  2. Что касается B2B - это определение потеряло всякую видимость конкретности. Модули ERP-систем, отвечающие за взаимоотношения с поставщиками и потребителями и имеющие возможность использования интернета (наряду с другими каналами связи) - это самый главный B2B, но изначально определение B2B не охватывало ERP-систем.

Можно предложить такую формулировку: наибольший интерес у корпоративных клиентов вызывает качественная отраслевая информация. О спросе имеет смысл говорить тогда, когда есть рынок, а настоящего рынка платной информации в интернете, на мой взгляд, нет. Принципиальной новостью является появление популярных личных ресурсов, для подержки которых не нужно быть программистом. Технологии обеспечили эту возможность совсем недавно - фактически, только в последние год-два стали появляться суперпопулиярные личные ресурсы не программистов, а "просто людей".

Контент таких ресурсов принципиально бесплатен.

Что касается потребления платной информации или услуг в Сети, то сейчас не решен ряд ключевых вопросов:

  • надежная идентификация пользователя (а не его технического средства)
  • единая система расчетов, объединяющая традиционные платежные механизмы и интернет-ориентированые системы
  • технологии микроплатежей и микробиллинга

Для массового освоения частного рынка, выхода на уровень бытовых услуг необходимо решение этих проблем в некоторой удовлетворительной степени. А корпоративный рынок, как я отмечал выше, нуждается в большей упорядоченности инфомации."

Эксперты единогласны в следующем: dotcom-криза оказала позитивный эффект на рынок контента - бесплатный контент будет встречаться редко, пользователи получат хорошие услуги, и в погоне за необходимой информацией будут вынуждены проявлять готовность к ее покупке.

По исследованиям Jupiter MMXI, в 2001 году было получен доход в 252 миллиона евро за веб-содержимое. К 2006 году ожидается, что объемы контента, который будет получен и оплачен через Сеть, возрастут на 1,7 миллиардов евро, причем среди покупателей будет 47% пользователей, которые раньше вовсе не желали покупать содержимое. Впрочем, цифры и результаты исследований никогда не являются неопровержимым и окончательным диагнозом. Замедление американской экономики и более поздний, чем ожидалось, старт онлайновых музыкальных сервисов негативно отразятся на музыкальном интернет-рынке, считает исследовательская компания Jupiter Media Metrix. JMM, еще в июле полагавшая, что доходы этого рынка к 2006 году достигнут $6,2 млрд., скорректировала свой прогноз до $5,5 млрд. Однако сектор музыки по подписке все равно будет привлекательным для звукозаписывающих компаний - на его долю будет приходиться 2/3 всего онлайнового рынка музыки. Согласно прогнозам JMM, подписка станет самым популярным способом продажи цифровой музыки через Сеть к 2003 году, когда она принесет $200 млн. К 2004 году доход от подписки на музыкальные сервисы увеличится до 400 млн., к 2005 - до 800 млн. Таким образом, к 2006 году онлайновым конкурентам удастся отвоевать у традиционных компаний, торгующих в оффлайне, треть музыкального рынка США. А вот согласно данным исследовательской компании Ipsos-Reid, только 8% американских пользователей Сети в возрасте старше 12 лет, что составляет около 4 млн. человек, когда-либо пользовались услугами платных музыкальных сервисов. Из тех, кто предпочитает загружать музыку бесплатно, 84% заявили, что никогда не будут платить за подобные сервисы, даже если бесплатная музыка в Сети исчезнет совсем. Ультиматум жестокий, и если пользователи, за которыми, в любом случае, последнее слово, продолжат стоять на своем,- будущее подписных музыкальных сервисов незавидно. Более того: доля взрослых пользователей, готовых платить контент, снизилась с 45% в августе 2000 г. до 42%. Прогнозы не оправались: теперь очевидно, что пользователи не будут тратить на онлайновый контент столько же, сколько они, например, тратят на приобретение традиционных журналов и газет. Так, предстоящие доходы от основных форм платного контета (новости, музыка, видео, сайты для взрослых) в 2002 г. оцениваются JMMX в $1 млрд., а прогнозируемые доходы на 2006 г. - в $2,3 млрд. В тоже время на подписку газет и журналов в прошлом году было потрачено $11 и $10 млрд. соответственно. И потому лучшие возможности получения прибыли существуют для фирм, занимающихся мобильной связью - в 2006 году их обороты составят 3,3 миллиарда евро.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Много фирм рассчитывают на предоставление платного контента и видят в этом главный источник дохода. Но пока что их надежды не осуществляются - только 19% опрошенных фирмой GfK пользователей были бы готовы оплачивать подписку, которая сегодня пока что свободна к доступу. Анализ показал, что, кроме многих потребителей, не желающих оплачивать контент, существуют и таковые, которые ориентируются на платную основу. К последним принадлежат люди, занимающие управляющие должности, и, что интересно, доля женского пола среди них является большей по сравнению с мужским. Как правило, потенциальные абоненты используют интернет в течение последних трех лет, проводят в Сети не больше десяти часов в неделю и не принадлежат к самой молодой генерации пользователей. Мотивом абонирования служб является желание быстро и в удобной форме получить нужную информацию. Но такая линия поведения нетипична для большинства пользователей. Предвзятое отношение остальной части пользователей связано с двумя факторами. Первый из них - это то, что веб до сих пор воспринимается как свободная среда с привычным бесплатным содержимым. Во-вторых, господствует скрытый скепсис - существуют опасения касательно качества онлайн-контента, в то время как к традиционным средам распространения информации показатель доверия является большим.

Очевидно и то, что введение платных служб будет осуществляться тяжело до тех пор, пока у них будут конкуренты, предлагающие схожие услуги даром. Потому говорить о безоговорочной, тотальной коммерциализации прямо-таки всей Сети - нельзя. Характерен пример той же компании Yahoo! Отказавшись в силу ряда причин от популярного сервиса MapQuest, Yahoo! создает собственный аналогичный сервис, уверяя при этом, что переводить его на коммерческие рельсы не будет, так как в интернете представлено множество аналогичных бесплатных систем.

Очевидно и то, что введение платных служб будет осуществляться тяжело до тех пор, пока у них будут конкуренты, предлагающие схожие услуги даром. Потому говорить о безоговорочной, тотальной коммерциализации прямо-таки всей Сети - нельзя. Характерен пример той же компании Yahoo! Отказавшись в силу ряда причин от популярного сервиса MapQuest, Yahoo! создает собственный аналогичный сервис, уверяя при этом, что переводить его на коммерческие рельсы не будет, так как в интернете представлено множество аналогичных бесплатных систем.

При обсуждении продажи контента трудно не упомянуть системы оплаты: многие используют PayPal, хотя это и не единственная система, разработанная для осуществления онлайн-платежей. Использование кредитных карточек невыгодно при цене ниже $20, да и при этом существуют разные ограничения: часто процесс оплаты длится долго (что крайне неудобно при участии в аукционах), и, ко всему, в онлайновом мире большая часть покупателей является детьми или молодежью (которые часто не располагают кредитной карточкой). Поэтому, несмотря на то, что систему PayPal считают еще неприбыльной, инвесторы вкладывают в нее деньги, ожидая быстрого изменения ситуации. Хотя, например, Amazon пока что практически весь доход получает от покупателей, пользующихся именно кредитными карточками. В США большинство онлайновых платежей базируются на этом способе (в сравнении с только 18% в остальном мире).

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Егор Ушаков, директор по маркетингу и рекламе, Автокард-холдинг: "В принципе, для полемики оснований нет. Действительно, помимо PayPal, есть еще немало систем, предназначенных специально для интернет-платежей, а значит, лишенных очевидных недостатков кредитных карт, однако именно PayPal сумела стать ведущим брендом на рынке платежных систем и теперь по праву собирает инвестиции. Возможно, сейчас в это трудно поверить, но перспектива именно за PayPal и другими платежными системами, доказывающими свои преимущества перед кредитными картами. О недостатках кредитных карт говорилось уже много - прежде всего это проблемы с безопасностью как для продавцов, так и для покупателей в Сети. Но конечно не может быть и речи о том, что PayPal станет единственной альтернативой кредитным картам при переводе сетевого контента на платные рельсы, хотя очевидно, что эта система будет иметь значительную долю рынка, которую она завоевывает уже сейчас. Свое место займут и электронные кошельки, и системы, основанные на использовании виртуальных и пластиковых scratch-карт с секретными реквизитами. Именно такие системы наиболее удобны для осуществления микроплатежей в Сети."

В мире мобильных операторов крупнейшая фирма Vodafone объявила об использовании специальной схемы m-pay для небольших платежей (от пяти британских пенсов (семи американских центов) до 5 фунтов ($7)). Изначально m-pay планируется использовать для покупки цифрового контента, такого как игры, информация, прочее. Для авторизированной оплаты пользователи могут использовать либо свой телефон, подключаясь к сайту, или указать свой m-pay логин и пароль сразу же на сайте. По мнению компании Vodafone, эта система увеличит количество транзакций и будет популярна во всем мире.

Как уже упоминалось, коммерциализировать услуги после позиционирования их в качестве бесплатных трудно. Поэтому главными показателями при покупке содержимого останутся высококачественность и приемлемая цена. Совсем не удивительно, что сейчас все чаще начали проводить всевозможные опросы по доверяемости к содержанию того или иного сайта - зачастую именно на эти цифры ориентируется пользователь при ознакомлении и поиске нужной информации. Итак, пока главная тенденция состоит в том, чтобы сочетать платное с бесплатным, как поступают большинство компаний, позволяющих себе "содержание" бесплатного контента.

Если западные компании могут процветать за счет продажи услуг/содержания, то говорить о подобной ситуации в Рунете еще рано. Тем более на рынке конечных пользователей спросом пользуются книги, ПО, аппаратное обеспечение, но отнюдь не контент.Так, практически все рассылки являются в данное время бесплатными. Для многих пользователей плата за контент является в большинстве случаев чем-то несуразным, похожим на взимание денег за "воздух". Пока много ресурсов Рунета пестрят названиями "халява", и сколько времени еще будет продолжаться эта ситуация, предугадать сложно.

Но мы хотя бы попробуем.

Михаил Козлов: "Бесплатный контент, очевидно, будет существовать, как минимум, для привлечения внимания к основным услугам/продуктам компаний. Известно достаточное количество развивающихся компаний, весьма успешно эксплуатирующих эту бизнес модель. С развитием свободной конкуренции будет возрастать стоимость бизнес-информации и знаний и, скорее всего, появится большее количество компаний, готовых платить за использование профессионально подготовленного контента."

Денис Панин: "Безусловно, количество сайтов, предоставляющих платную информацию, будет увеличиваться. Эта тенденция характерна для ресурсов, предоставляющих узкоспециализированную информацию (юридического, финансового характера), для сайтов оффлайновых СМИ (платный доступ к архивам публикаций), библиотек. Но средний российский пользователь пока еще не готов платить за контент - во многом из-за несовершенства электронной коммерции и финансовой системы в целом, из-за достаточно высоких цен на информацию, которые выставляют некоторые ресурсы, и, конечно, из-за любви к "халяве". Тем не менее, многие корпоративные пользователи уже давно пользуются платными услугами интернета, и их число неуклонно растет."

Игорь Илюхин: "Я не вижу причин, по которым должен произойти быстрый рост рынка "платного контента", то есть готовых информационных продуктов для продажи на открытом рынке. А вот бизнес-коммуникации между компаниями будут развиваться".

Антон Володькин: "Коммерциализация контента возможна только в случае очень специализированной информации - финансовых новостей, котировок в режиме реального времени,эротики и т.п. За такую информацию пользователь готов платить - и уже платит. Весь остальной контент не обладает свойствами, необходимыми для его коммерциализации, а именно: отсутствием аналогов, эксклюзивностью, явной выгодой от использования контента.

Если проводить аналогию с телевидением - никто не платит за просмотр центральных телеканалов, а платные каналы привлекают клиентов новизной, интересным и дорогим контентом. При этом платный телеканал - это не предмет первой необходимости. То же самое с платным контентом в интернете: доходы населения в нашей стране просто не позволяют поддерживать такую отрасль, как производство массового платного контента в Сети. Уверен, в ближайшие годы не стоит ожидать бума платного контента в Рунете. Интернет - это лишь небольшая отрасль экономики, и, как и во всей экономике России, в нем сейчас нет предпосылок ни для кризиса, ни для прорыва.

Единственная деталь, которую не следует забывать - пользователи все-таки косвенно оплачивают весь просматриваемый ими контент в интернете в виде платы за траффик. Провайдеры заинтересованы в том, чтобы интернет становился интереснее, полезнее, чтобы он наполнялся качественной информацией. В этой связи можно ожидать перерапределения доходов телекоммуникационных комапний и крупных интернет-ресурсов в пользу контент-поставщиков. Это уже происходит - провайдеры направляют средства на поддержку крупных интернет-проектов, а эти проекты в свою очередь порой покупают контент у третьих сторон."

Игорь Шапошников: "Сожалею, но здесь автор несколько погрешил против истины. В интернете совсем немного есть ресурсов, которые успешно продают контент. Конечно, всем хотелось бы получать деньги за контент, но увы, в Сети пока что полностью подтверждается концепция Эстер Дайсон - известного сетевого идеолога. Основной ее постулат - "Все, что может быть скопировано - будет скопировано". Из этого постулата она выводит остальные следствия. Среди них - неприменимость обычных процедур охраны авторского права в Сети и изменение бизнес-моделей для получения денег. Проще говоря, она утверждает, что деньги надо брать не за контент, а за обслуживание и некие "экспертные оценки", рекомендует более активно использовать микроплатежи. В чем-то ее позиция сходна с позицией адептов открытого ПО, которые делают бизнес не на разработке ПО, а на его сопровождении и обслуживании. Поэтому нельзя утверждать, что за рубежом получение денег за контент - норма вещей. Люди там тоже любят слово "халява". Однако все-таки есть успешные проекты подобного рода. Следовательно, возможно продавать контент в Сети. Да, возможно, но при этом надо очень точно рассчитать свою целевую аудиторию, и понимать, что серьезных и больших денег на этом не заработать. Норма прибыли интернет-проектов в среднем неуклонно снижается, приближаясь к некоей величине, которая позволяет зарабатывать деньги, но не позволяет их грести лопатой или хотя бы совочком.

Будет ли Рунет коммерциализироваться? Скажем так, попытки будут, но пользователи их не поддержат. Простейший пример. Вчера наш дизайнер зачитала опросник с одной бесплатной почтовой системы. "За какие услуги Вы были бы готовы платить сто рублей в месяц?" Единодушная и мгновенная реакция всех присутствующих - "Ни за какие!". Поэтому я склонен считать, что коммерциализация наступит еще не скоро, и основной приток денег для чистых интернет-проектов (мы все-таки больше торговый проект) будет пока составлять реклама."

Завершает наш опрос мнение Анны Артамоновой, директора по развитию агентства "Медиалэнд": "Если под коммерциализацией имеется ввиду дополнение рекламной бизнес-модели моделью получения платы за контент и за услуги, то безусловно такая тенденция есть. И на мой взгляд, это совершенно естественный, закономерный процесс. Очевидно, на данный момент, реклама в Сети позволяет окупить только часть расходов на содержание компании, следовательно приходится искать другие источники финансирования. Видимо, такая смешанная бизнес-модель наиболее экономически обоснованна в данной среде.

Во время интернет-бума, когда рекламных денег в Сеть хлынуло неестественно много, никто не думал о зарабатывании денег на посетителях, более того, в некоторых случаях им даже приплачивали за то, чтобы они зашли в Сеть и посмотрели рекламу, стоимость которой с лихвой покрывала все расходы на их привлечение. Потом иллюзия рассеялась: выяснилось, что интернет-пользователи - не сверхценные объекты для рекламы, а вообщем-то обычные; а интернет-реклама - не супер-эффективное средство промывки мозгов, а тоже вполне сравнимое с другими. Цена и спрос на нее утряслись и стали "честными".

Получается, что этих "честных" цен на рекламу недостаточно для безбедного существования интернет-проектов. А следовательно, коммерциализация Сети в части контента и услуг - вещь неизбежная. В первую очередь, она коснется и уже касается тех вещей, которые помогают людям делать свой бизнес и зарабатывать деньги - финансовой и экономической информации, справочной информации, поиску по архивам СМИ. Люди также начнут платить за обеспечение бесперебойной работы интернет-сервисов, или, по крайней мере, за то, чтобы снять с себя ответственность за возможные проблемы, возникшие в результате этих сбоев.

Например, сейчас многие бесплатные веб-почтовики объявляют о введении платных услуг, расширяющих возможности пользователя, и, наверное, корпоративному пользователю действительно выгоднее заплатить несколько долларов за пользование сервисом, чтобы потом, с ним, как с платным клиентом, терпеливо и послушно разбирались представители технической службы в случае возникновения проблем с пересылкой деловых сообщений, а возможно даже несли за эти проблемы ответственность. "Халява" - это вообще вещь двусмысленная и иногда опасная, так как предполагает отсутствие гарантий качества".

Итак, в целом картина ясна. И "у нас", и "у них" есть любители "халявы", как есть и ценители сервиса, комфорта, надежности. Можно ехать из Петербурга в Москву на электричках, прячась от контролеров, зато сэкономив деньги и однажды все-таки добравшись до цели назначения - а можно купить билет на самолет, в купе или в СВ и спать спокойно. Пока количественные соотношения по приоритетам российских и зарубежных пользователей - различные. Западный - более платежеспособен, да и больше нашего привык к достойному сервису. Но времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Отставание же Рунета от мировой Сети прекрасно позволит нам как видеть примерно пути своего неминуемого развития, так, возможно, и избежать каких-то ошибок и без падений выйти к будущему. Нравится оно кому-то или нет...

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция готова рассмотреть к публикации материалы (статьи, описания систем/продуктов/услуг), подготовленные специалистами вашей компании, для публикации в следующих обозрениях:

  • Рынок корпоративного ПО
  • Информационная безопасность
  • Digital Life (цифровые устройства, hardware)
  • Рынок телекоммуникаций;
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес).

Ждем Ваши предложения и заявки по этому адресу.