Профили

Эндрю Анагност: Цифровой прототип несет инновации, PLM – нет

Бизнес Интеграция Системное ПО
мобильная версия

Концепцию цифрового прототипа при проектировании изделий в мире начинает применять все большее количество предприятий. В России их доля пока невелика. Однако у российских инженеров вполне есть возможность в ближайшее время догнать западных коллег, считает Эндрю Анагност, вице-президент компании Autodesk. О том, чем российские инженеры лучше западных и чем цифровой прототип лучше PLM, он рассказал в интервью CNews.

CNews: Какие тенденции сегодня определяют развитие рынка САПР?

Эндрю Анагност: В процессе развития рынка САПР выделилось три основных стадии. Первая – это переход от чертежных досок и кульманов к средствам 2D-проектирования. Вторая стадия (продолжавшаяся очень долго) – переход от 2D к 3D-решениям. Самым значимым нововведением на этом этапе было появление приложений на базе Microsoft Windows, что обеспечило максимальную доступность решений для проектирования широкому кругу пользователей. Сейчас мы находимся на третьей стадии развития рынка, когда уже не достаточно двухмерных чертежей и трехмерных моделей и идет ориентация на цифровой прототип, т.е. на комбинирование всех средств. Цифровой прототип – это гораздо больше, чем 3D. Это не просто видение того, как может выглядеть то или иное изделие. Это сочетание различных средств, таких как моделирование внешнего вида, моделирование будущего поведения изделия, другими словами, полное цифровое описание изделия до того, как оно было создано. Термин "цифровой прототип" не новый, он существует уже больше десяти лет, однако массовый переход к нему еще не наступил, крупнейшие машиностроительные заводы все еще работают с 2D и 3D.

1 | 2 |

Эндрю Анагност: Цифровой прототип – это гораздо больше, чем 3D

Какие изменения в последнее время происходят? Технологии, созданные в рамках концепции цифрового прототипа, становятся гораздо более легкими в применении. Очень сложные средства инженерных расчетов уже можно запускать на персональных компьютерах. Мы сейчас концентрируемся на том, чтобы сделать решения доступными, чтобы каждый инженер мог себе позволить ими пользоваться.

CNews: Насколько широко, по вашим оценкам, в России распространено использование цифрового прототипа?

Эндрю Анагност: В мире, я думаю, цифровой прототип используют порядка 5% всех производителей. В России эта цифра пока меньше. Мне приходилось общаться с многими российскими заказчиками наших решений, создающими очень сложные технические изделия. Большинство из них до сих пор делает бумажные чертежи и обменивается ими с производственными подразделениями. Одна из основных идей цифрового прототипа – переход на 3D-моделирование и электронный обмен информацией.

В то же время я бы хотел отметить одно ключевое отличие российского рынка от остальных. Российские инженеры гораздо лучше своих коллег из других стран подготовлены к использованию предлагаемых нами решений, таких как средства инженерного анализа, симуляции и т.д. Средний инженер в России – специалист гораздо более высокого уровня, чем средний инженер на западе.

CNews: Что мешает реализовать эту связь между проектированием и производством? Избавиться от бумаги?

Эндрю Анагност: Мешают в первую очередь культурные барьеры. Предприятие должно само сделать первый шаг и попытаться сократить количество бумаги в процессе производства. Руководство должно проявить инициативу – реализовать пилотный проект на небольшом участке и посмотреть, какой будет эффект. Любой переход с одного этапа на другой – с 2D на 3D, с 3D на цифровой прототип – связан не только с технологией, которую предлагают вендоры. Он зависит сразу от трех факторов – люди, процессы и технологии. Последние на данный момент никаких ограничений не накладывают. Проблема в людях. Молодые инженеры очень комфортно себя чувствуют при работе с цифровым прототипом, они не видят препятствий для того, чтобы начать работу в электронном виде и закончить ее в электронном виде. Через 10-15 лет, когда поколение инженеров на предприятиях полностью сменится, будет гораздо меньше сопротивления цифровому прототипу и вообще новым технологиям. Только рынок не может ждать 10-15 лет. Многие компании за это время просто исчезнут, не выдержав конкуренции. Предприятия должны заботиться о развитии, обучении существующего поколения сотрудников, чтобы заинтересовать их и осуществить переход к цифровому прототипу. Мне приходилось слышать от руководителей на предприятиях, что они особенно не озадачиваются тем, как работают инженеры – пусть что хотят, то и делают. Это очень опасный подход, потому что компания-конкурент в это время может решить перейти на современные цифровые технологии и получит преимущества, как инженерная команда, так и предприятие в целом. Организации, которые переходят на цифровой прототип, действительно становятся более прибыльными. Это не мои измышления, а статистические данные.

CNews: Между сторонниками цифрового прототипа и PLM наблюдается некое противостояние. Насколько оно сильно? Имеют ли право на существование оба подхода?

Эндрю Анагност: Они вполне могут сосуществовать, но определенный идеологический конфликт присутствует. Компании, которые продвигают концепцию PLM, отталкиваются от проблем управления данными. Они ставят систему управления данными в центр. Мы же ставим в центр цифровой прототип, вокруг которого располагается система управления данными. Основная задача – обеспечить доступность цифрового прототипа в нужное время и в нужном объеме.

1 | 2 |

Эндрю Анагност: При переходе на цифровой прототип руководство предприятия должно проявить инициативу

Подход сторонников PLM очень похож на тот, что применяют компании, внедряющие ERP. Другими словами, если я могу контролировать процессы, я могу управлять всем остальным. Однако вряд ли можно сказать, что какая-либо ERP-система сделала компанию более инновационной. Она может сделать компанию более эффективной с финансовой точки зрения, с точки зрения производственных процессов, но инноваций в компании не прибавится. Действительно, и ERP, и PLM – очень важные составляющие для предприятия. Они крайне нужны компаниям, чей производственный цикл уже налажен и нужно просто поддерживать определенные объемы производства, быть максимально производительными. Однако цифровой прототип зачастую более важен и нужен. Компании, которые выпускают сложные устройства и хотят быть конкурентоспособными, стремятся быть инновационными.

CNews: Компания активно покупает небольших игроков рынка. Что дает такая стратегия? И какие последние приобретения вы считаете наиболее перспективными?

Эндрю Анагност: Преимущества такой стратегии заключаются в том, что мы приобретаем таланты и технологии, которыми наша компания до этого момента не владела. Кроме того, мы приобретаем готовый продукт и его заказчиков.

Первое наиболее удачное приобретение последнего времени – компания Alias, специализирующаяся на промышленном дизайне. Благодаря этой покупке мы буквально за один день стали ведущим поставщиком решений для промышленного дизайна, особенно автомобильной промышленности.