Статья

E-learning растет на демографических дрожжах

Интернет
мобильная версия

Сегодня e-learning развивается в мире довольно динамично. Причин этому несколько. Если не учитывать моду на новые технологии, а также финансирование со стороны международных доноров в этой отрасли, то развитию этой области служат, с одной стороны, увеличение количества компаний, имеющих разветвленную систему филиалов, а с другой — демографический фактор и, как следствие, рост числа студентов во всех странах мира.

Источник: Данные автора, 2007

Кроме того, в российском бизнес-секторе до сих пор мало внимания уделяют обучению персонала. По различным данным, американские компании ежегодно тратят до 4% от фонда заработной платы на обучение сотрудников. Эта сумма ежегодно оценивается примерно в 100 млрд долларов. Таким образом, для электронного обучения здесь есть широчайшее поле для развития. В России этот показатель пока не достигает даже 1%. При этом объём рынка электронного обучения в России составляет примерно 1 - 3% от доли всего бизнес-образования, в то время как в США, Европе или Японии этот показатель достигает уже 20- 30%.

Однако на данный период в России происходит определенный перелом в направлении увеличения интереса к электронному обучению. Рост e-learning, по разным оценкам, уже составляет порядка 30-70% в год.

Рост российского рынка e-learning, 2006 — 2012 (прогноз)

год корпоративный сегмент (млн долл.) академический сегмент (млн долл) суммарный объем(млн долл)
2006 48 76 124
2007 72 99 171
2008 108 169 277
2009 162 220 382
2010 275 330 605
2011 468 495 963
2012 796 743 1539

По данным CNews Analytics, корпоративный сегмент в России на данный момент развивается с более быстрыми темпами (50 % в среднем). В вышеприведенной таблице за основу принят прогноз, согласно которому, начиная с 2010 года, темпы роста увеличатся с 50 до 70% в среднем значении. Это связано с планируемым увеличением предприятий малого и среднего бизнеса.

Рост корпоративного сегмента e-learning, 2006 — 2012 (прогноз)
Рост корпоративного сегмента e-learning, 2006 - 2012 (прогноз)

Источник: Данные автора, 2007

Академический сегмент развивается пока менее быстрыми темпами (30% в год). Росту препятствует распространенность в учебных заведениях консервативного взгляда на обучение, где приоритетными считаются очные формы преподавания. По данным РОЦИТ, в настоящее время в России возможность получения образования дистанционным путём предоставляют около 40% ВУЗов). К 2010-2015 годам планируется увеличение темпа роста (до 50%) за счёт новых образовательных программ (прежде всего, переход на двухступенчатую систему образования, развитие совместных образовательных программ ВУЗов России и Зарубежья).

Рост академического сегмента e-learning, 2006 — 2012 (прогноз)
Рост академического сегмента e-learning, 2006 - 2012 (прогноз)

Источник: Данные автора, 2007

Стоит отметить, что в пользу интереса к электронному обучения в России говорит хотя бы тот факт, что уже четвертый год организуется вручение премий Russian e-Learning Awards.