Статья

Экспертное мнение: бум SaaS будет, но позже

Интеграция Конференции SMB Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения
мобильная версия

Технологическая модель SaaS медленно, с трудом, но приходит в Россию. На ее пути возникает немало проблем: это и привычка отечественного бизнеса к собственной ИТ-инфраструктуре, и сомнения в надежности внешних серверов. Однако, по мнению аналитиков, ближайшие годы обещают двадцатикратный рост данного сектора рынка. И предпосылки прорыва уже есть. Эти и другие вопросы поднимались на круглом столе "SaaS в России: маркетинг или возможности", который был организован агентством маркетинговых коммуникаций CNews Conferences и аналитическим агентством CNews Analytics.

Николай Ильин: Переход на SaaS должен осуществляться постадийно

Своим экспертным мнением с CNews поделился Николай Ильин, заместитель директора департамента новых технологий компании Nec.

CNews: Насколько, на ваш взгляд, технологическая модель SaaS применима в России?

Николай Ильин: Компания Nec предоставляет коммерческую платформу для SaaS приложений с 2005 г. Последний крупный проект реализуется совместно с оператором Telefonica (Испания) и уже показал высокую потребность в услугах, предоставляемых по данной модели. В России внедрение SaaS позволит решить ряд важных проблем, включая легализацию используемого ПО, снижение капитальных затрат и рисков для малого бизнеса. Очевидно, что внедрение должно происходить постадийно. Например, можно начать с переноса в "облако" корпоративной почты, услуг IP-PBX (офисной АТС) и других приложений, требующих максимально мобильного доступа, и постепенно добавлять из имеющегося многообразия ПО в Marketplace платформы Nec новые программные решения. Как результат компания клиента будет соответствовать концепции Enterprise Anywhere, то есть обеспечивать высочайшую мобильность и эффективность работы для своих сотрудников при минимальных затратах.

CNews: Что осложняет развитие SaaS в России?

Николай Ильин: Nec определяет следующие основные "проблемы" SaaS, специфичные для России. Во-первых, отсутствие в ряде регионов (особенно вдали от мегаполисов) широкополосных каналов связи. Затем, ИТ-персонал часто не заинтересован в развитии облачных вычислений из-за возможного сокращения и снижения зависимости непрерывности бизнеса компании от него. И, кроме того, большинство руководителей не преодолели психологический барьер, позволяющий принять услуги облачных вычислений. Немаловажную роль в этой связи играет боязнь утечки информации при выведении back-office систем за пределы своей сети, на удаленный сервис. Многие наивно полагают, что компьютер, стоящий у них "под столом", - это самое надежное место для их данных. Надо также отметить, что отечественные поставщики пока не предоставляют гарантированного качества, поэтому стратегия Nec – это работа в партнерстве с оператором связи. То есть если подводить итог, можно сказать, что рынок SaaS в России еще не развит, налицо отсутствие многообразия интересных и реально востребованных предложений. Провайдеры не осознают своей выгоды и не поддерживают развитие облачных платформ, а потенциальные клиенты опасаются затрат на интеграцию "облачных" решений с on-site бэкофисом компании, часто состоящим из проприетарных или самописных систем, и не доверяют cloud computing.

CNews: Какие шаги надо предпринять предприятию, чтобы перейти на модель SaaS?

Николай Ильин: Прежде всего, надо провести внутренний анализ бизнес-процессов и подготовить ИТ стратегию компании, которая позволит ей быть максимально эффективной. Далее можно начать с поэтапного внедрения: электронная почта, система офисных коммуникаций (IP-centrex), CRM, СЭД. А потом и все остальное, включая виртуальный десктоп. Кстати, Nec предлагает собственное решение в этой области: сотрудник может даже не завершать сессию на работе. Придя домой и войдя в интернет, он получит доступ к своему рабочему экрану в том виде, в котором он его оставил. Такой доступ возможен из любой точки, где есть интернет. Различные варианты тонких клиентов, включая USB модем, позволяют безопасным образом удаленно работать с корпоративной информацией (копирование на любые носители может быть запрещено), а также вести работу автономно с последующей синхронизацией данных.

Следует заметить, что важным фактором является наличие канала связи от того же оператора, который предоставляет SaaS-приложения. Именно это позволит обеспечить клиентам требуемое качество услуг (end-2-end SLA).

CNews: Кем в первую очередь востребовано ПО как сервис?

Николай Ильин: По мнению Nec, малый бизнес и стартап-проекты являются наиболее заинтересованными потребителями SaaS, т.к. в случае остановки бизнеса их потери будут минимальны.

Хочется заметить, что агрегирующая платформа SaaS от компании Nec позволяет не только клиентам найти и арендовать в одном месте популярные приложения. Платформа также предоставляет возможность разработчикам и поставщикам самих приложений из России найти новых клиентов. Nec дает производителям ПО возможность быстро интегрировать свои продукты в платформу (есть специальный accelerator kit), и они немедленно становятся доступны операторам – партнерам Nec и их клиентам по всему миру. При этом Nec обеспечивает все расчеты в зависимости от спроса на данные приложения и сервисы по модели деления дохода.