Разделы

Цифровизация Конференции SMB Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Экспертное мнение: бум SaaS будет, но позже

Технологическая модель SaaS медленно, с трудом, но приходит в Россию. На ее пути возникает немало проблем: это и привычка отечественного бизнеса к собственной ИТ-инфраструктуре, и сомнения в надежности внешних серверов. Однако, по мнению аналитиков, ближайшие годы обещают двадцатикратный рост данного сектора рынка. И предпосылки прорыва уже есть. Эти и другие вопросы поднимались на круглом столе "SaaS в России: маркетинг или возможности", который был организован агентством маркетинговых коммуникаций CNews Conferences и аналитическим агентством CNews Analytics.

По мнению Дмитрия Мартынова, сдерживающим фактором развития SaaS в России является слабая проработка бизнес-концепций таких услуг. Компании сначала строят свои дата-центры, а потом начинают задумываться, чем их загрузить. Модель SaaS сложнее, чем хостинг приложений, и требует большей проработки.

"Однако будущее за SaaS", — уверен господин Мартынов. Будет происходить дальнейшая конвергенция ПО и интернета, что сделает возможным для потребителя получение всех ИТ-сервисов от одного провайдера.

О работе первого российского портала SaaS-решений, SoftCloud, рассказал Антон Салов, руководитель департамента корпоративных интернет-решений Softline. На сегодня по модели SaaS наиболее востребована электронная почта и антивирусы. Но если посмотреть в денежном измерении, то наиболее актуальны бизнес-сервисы, такие как CRM, бухгалтерия, Helpdesk.

Портал SoftCloud - это не каталог решений. Господин Салов назвал его "службой одного окна": здесь можно не только выбрать все нужные сервисы, но сразу подключить их и оплачивать единым счетом, что также очень удобно для клиентов.

По данным Softline (исследование 2010 г.), сегодня 15% компаний уже полностью перевели свою инфраструктуру на SaaS, 30% используют эти услуги частично. Это не так уж и мало.

Продвижение SaaS

Руководители компаний-разработчиков SaaS-решений наблюдают стабильный рост оборотов и востребованности своих продуктов в целом. Так, Михаил Смолянов, директор компании "Мегаплан", поставщика и разработчика SaaS-приложений для управления бизнесом, рассказал, что за текущий год объем продаж его компании увеличился в четыре раза. Продукты компании изначально разрабатывались как SaaS-решения, поэтому не имеют унаследованных проблем, возникающих при адаптации старых приложений к новой модели. Однако компании все же пришлось выпустить коробочную версию, поскольку многие клиенты еще морально не готовы перевести свой бизнес на SaaS.

Хотя есть и другие примеры: некоторые заказчики принципиально настроены на работу в модели SaaS и предпочитают, чтобы их данные хранились не на российских серверах. Таким образом они минимизируют не только издержки на ИТ, но и риски ведения бизнеса в России.

Пользоваться продуктами "Мегаплан" можно сначала попробовать бесплатно, а потом стать постоянным клиентом уже на коммерческой основе. По словам господина Смолянова, лучше всего конвертируются из бесплатных пользователей в клиентов дизайн-бюро, рекламные, маркетинговые и PR-агентства с числом сотрудников 10-50 человек. Эти компании обычно имеют опыт использования коммерческого ПО, и в них налажено управление финансами, поэтому вопрос оптимизации расходов при помощи SaaS для них является актуальным.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Совсем небольшие компании со штатом до 10 сотрудников обычно еще не имеют практики покупки какого то ни было софта, и по этой причине они не могут решиться даже на небольшие траты в этой сфере.

Крупные компании пока больше настроены на использование кастомизированных решений, чего модель SaaS не может эффективно обеспечить. Крупный бизнес скорее будет переводить в SaaS свои непрофильные бизнес-процессы, и эта тенденция будет развиваться параллельно с услугами по аутсорсингу.

Что еще могут "облака"

Николай Ильин, заместитель директора департамента новых технологий компании Nес, выступил с сообщением об опыте создания глобальных SaaS-площадок. В России Nес все еще воспринимается преимущественно как поставщик телеком-оборудования и электроники. Однако существенная часть бизнеса компании связана с облачными вычислениями и SaaS. Nес строит собственные дата-центры по всему миру и обеспечивает клиентам доступ к вычислительным ресурсам и приложениям.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Господин Ильин рассказал о бизнес-модели Nес на примере сотрудничества с компанией Telefoniсa, одним из крупнейших операторов связи в Европе и Латинской Америке. В России SaaS-направление Nес находится в стадии развития, и компания заинтересована в новых партнерах, операторах и разработчиках приложений. Для них сотрудничество с глобальной компанией может быть особенно интересно — это позволяет выйти на мировые рынки.

ИТ-директор "Русфинансбанка" Олег Подкопаев порекомендовал продавать SaaS-решения не через ИТ-директоров, а через бизнес. Конечно, нельзя сказать, что все ИТ-директора видят в SaaS только угрозу своему влиянию в компании, но прямой разговор с акционерами и топ-менеджерами для продвижения SaaS был бы эффективнее.

Даже в условиях жесткого регулирования в финансовой сфере, банки считают аутсорсинг ЦОДов эффективным решением. Естественно, что такие услуги реализуются в модели SaaS. Особенно это может быть актуально для малых и средних банков, которые не могут себе позволить создать ИТ-инфраструктуру своими силами. АБС пока еще не предлагаются по SaaS, но все непрофильные системы — call-центры, автоматизация бухгалтерских систем, HRM и CRM — выгоднее будет получать как услугу.