Статья

EDI: единый стандарт обмена данными обретает плоть в России

Наука Интеграция Бизнес-приложения
мобильная версия

Мировой опыт использования систем EDI насчитывает уже около 30 лет. В России этот срок почти на порядок меньше. Однако, благодаря стремительному развитию рынка розничной торговли, вопрос о применении EDI стал весьма насущным и в нашей стране.

Пионерами технологии EDI (Electronic Data Interchange) в Европе были Швеция и Великобритания, а с 1987 г. началась реализация общеевропейского проекта по EDI (EANCOM).

EDI представляет собой сочетание трех направлений: бизнеса, обработки и обмена данными. Системы EDI являются эффективным средством взаимодействия бизнес-партнеров (производителей, ритейлеров, брокеров, оптовиков, складов, перевозчиков, таможенников и др.), осуществляемого путем передачи коммерческих данных непосредственно из одной компьютерной системы в другую. При этом взаимодействие происходит на уровне приложений и без участия человека. Кроме того, применение EDI освобождает компании от необходимости задумываться о совместимости их компьютерных систем.

Основа EDI — протокол прямого обмена деловыми и коммерческими документами между вычислительными средами. Суть EDI заключается в создании стандартизованных документов и представлении их в виде, удобном для компьютерной обработки.

Одними из основных преимуществ EDI являются:

Экономичность — значительное снижение объемов бумаг, подлежащих обработке, приводит к снижению расходов на персонал и административное управление. Освободившиеся сотрудники могут быть переориентированы на решение других задач.

Оперативность — большие объемы коммерческих данных могут быть в течение нескольких минут переданы из одного компьютера в другой. На них будет получен ответ, что позволит немедленно удовлетворить запросы клиентов.

Точность — использование EDI исключает появление ошибок, неизбежных при наборе данных вручную.

Кроме того, EDI позволяет компаниям улучшить процессы управления и контроля в сферах производства, закупок и материально-технического снабжения. EDI является ключевым компонентом стратегии «точно в срок» (just-in-time), обеспечивающей оперативное удовлетворение запросов заказчика на участке «поставщик-клиент» и значительное снижение расходов складского хранения.

Системы EDI имеют одно коренное отличие от систем корпоративного электронного документооборота. EDI — межкорпоративные системы обмена электронными документами, составленными по строго стандартизированным правилам. За счет этого и достигается интероперабельность системы. А в системах электронного документооборота, разрабатываемых, как правило, в рамках корпорации или предприятия, обмен данными осуществляется через распределенную реляционно-ориентированную СУБД и в произвольном формате. Внедрение EDI не означает замены действующей информационной системы компании, необходимо лишь настроить систему в соответствии с требованиями EDI.

Корректное внедрение EDI позволяет минимизировать расходы, связанные с составлением и передачей документов. По словам Сергея Федосеева, директора по развитию ААИ ЮНИСКАН, успешно действующая EDI-система — это выгода не только для ритейлера, но в значительной степени и для поставщика. Благодаря применению EDI поставщик имеет возможность оперативно реагировать на потребительские запросы, оптимизировать процессы планирования производства и управления товарными запасами. Небольшим компаниям не требуется крупного вложения средств в EDI, поскольку уже существуют решения, позволяющие осуществлять обмен данными на базе того программного обеспечения, которым оснащена компания-пользователь.

Григорий Гулевский: Электронный обмен данными необходим в России

Григорий Гулевский

Ситуацию на рынке EDI-систем прокомментировал для CNews.ru Григорий Гулевский, руководитель направления электронного коммерческого документооборота компании «Корус Консалтинг»

CNews.ru: «Корус Консалтинг» стал одним из 3-х рекомендованных операторов услуг электронного обмена данными по результатам тендера ECR России. Почему ваша компания стала предоставлять услуги электронного коммерческого документооборота?

Григорий Гулевский: Во-первых, компания «Корус Консалтинг» активно работает в отраслях, которым электронный обмен данными необходим: розничная торговля, дистрибуция, производство. Во-вторых, это — современная и эффективная технология.

CNews.ru: Вы сказали, что технология современная, но ведь EDI около 40 лет. В чем тогда проявляется ее современность на данный момент?

Григорий Гулевский: Для российского рынка электронный обмен данными — услуга суперсовременная. Да, 30-40 лет назад технология EDI возникла на Западе, где успешно применялась, но в узких кругах, в высокотехнологичных компаниях. С распространением интернет-технологий (и, в частности, формата XML-документов) электронный обмен данными приобрел второе дыхание. А XML достаточно молод — ему около 7 лет. Широкому распространению электронного обмена данными способствовало также внедрение интеграционных систем B2B (например, BizTalk от Microsoft), обеспечивающих формирование документов, каналы их доставки, средства преобразования документов из формата одной компании в формат другой компании, наконец, интеграцию преобразованных документов в сами ERP-системы.

Еще одна причина, по которой электронный обмен данными приобрел второе дыхание, — появление компаний, которые являются посредниками между обменивающимися сторонами: провайдер обеспечивает всю совокупность процессов и ресурсов по интеграции деловых партнеров. Сегодня электронный обмен данными находится на качественно ином уровне: мы, пользователи, вообще не знаем, что там происходит. Провайдер подключил нас к системе — и все. Технология, вроде бы, та же, а уровень предоставления услуг — совсем другой. Хотя, повторюсь, и технология поменялась: внедряются XML-формат, средства автоматизации обмена бизнес-информацией.

CNews.ru: Широко распространено мнение о том, что электронный обмен данными — услуга дорогая, и позволить ее себе могут только крупные компании. Так ли это на самом деле?

Григорий Гулевский: Это неверно. Услуга не может быть дорогой, поскольку она призвана оптимизировать затраты на логистику. Платить дорого за оптимизацию затрат — нецелесообразно. Расходы на оптимизацию должны быть сопоставимы с ее результатами.

Тут надо учесть «стоимость» проблем, связанных с традиционными способами обмена документами: ошибками ввода данных, недополучения данных. Если посчитать все потери, которые возникают в цепочке поставок из-за этих факторов, то очевидно, что электронный коммерческий документооборот — дешевле. Он хорош еще и вот чем: вы заключаете договор с оператором и все бизнес-потери возмещаются по договору. А «традиционно» вам никто ничто не компенсирует.

В любом случае, экономическая эффективность определяется на основе анализа, и компания может определить, что ей выгоднее: нанять людей или использовать электронный обмен данными.

CNews.ru: Существует еще один миф — электронный обмен данными инициируется крупными компаниями. Подключение ими своих небольших партнеров — это прессинг?

Григорий Гулевский: Ситуация такая: есть поставщик товара, у него 10 покупателей. Один из них говорит: «Не будешь использовать в коммуникациях со мной электронный обмен данными — не будешь поставлять мне товар!» Это прессинг. А если поставщику показать, что электронный обмен данными — это эффективный инструмент, что он будет развиваться и давать результат, причем ежедневно, поставщик поймет. Если он подключится сейчас, то потом ему просто будет легче работать, выходить на другие рынки, стать партнером других крупных торговых компаний. Убеждать надо в том, что электронный обмен данными — это стандарт ведения бизнеса. И это правда. Небольшой компании электронный обмен данными нужен для развития — это аспект роста.

CNews.ru: Спасибо.

Следует отметить, что во взаимодействии с помощью рассматриваемых систем заинтересованы не только коммерческие организации, но и контролирующие органы, такие, как таможня, налоговая служба и другие. Очевидно, что государство заинтересовано сделать финансовые потоки безналичными, прозрачными и контролируемыми, а также стимулировать быстрое обращение денег в экономике и уменьшить накладные расходы на их обслуживание и функционирование фискальных систем.

По мнению Сергея Федосеева, «процессы внедрения EDI и любого нового продукта схожи. Сейчас, при наличии доступа в интернет, эти услуги дешевы и доступны даже небольшим компаниям. В любом случае, распространенное мнение о том, что внедрение EDI в организации является весьма дорогостоящим удовольствием, ошибочно. Путем применения стандартных сообщений EDI можно быстро и точно передавать данные независимо от особенностей программного и аппаратного обеспечения, которыми располагают пользователи. При этом эффективность вложений средств в EDI становится очевидна в весьма короткий период времени». Однако переход в режим «он-лайн» дает возможность снизить издержки в тех компаниях, где уже достигнут определенный уровень упорядочения бизнес-процессов и внедрены системы автоматизации управления.

С помощью технологий EDI данные из корпоративных информационных систем переводятся на понятные другим системам стандарты и передаются по защищенным каналам связи. И здесь особую важность приобретают вопросы, связанные с организацией EDI, такие, как стандартные форматы, безопасность соединения и организация специализированных сетей. В связи с этим сегодня интернет становится не просто транспортной средой, на его основе возникают качественно иные формы взаимодействия.

Примерная схема организации взаимодействия с использованием EDI-решения ECOD

Примерная схема организации взаимодействия с использованием EDI-решения ECOD

Единые стандарты превыше всего

При организации EDI-системы трудно переоценить значение четких и понятных стандартов — неотъемлемой части EDI. Соответствие форматов данных определенным стандартам позволяет наладить эффективный обмен информацией между всеми участниками рынка и получение ее в однозначно определенной форме. На сегодня в системах EDI широко используются около двенадцати стандартов, но наибольшую популярность прибрели два: UN/EDIFACT и ANSI ASC X-12.

В настоящее время почти все компании имеют приложения для обработки и представления коммерческих данных в электронной форме — в виде различных электронных документов, причем внутри компаний эти данные трактуются известным и однозначным способом. Проблема в том, что при использовании одинаковых типов данных большинство компаний применяет разные прикладные программы.

В 2003 году был разработан формат AS2, который объединяет EDI и интернет. Новый стандарт позволяет обмениваться цифровыми данными через протокол http, который обычно используется для просмотра веб-страниц. Большинство современных систем электронного обмена документами поддерживает этот стандарт.

Существующие EDI-системы, в которых используются ранее разработанные стандарты, могут быть интегрированы с XML/EDI, и это не потребует новых капиталовложений для разработки глобальных систем. Такая интеграция возможна несколькими способами:

  • разработкой форм, способных генерировать EDI-сообщения, для пользовательских приложений;
  • созданием форматов EDI-сообщений для их передачи по интернету или через сети с добавленными услугами (Value-added Networks, VANs), или, как их еще называют, «электронные почтовые сервисы»;
  • разработкой пользовательских шаблонов для интерпретации согласованных правил с помощью стандартных программ просмотра, например, через браузер.

Однако стоит отметить, что многообразие стандартов — основной риск проектов EDI.

Каналы связи

EDI-пространство может быть организовано поверх различных телекоммуникационных протоколов (Х.25, FR, TCP/IP), электронной почты стандарта Х.400 и SMTP/S-MIME. Таким образом, любая вновь подключившаяся к EDI-сообществу организация получает возможность работать со всеми EDI-партнерами, независимо от их числа. При этом единственным необходимым условием является установка EDI-шлюза в организации.

Для EDI-систем распространенными видами прямых соединений являются VPN (Virtual Private Network), FTP (File Transfer Protocol) и EDIINT (EDI over the Internet), сети с добавленными услугами (Value-added Networks, VANs).

В качестве платформы для EDI может использоваться широкий диапазон оборудования: мэйнфреймы, серверы среднего класса или клиент-серверы и даже обычные ПК. При выборе платформы главное — правильно оценить объем ожидаемых транзакций, вид данных для обмена и число бизнес-партнеров.

Далее >>>