Профили

Денис Калинин: Время аутсорсинга пришло

Интеграция Инфраструктура
мобильная версия

Аутсорсинговый подход с трудом приживается на российском рынке. Тем не менее, сервис-провайдеры уверены, что аутсорсинг, прежде всего, - это возможность управлять собственными затратами, необходимость которой в условиях экономического спада становится очевидной. О том, чем выгоден и чреват аутсорсинг, что можно передать сервис-провайдеру, как избежать ошибок и увеличить прибыль компании, CNews рассказал генеральный директор IBS DataFort Денис Калинин.

CNews: Давайте начнем с вопроса на "злобу дня": сегодня любые события и тренды на рынке рассматриваются исключительно в зеркале кризиса. На ваш взгляд, повлияет ли кризис на рынок ИТ-аутсорсинга, и если повлияет, то как?

Денис Калинин: Ключевым понятием в условиях кризиса становится управление собственными затратами. При сотрудничестве с аутсорсером количество и объем сервисов можно регулировать в зависимости от сжатия или расширения бизнеса. За счет этих преимуществ компания приобретает гибкость, которая как воздух необходима в ситуации кризиса. Привлекая аутсорсера, компании получают возможность тратить ровно столько, сколько они могут себе позволить исходя из текущего объема бизнеса. За последнее время количество обращений в нашу компанию по поводу перевода ИТ-функций на аутсорсинг резко увеличилось. Думаю, что этот тренд будет нарастать.

Наш прогноз - рост доли аутсорсинга на рынке ИТ-сервисов при общей тенденции оптимизации ИТ-затрат. Так что ответ на ваш вопрос - да, безусловно, повлияет. Логика простая: необходимость гибкого управления затратами в нестабильной финансовой ситуации побуждает компании использовать те инструменты, которые позволяют это делать. Аутсорсинг – именно такой инструмент.

CNews: Какие именно аутсорсинговые продукты могут быть полезны для решения этой задачи?

Денис Калинин: Наиболее востребованными для компаний любого профиля сейчас оказываются те продукты, которые имеют высокий потенциал с точки зрения использования в нестабильной финансовой ситуации, помогают оптимизировать затраты без потери качества, могут быть реализованы в кратчайшие сроки, имеют оптимальный бюджет. Решения в области ИТ-аутсорсинга - такие как аудит текущей ИТ-инфраструктуры, с последующей ее оптимизацией и поддержкой, услуги ЦОДов, удаленное администрирование ПК и серверов, поддержка пользователей и пр. массовые функции, которые требуют большого штата ИТ-персонала, но не являются ключевыми для основного бизнеса, соответствуют всем четырем критериям.

1 | 2 |

Денис Калинин: В условиях изменяющейся экономики для любой компании необходимо иметь как можно меньше фиксированных затрат

В целом, этот всплеск интереса к услугам аутсорсинга, а также повышенные требования к качеству и стоимости внешних услуг приведут к более зрелому рынку внешних услуг, к более требовательному, активному спросу у заказчиков и структурированному и адекватному предложению со стороны сервис-провайдеров.

CNews: Расскажите, пожалуйста, более подробно, как работает аутсорсинг как инструмент управления издержками?

Денис Калинин: В условиях изменяющейся экономики для любой компании необходимо иметь как можно меньше фиксированных затрат. Это обеспечивается снижением расходов на инфраструктуру (которая тем более со временем устаревает), на непрофильных сотрудников, а также на бизнес, не относящийся к основной деятельности. Затраты получаются двойные: сначала на покупку оборудования, а потом на его эксплуатацию. Аутсорсинг позволяет избежать прямых расходов, покупать инфраструктуру как сервис, а также дает возможность в любой момент отказаться от нее или купить больше. Приобретать рутинные услуги тоже можно как сервис. Помимо этого, можно регулировать их количество в зависимости от потребностей компании. Это и есть основное преимущество для клиента.

CNews: Какие именно процессы и функции можно передать на аутсорсинг? Есть ли здесь ограничения?

Денис Калинин: Безусловно, на аутсорсинг нельзя отдавать ключевые бизнес-процессы, поскольку это равнозначно передаче всего бизнеса в чужие руки. Предприятие зарабатывает на том, что знает лучше других, как это работает, а аутсорсер, наоборот, подменяет стандартные функции, имеющие определенную стоимость, которую всегда можно сравнить с предложениями других сервис-провайдеров.

Чтобы получить максимальный эффект, на аутсорсинг надо передавать типовые, рутинные функции, не являющиеся ключевыми бизнес-процессами. Заблуждение, которое все еще присутствует среди современных ИТ-руководителей, - передача на аутсорсинг уникальных, но не типовых сервисов. Аутсорсер вряд ли сможет внести что-то новое в уникальные сервисы.

Когда речь идет о типовых (массовых) сервисах, которые у большей части клиентов выполняются по одинаковой схеме, мы можем существенно улучшить их. Здесь крайне важна отлаженность процесса, а это хромает преимущественно у внутренних ИТ-служб из-за того, что нормально выстроить процесс не позволяет масштаб предприятия, или сам процесс является второстепенным по отношению к ключевым бизнес-функциям.

CNews: Как правильно рассчитать экономический эффект от использования аутсорсинговой модели? Насколько, на ваш взгляд, корректно сравнивать стоимость услуг сервис-провайдера с собственным затратами на ИТ, прежде всего, на персонал?

Денис Калинин: Конечно, если сравнивать зарплату сотрудников, которые сейчас занимаются данными вопросами, со стоимостью услуг сервис-провайдера, действительно получается дороже. Но давайте будем честными и признаемся, что цена ужина в ресторане или даже в офисной столовой отличается от сметы на продукты, из которых он приготовлен. Основная проблема – это неправильный подход к оценке затрат. Много ли компаний могут ответить на вопрос, во сколько им обходится сервис электронной почты? Или выполнение одного запроса пользователя?


Денис Калинин: Привлекая аутсорсера, компании получают возможность тратить ровно столько, сколько они могут себе позволить

Достичь экономического эффекта можно за счет сервисного подхода к ИТ-услугам. Он основан на методологии ITIL. Ведь бизнесу необходимы не ИТ-инфраструктура и ИТ-служба, а ИТ-сервисы. Такой подход позволяет руководителям компаний видеть бюджет в виде набора услуг, наблюдать, как их объем и качество влияют на бизнес, и на основе этого принимать решения.

Приведем пример. Обслуживает ли собственная ИТ-служба 100 рабочих станций или 125 - от этого стоимость не меняется. Она также не зависит от того, решили ли проблему с ПК через час, после того как она возникла, или на следующий день. Это обусловлено тем, что число сотрудников, занимающихся этим вопросом, скорее всего, будет одно и то же. Как-либо изменить это вряд ли возможно. Соответственно, эластичность данных расходов крайне мала. При использовании внешнего поставщика услуг ситуация кардинально меняется. Например, в компании работает 120 человек, и она по какой-то причине сократила численность штата до 100 сотрудников. Таким образом, аутсорсер должен обслуживать не 120, а 100 рабочих станций, и это, безусловно, уменьшит стоимость. Подобные преобразования можно произвести и с качеством услуг. Если клиент заинтересован в сокращении затрат, то провайдер может понизить качество обслуживания. Маловероятно, что внутренняя ИТ-служба с этим справится.

В нашей практике были проекты, когда аутсорсинг приносил до 70% экономии (например, при отказе от инвестирования в строительство собственного ЦОД) или 30% снижение ТСО (совокупной стоимости владения) на поддержку РС.

[an error occurred while processing this directive]