Статья

CEO "Компаса": Секрет быстрых внедрений — визуальный интерфейс и минимум программирования

Бизнес Интеграция Бизнес-приложения Финансовые результаты
мобильная версия

"Компас" — один из старейших и самых опытных российских разработчиков программного обеспечения. Сейчас мало кто помнит, какими были офисные компьютеры в 1991 году, но уже тогда "Компас" вышел на рынок новой России с системами автоматизации крупных государственных и постгосударственных предприятий. К 20-летнему юбилею первых проектов компании корреспондент CNews взял интервью у ее генерального директора Нины Якобсон.

CNews: Насколько успешным был прошедший год для вашей компании?

Нина Якобсон: Что касается финансовых результатов, 2011 год был ровным, как и предыдущие годы. В последние несколько лет годовой доход у нас держался примерно на одном уровне. С одной стороны, это явление положительное: мы практически не ощутили влияния мирового экономического кризиса. С другой стороны, я бы не возражала, если бы окончание кризиса привело к резкому росту оборота.


Нина Якобсон: В 2011 году, наконец, произошло преобразование виртуального спроса на функциональность финансового планирования и бюджетирования в реальный.

По количеству и масштабу интересных проектов год был чрезвычайно успешным. ERP-система "Компас" вышла в долгожданной версии 12.86. Кроме существенного наращивания прикладных функций, в этой версии реализованы несколько принципиальных изменений в инструментальной базе. Самое важное из них — это новая многослойная структура хранения метаданных, за счет которой существенно упростился процесс обновления системы с индивидуальными настройками.

Важным событием для нас стал и выпуск первого прикладного модуля, разработанного на новой TNP-платформе, работающей под .NET. Этот модуль, названный "Путевые листы и ГСМ", стал первым кирпичиком новой подсистемы "Автохозяйство". В 2011 году он был внедрен у одного из наших крупнейших клиентов — ГУП "Горэлектротранс" из Санкт-Петербурга.

Всегда приятно, если клиент хочет продолжать и развивать уже реализованные проекты — и прошедший год в этом отношении оказался удачным. Мы существенно нарастили функциональность систем у многих давних клиентов. Особо отмечу крупное внедрение подсистемы "Компас: Управление персоналом" в НИИ "Гириконд", где много лет используются другие наши подсистемы. Но самым значимым из проектов по расширению функциональности стала разработка индивидуальной автоматизированной системы управления договорной деятельностью для ФГУП ЦНИИ КМ "Прометей", работающего на ERP "Компас" с 2003 года.

Еще один момент, приятный не только для нас, но и для всех наших коллег: в 2011 году, наконец, произошло преобразование виртуального спроса на функциональность финансового планирования и бюджетирования в реальный. К внедрению соответствующего модуля приступили сразу несколько крупных клиентов "Компаса". Лицензии на этот продукт активно покупали и наши новые пользователи. А ведь этого явления наши маркетологи ожидали еще несколько лет назад!

И, наконец, ушедший год сулит нам приятные перспективы на год наступивший. Во второй половине 2011 года мы вели переговоры сразу с несколькими крупными потенциальными клиентами, а в 2012 году планируем заняться соответствующими проектами.

CNews: С какими трудностями вы столкнулись, когда ваша компания поменяла приоритеты с рынка малых предприятий на крупный и средний бизнес?

Нина Якобсон: Серьезных трудностей не возникало, тем более что у нас был опыт работы с большими предприятиями в 1990-е. Произошли некоторые изменения в приоритетах развития функциональности, но это технические моменты. Труднее всего было приспособиться к увеличению переговорного цикла. Работая на малом рынке, мы привыкли к быстрому принятию решения потенциальными клиентами. А переговоры с крупными предприятиями длятся порой несколько лет! Увеличились не только сроки принятия решений, но и количество влияющих на эти решения представителей заказчика. Стало больше демонстраций продуктов, командировок в другие города... Все это повлияло на наше финансовое планирование: пришлось приспосабливаться. Но игра стоила свеч!

CNews: Каким изменениям подверглись системы, разрабатываемые компанией "Компас", после этой смены курса?

Нина Якобсон: Как я уже сказала, изменились приоритеты развития заложенной в систему функциональности. Например, нам пришлось обратить внимание на инструменты стандартизации бизнес-процессов, настройки системы менеджмента качества. Мы стали развивать функции управления трудовыми ресурсами, бюджетирования и управления производством по стандарту MRP-II, что на рынке малого бизнеса, видимо, будет пользоваться спросом еще не скоро. В наших проектах сегодня уделяется гораздо больше внимания индивидуальным потребностям каждого клиента.

Соответственно, острее стал вопрос перевода таких индивидуальных решений на новые версии системы. Поэтому мы потратили много сил на автоматизацию процесса обновления, на совершенствование соответствующего софта.

CNews: Каким направлениям деятельности вы уделяете повышенное внимание?

Нина Якобсон: Приоритетным для нас направлением традиционно является HRM-система "Компас: Управление персоналом", ее внедрение и развитие. Правда, сейчас создается впечатление, что все, кто хотел автоматизироваться в этой части, уже автоматизировались. Рынок оказался очень насыщенным. С другой стороны, российскую HRM-систему часто ставят даже там, где в качестве ERP-системы стоит западная система. В ряде банков используется зарубежная банковская система, но кадровая работа и хозяйственная деятельность там все-таки автоматизированы с помощью "Компаса".

Банковское направление пользуется у нас повышенным вниманием. Но при этом мы не забываем и такие отрасли, как машиностроение и приборостроение. Здесь наши позиции традиционно сильны, потому что в силу своего опыта мы можем обеспечить минимальные сроки внедрения, а следовательно, минимизируются проектные риски и затраты клиента.

Еще одно приоритетное направление — CRM-система. Она либо продается отдельно, либо поставляется в составе ERP "Компас". Надо заметить, что стандартные CRM-решения мало кого устраивают, и на их фоне наша система очень привлекательна. Дело в том, что в отношения с клиентами каждая компания старается вложить собственное ноу-хау, построив эту работу по-своему. Поэтому очень важно, что нашу CRM-систему можно легко и быстро настроить даже на такие бизнес-процессы, о которых мы, разработчики, не догадывались.

Немалое внимание мы уделяем автоматизации документооборота, финансового планирования и управления производством. Но эти направления менее приоритетны.

CNews: Как вашей компании удается на протяжении 20 лет удерживать лидирующие позиции среди российских вендоров ERP-систем?

Нина Якобсон: С большим трудом. Разработка программного обеспечения — это постоянная работа, напряженная и трудоемкая. Но мы умеем ее делать. С точки зрения конкурентоспособности важнее всего то, что мы можем обеспечить минимальные сроки внедрения и, соответственно, стоимость проекта по сравнению с основными конкурентами. Этому способствует и большой опыт наших консультантов, и уже имеющиеся наработки, включая отраслевые решения для банковской, машиностроительной и приборостроительной областей. Кроме того, очень помогает наш инструмент "Мастера Компаса", резко снижающий трудоемкость создания отраслевых и индивидуальных решений.

Кроме этого, сохранять свои позиции нам помогает профессиональное качество обслуживания. Мы недавно проводили опрос клиентов — и оказалось, что степень их удовлетворенности обслуживанием превышает 90%. Без нареканий не обходится, но, видимо, все познается в сравнении.