Статья

BPM: приведет ли противостояние к компромиссу?

Интеграция Конференции Бизнес-приложения Системное ПО Внедрения
мобильная версия

Направление BPM, фактически без потерь пережившее кризис и все более популярное, является своего рода яблоком раздора между ИТ-специалистами и бизнесом. Топ-менеджмент компаний с трудом понимает, зачем нужны аналитики и ИТ-эксперты, если почти любой сотрудник может создать бизнес-процесс. ИТ-шники рассуждают об автоматизации беспорядка и отстаивают свои позиции. Очередной "раунд" этого противостояния состоялся на круглом столе CNews "ВРМ 2011: Инновации и реалии", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.

Андрей Коптелов: Мы видим огромное число "узких" мест

CNews: На ваш взгляд, дорос ли российский рынок для инноваций в сфере ВРМ? Насколько заказчики готовы такие инновации воспринимать и потреблять?

Андрей Коптелов: Дорос, но неравномерно. Готовы отрасли, которым системы BPM необходимы в силу специфики организации бизнеса. Основные проекты по внедрению инструментария BPM для автоматизации бизнес-процессов велись в банковском и страховом секторе. Однако во многих компаниях задачи автоматизации процессов решаются на базе ERP-систем и систем управления документами. Так что серьезный практический интерес к инструментарию бизнес-анализа (Process Intelligence) наблюдается во многих отраслях. С помощью Process Intelligence можно не только восстанавливать фактические бизнес-процессы с использованием данных из существующих информационных систем, но и проводить детальный анализ процессных показателей.

У нас есть примеры проектов внедрения инструментария Process Intelligence в энергетике и нефтегазовой отрасли, телекоммуникациях и государственном секторе. С моей точки зрения, готовность восприятия инноваций в сфере BPM часто определяется качеством подачи материала лицам, принимающим решения. Если сделать это грамотно, подкрепляя выводы фактами, то положительное решение по совершенствованию бизнес-процессов не заставит себя ждать.

Андрей  Коптелов

CNews: Как бы вы охарактеризовали уровень развития российского рынка ВРМ?

Андрей Коптелов: Уровень достаточно высок в части описания и регламентации бизнес-процессов. На практике большинство крупных и средних компаний в той или иной форме описывают свои бизнес-процессы с использованием различных специализированных инструментов (наибольшее распространение в России получила ARIS Platform). Наши ежегодные аналитические исследования показывают, что описание процессов идет в России полным ходом уже несколько лет. Главное – не останавливаться на достигнутом уровне и от описания бизнес-процессов переходить к их непрерывному совершенствованию и автоматизации.

Для этого перехода у нас есть уникальное на российском рынке решение, позволяющее нарисованную в ARIS модель бизнес-процесса передать для исполнения в систему автоматизации webMethods BPMS. Такое решение позволяет быстро замкнуть цикл управления бизнес-процессами, сделав бизнес более совершенным.

Динамика российского рынка BPM показывает равномерный рост уже много лет, и кризис не переломил тенденцию: оптимальные процессы нужны еще больше. Это вселяет надежду, что зрелость российских компаний в области BPM будет только расти, поскольку разрыв в качестве организации процессов между Россией и Европой пока не в нашу пользу.

CNews: Как за последнее время меняются подходы к проектам ВРМ?

Андрей Коптелов: Ожидание второй волны экономического кризиса сделало российских менеджеров более прагматичными. Поэтому теперь от BPM-проектов требуют повышения операционной эффективности и достижения заранее определенных показателей. Это правильный подход, однако не все заказчики готовы сформулировать ориентиры в области оптимизации процессов. Поэтому мы используем свою отраслевую и процессную экспертизу для помощи по определению показателей и направлений совершенствования по процессу.

Анализируя процессы на практике, мы часто видим огромное число "узких" мест, где бизнес-процесс можно усовершенствовать. При этом одних организационных мероприятий часто недостаточно. Необходимо применять средства информатизации для "фиксации" новой логики бизнес-процесса в деятельности компании. И тут требуются различные информационные технологии: BPMS, ESB, MDM, DMS, ERP и так далее.