Спецпроекты

Блеск и нищета российских "облаков": объясняем противоречия

Бизнес Интеграция Конференции Инфраструктура Бизнес-приложения Финансовые результаты
Российский рынок "облаков" привлекает к себе повышенное внимание по крайней мере двумя противоречивыми факторами. С одной стороны, блестящим будущим, предрекаемым ему большинством аналитиков, согласно прогнозам которых темпы роста исчисляются сотнями процентов. С другой же – весьма скромными текущими абсолютными показателями и относительно коротким списком популярных облачных сервисов и состоявшихся внедрений в этой области. О причинах и последствиях данных явлений говорили собравшиеся на круглом столе "Облачные технологии 2011: что ждет российский рынок?", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.

Согласно опросу СNews Analytics "Топ-40 российских поставщиков SaaS-решений" (являющихся на сегодня одним из основных способов коммерциализации облачной инфраструктуры), рост выручки наиболее динамично развивающихся компаний отечественной облачной отрасли весьма впечатляет: SoftLine вырос на 800%, "СВТ Медиа" - на 300%, "Мегаплан" и "МойСклад" - на 200% каждый. Согласно прогнозу, уже в в 2011 г. емкость отечественного рынка достигнет 400-500 млн руб., увеличившись почти втрое, что, тем не менее, все еще не сопоставимо с рынком мировым, где счет идет на десятки миллиардов долларов.

Хорошо известны проблемы российских "облаков": ограничения с ШПД к интернету в целом по стране, психологическую неготовность топ-менеджеров (и их опасения по поводу ИБ), организационные и законодательные проблемы. Вокруг этих тем сосредоточилась значительная часть выступлений на мероприятии.

Западные технологии – для российских "облаков"

"Всех интересует доступность облачного сервиса, надежность функционирования портала и выполнения транзакций, особенно финансовых, а также конвергентность доступа пользователей – возможность воспользоваться для этого любым устройством: тонким клиентом, десктопным компьютером, мобильным устройством и т.д." – справедливо полагает директор по продажам Internet Horizons Михаил Ермишкин. "Наблюдая динамику развития облачной инфраструктуры в нашей стране, можно предположить, что спросом будут пользоваться решения лидирующих разработчиков, обслуживающих облачные решения, таких как NeuStar Inc. и Keynote Systems Inc.", - утверждает спикер.

Сервисом UltraDNS и другими решениями от компании NeuStar пользуются до 20% крупных игроков рынка, предоставляющих услуги облачных сервисов в мире, ими обрабатывается до 30% всех DNS-запросов. NeuStar SiteProtect обеспечивает защиту от всевозможных атак и фродов, Traffic Controller Service автоматически (в соответствии с выбранными администратором весовыми коэффициентами нескольких уровней) выбирает наименее загруженный сервер из пула выделенных серверов, SiteBacker Service - позволяет делать автоматический бэкап сервера, в течение секунд переключит на тот сервер, где хранится идентичная копия вашего ресурса. "Этих продуктов еще не было в России вообще", – подчеркнул спикер.

Линейка продуктов Keynote Systems Inc. позволяет максимально полным образом контролировать работу сервисов, мобильных приложений и приложений, использующих нестандартные порты, в частности, видеть то, как ваши сервисы выглядят в более чем 250-ти точках контроля по всему миру. В каждой из этих точек находится большое число реальных устройств (помимо эмулируемых), причем есть возможность для пользователя сервиса определить сценарии их работы. Линейка включает KITE (веб-ориентированное) и MITE (мобильное) бесплатные десктоп-приложения для тестирования (из 5-ти точек) для любого указанного вами ресурса. Решения Keynote Systems стали отраслевым стандартом де-факто, подтверждением чему служит впечатляющий список крупнейших компаний, их использующих. "В частности, применение решений NeuStar, Inc. и Keynote Systems позволяет избежать инвестиций в дорогостоящее оборудование и ПО, других значительных финансовых затрат" – резюмировал докладчик.

Примеры SaaS и IaaS

Есть разные "классические" способы организации корпоративной ВКС, заключающиеся в создании различных комбинаций из программных и аппаратных средств. Директор по развитию партнерского канала Mind Labs Дмитрий Скляров акцентировал внимание собравшихся на очевидных удобствах нового способа решить эту проблему - SaaS ВКС-сервисов: "Вы просто зашли на сайт и там начали конференцию", – описал он простоту пользования этой услугой, а затем перечислил возможности для бизнеса, которые открывают такие сервисы. Это - увеличение "воронки" продаж благодаря массовому интерактивному общению с клиентами в ходе вебинаров, возможность дистанционного обучения сотрудников, партнеров, клиентов - всех, у кого на компьютере установлен Adobe Flash Player), – а также повышение степени управляемости компании за счет проведения видеоконференций, селекторных видео-совещаний и т.п.

"Нам понадобился всего один день на организацию общения Владимира Путина с отделениями и подразделениями "Единой России" во всех регионах посредством нашего сервиса", – привел пример г-н Скляров. Спикер кратко охарактеризовал основных игроков рынка, подробно объяснив при этом, на что следует обратить внимание при заказе SaaS-сервиса проведения видеоконференции (подчеркнув, в частности, важность соблюдения поставщиком сервиса SLA). Докладчик рассказал и об услугах компании Mind Labs (имеющей около 50 тыс. зарегистрированных пользователей), остановившись, в частности, на вопросах безопасности: "У нас есть режим https; можно создать, но не хранить при этом записи на нашем сервере; через вашего провайдера можно организовать видеоконференцию по VPN", – сообщил в этой связи он.

Облачный сервис, конечно же, позволяет сокращать совокупную стоимость владения и не задумываться о поддержке серверной инфраструктуры, однако он не достаточно удобен и гибок: "Обычно клиент не может самостоятельно, простым способом, быстрее, чем раз в месяц менять объем задействованных под сервис аппаратных ресурсов", – утверждает руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании Softline Владимир Савченко.

"Сервис IaaS в нашем обновленном продукте лишен этого недостатка, позволяет буквально в режиме IRT (с помощью контрольной панели) менять параметры отдельно взятых серверов, управлять балансировкой нагрузки и сетью в целом самостоятельно, "поднимать" или "гасить" виртуальные машины, перейти на тарификацию с гранулярностью от секунды до суток (в зависимости от конкретной выбранной технологии), получить доступ к журналу мониторинга. Капитальные затраты при этом практически отсутствуют, поскольку можно также взять в аренду и лицензии на ПО и облачные сервисы от Microsoft, VMware, Citrix и др., а также обеспечить интеграцию с корпоративными сервисами", – сообщил эксперт.

Microsoft уже готов

"Мы давно готовы перейти от оплаты за постоянные лицензии к модели оплаты за ресурсы по мере их потребления (как этого требуют условия новой экономики), рассчитываясь при этом с заказчиками как напрямую, так и через партнеров", - сообщил руководитель направления маркетинга облачных технологий Microsoft Юрий Ларин. В качестве примера он привел предоставление стандартизированного сервиса Office 365 - из ЦОД Microsoft (с SLA 99.9%), а также дополнительные услуги (настройки и пр.) - через хостинг-партнеров. "Все наши продукты имеют облачные аналоги, если же их нет и не ожидается, то они будут выведены из нашего предложения в ближайшее время, – сообщил г-н Ларин. – Microsoft вложила миллиарды долларов, создав более 100 дата-центров по всему миру, одной из целей которых является предоставление ПО как сервиса".

Продукты Microsoft подходят для публичного и частного "облака", а также – "облака", размещенного на хостинге или для любой гибридной облачной модели. Причем этим летом были внесены соответствующие изменения в программу лицензирования Microsoft, что позволило облегчить миграцию между различными видами "облаков", облачных сервисов и пр. Спикер подчеркнул, что Microsoft была и остается партнерской компанией, призвал партнеров пользоваться открывающимися перед ними богатыми возможностями облачных сервисов.

Приоритет - облачной платформе

Прошли те времена, когда продажа лицензии (вместо "коробки") считались наиболее прогрессивным и экономичным способом распространения ПО, рынок которого в России сегодня оценивается в 3 млрд долларов, примерно 2 млрд из которых – достаются вендорам программного обеспечения, а 1 млрд – непосредственным распространителям лицензионных программ.


"ПО в ближайшем будущем (в 5-ти летней перспективе) будет доставляться уже как услуга, статус дистрибуторов и реселлеров серьезно поменяется, они будут вынуждены превратиться в сервис-провайдеров", – поделился видением перспектив рынка программных продуктов директор по маркетингу Parallels в России, СНГ, Балтии и Израиле Константин Анисимов. Рынок ПО за эти 5 лет вырастет в РФ, по прогнозам IDC, до 6 млрд, 3 млрд из которых будут приходиться на ПО как сервис, причем на этот сектор будут претендовать также телеком, хостеры и, возможно, сами вендоры ПО, а также государственные организации и крупные банки. "Первопроходцами этого рынка уже сегодня выступают такие компании, как Microsoft, Google, Apple, а также Yandex, – полагает спикер. - Не пойти за этим трендом, по сути, невозможно. Когда я делюсь с американскими заказчиками чисто российской проблемой "Где держать почту: in-house или у сервис-провайдера?", – они делают круглые глаза и говорят: "Держать почту у себя? Это очень дорого!".

Чтобы оставаться в ПО-бизнесе, надо либо стать "эффективной трубой", либо - эффективным сервисным провайдером. Для этого можно, например, использовать платформу Parallels Business Automation (с открытым стандартом APS), обеспечивающую ключевые функции: биллинга, автоматизации настройки сервиса, самообслуживания и др. С этим решением сегодня совместимы практически все сервисы Microsoft, а также ряд зарубежных и отечественных продуктов. "Parallels предоставляет лишь платформу, но не сами сервисы", – подчеркнул спикер в ходе презентации.

"Убеждать в том, что "облака" потенциально нужны буквально всем, не нужно сегодня, пожалуй, уже никого", – считает генеральный директор компании "Вектор роста" (РВК) Александр Брызгалов. – "Ведь, по сути, они полезны каждому, кто имеет доступ к интернет, а таких людей сегодня по всему миру 4 млрд". В сегменте СМБ проблемы с ИБ мало кого пугают, поэтому идея "облаков" в этом секторе пользуется повышенной популярностью, и дело лишь за появлением качественных сервисов. "Распространение в сегменте крупных компаний будет идти объективно более медленными темпами, а для внедрения облачных технологий в госсекторе требует законодательной поддержки", - резюмировал спикер.

Каплий Сергей: Компании ждут устранения всех барьеров на пути «облаков»

На вопросы CNews ответил руководитель направления ИТ-инфраструктурных проектов компании TopS BI Каплий Сергей.

CNews: Какие факторы препятствуют развитию «облачных» сервисов в нашей стране?

Каплий Сергей: Несмотря на то, что в последние пару лет об «облаках» не говорил только ленивый, рынок по-прежнему недостаточно хорошо информирован о том, каким образом можно развернуть «облачную» инфраструктуру, какие сервисы могут быть полезны тому или иному заказчику и какие преимущества они могут дать. Немаловажную роль играют консервативность и специфические особенности российского бизнеса, многие руководители с недоверием относятся с концепции Cloud. Перед распространением «облаков» существуют и определенные нормативные ограничения.

Читать далее

Скляров Дмитрий, директор по развитию партнерского канала Mind Labs

На вопросы CNews ответил директор по развитию партнерского канала Mind Labs Скляров Дмитрий.

CNews: Как вы оцениваете потенциал роста спроса на SaaS в России?

Скляров Дмитрий: Если смотреть на вещи раельно, то пока никак. Интернет каналы в регионах не надежные, люди не доверяют модели SaaS, всех беспокоит вопрос хренения данных "где-то там". Я видел одного-двух ИТ директоров на всю нашу страну, которые реально перенесли большое количество своих систем в SaaS. Все остальные не доверяют ни кому кроме себя, все хранят у себя на серверах и пользуются своими системами. Полагаю, что должно вырасти новое поколение бизнесменов и технарей, которое будет использовать SaaS с рождения. Вот тогда мы увидим настоящий бум SaaS в России.

Читать далее

Ларин Юрий, руководитель направления маркетинга облачных технологий, Майкрософт

На вопросы CNews ответил руководитель направления маркетинга облачных технологий, Майкрософт Ларин Юрий.

CNews: Как вы оцениваете потенциал роста спроса на SaaS в России?

Ларин Юрий: Мы высоко оцениваем потенциал роста спроса на SaaS в России. В данный момент доля продаж SaaS невелика по сравнению со всем российским рынком ПО, но мы ожидаем, что, как и во всем мире, рост спроса на SaaS будет значительным. Оценки аналитиков говорят о том, что в 2014 году по всему миру около трети нового ПО будет распространяться именно по SaaS модели.

Читать далее

Персона месяца

Импортозамещение не должно порождать некачественные продукты для местечкового применения

Сергей Калин

президент компании «Открытые технологии»

Технология месяца

Что нужно знать о развитии СУБД: от «Спутника» до наших дней

Какие задачи решают системы управления базами данных сейчас и какие готовы решать в будущем?