Статья

Бизнес послезавтра: управляй ERP через Kinect и Facebook

Интеграция Embedded Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения
мобильная версия

Одна из главных тенденций развития ИТ-рынка ближайших лет определяется демографией: на смену поколению X приходит поколение Y. Работников станет не просто меньше – их запросы и ценности будут сильно отличаться от привычных сегодняшнему бизнесу. А значит, и ИТ-системы изменятся. Вероятнее всего, они многое позаимствуют из популярных сегодня социальных сетей. Эти и другие темы обсуждались на прошедшем в Москве шестом ежегодном Microsoft Dynamics AX Forum 2012.

Еще одна особенность отечественного рынка – преобладание закупок аппаратного обеспечения. Так, согласно оценкам IDC, на мировом рынке ИТ на АО приходится 42-45% всех расходов, на ПО – 18-20%, на услуги – 40-35%. И эта тенденция сохраняется на протяжении примерно 5 лет. В России соотношение заметно отличается: на закупки оборудования уходит более 70% всех затрат, на ПО – всего 10%, на услуги – 20%. "Такая диспропорция вызвана в первую очередь еще недостаточной зрелостью рынка, - прокомментировал ситуацию Илья Пантелеев. – Вторая причина – консервативность или ресурсоемкость драйверов ИТ-индустрии. Это или госсектор, или банки и телеком, которые заняты строительством персональных и коммерческих ЦОДов".


Илья Пантелеев, генеральный директор компаний "АНД Проджект" и TopS BI: Борьба за каждого нового клиента и повышение лояльности текущих заказчиков являются теперь главным залогом оперативного денежного потока

"Коренного быстрого изменения в сложившейся структуре потребления не произойдет, спрос на оборудование и строительство ЦОДов будет продолжаться. Тенденция снижения доли оборудования и роста объема услуг станет явно выраженной только к 2015 году", - добавил Илья Пантелеев.

По оценке специалистов "АНД Проджект", ближайшие 5 лет в России будут отмечены взрывным ростом "облачной" составляющей, что сравнимо с прогнозом объема продаж данного сегмента к объемам продаж серверов. Следующая тенденция, характерная для не слишком отдаленного будущего, - активный рост внедрений CRM-приложений совместно с другими "коммуникационными" решениями – телефонией, контакт-центрами, порталами. Далее идут рост спроса на задачи управления цепочками поставок, складской логистикой, на порталы удаленного доступа (для дистрибуции и ритейла) и задачи управления производством и ТОиР, комплексные ERP-решения (для промышленных предприятий и производственных холдингов). Уровень производительности в разрезе этих бизнес-процессов по-прежнему существенно ниже показателей предприятий из конкурирующих на мировом и российском рынке высокоразвитых экономик.

Алексей Курочкин, директор департамента ERP-систем "АНД Проджект", отметил следующие тенденции, присущие отечественному рынку: "Сегодня растет доля малых и средних проектов. Одновременно конкуренция смещается в область комплексных решений, а не отдельных продуктов. Как результат – происходит рост спроса на специализированные решения для используемой ERP". Хорошим вариантом ответа на запросы специалист "АНД Проджект" видит создание комплексных решений в кооперации с другими практиками и продуктами. В частности, весьма привлекательной выглядит конструкция из связки Microsoft Dynamics АХ и Microsoft SharePoint. В данном случае, по словам Курочкина, SharePoint берет на себя функции электронного документооборота, архива документов и корпоративного портала. Еще один вариант - комбинация Dynamics АХ и Microsoft CRM. На этот раз второй элемент "отвечает" за управление взаимоотношения с покупателями. В обоих случаях пользователь в результате получает заметную экономию на лицензии и простоту в интеграции.

Поколение X против Y

Еще одна характеристика рынка, которую отметил Илья Пантелеев, - рост потребности в HR-решениях, системах дистанционного обучения, порталах внутренних коммуникаций, внутренних социальных сетей. И это отражает важную тенденцию, обсуждению которой посвятили много времени участники Microsoft Dynamics AX Forum 2012. Кадровая политика компаний сегодня уже начинает ощущать серьезное влияние перемен, которые происходят с демографией в нашем государстве. Тенденция заключается в том, что мы спускаемся на дно демографической ямы и будем находиться там около 15 лет. Как следствие, количество молодых специалистов начнет уменьшаться. Наконец, на смену нынешнему поколению приходит новое, место "поколения Х" занимает "поколение Y". И последние приносят в корпоративный мир свои ценности, привычки и требования.

"Я бы выделил два главных отличия нового поколения: в первую очередь, их вдвое меньше, потому что в 90-е сильно упала рождаемость, - описал свое видение выступавший на форуме Григорий Финкельштейн из компании "ЭКОПСИ Консалтинг", специализирующейся на HR-консалтинге. - И это первое поколение, которое никогда не было "октябрятами", то есть, они не состояли поголовно в идеологических массовых организациях и больше ценят личную свободу".