Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Системное ПО Внедрения

Бизнес отказывается от универсальных ИТ-решений

Российский бизнес продолжает активно инвестировать в бизнес-приложения. Набор основных решений фактически стал стандартным. И в то время как одни компании, пережив не один проект внедрения, стали искушенными потребителями ИТ, другие только начинают входить во вкус. О современных приоритетах заказчиков, а также о том, кто завтра станет основным ИТ-потребителем, в интервью CNews рассказала Екатерина Воропаева, вице-президент компании GMCS.

Интервью с топ-менеджером

Екатерина Воропаева: Российские компании не хотят "подстраиваться" под ИТ-системы

CNews: Какие тенденции вы можете отметить на российском рынке корпоративного ПО? Каково влияние на него мирового рынка?

Екатерина Воропаева: Российский рынок традиционно немного, на год-два, отстает от мирового и в целом его повторяет. Все развитие рынка корпоративного ПО сегодня связано с процессом консолидации, создания холдингов, как среди крупных компаний, так и в секторе СМБ, а также с активным движением компаний в регионы, развитием филиальных сетей: при региональной экспансии необходимо выстраивать корпоративные системы для сбора отчетности, обмена данными.

Еще одна тенденция, определяющая картину на российском рынке корпоративного ПО (она наблюдается последние два года) – это развитие промышленности: оборонной, тяжелого машиностроения, автомобилестроения. Это те отрасли, которые до последнего времени "дремали". Сейчас они активно возрождаются, и с их стороны появляется большой спрос на ИТ-решения. Пока большие удачные ИТ-проекты тут единичны, и на ближайшие года четыре работы хватит всем ИТ-компаниям.

Предприятия среднего бизнеса, в свою очередь, также встали на путь автоматизации, постепенно освобождаясь от зависимости от человеческого фактора.

CNews: Какие бизнес-приложения сегодня больше всего востребованы заказчиками?

Екатерина Воропаева: Для обеспечения прозрачности управления компании внедряют уже достаточно стандартный набор инструментов – ERP, CRM, BPM-системы и т.п. Это стало общепринятой практикой. Вместе с тем сегодня наблюдается отказ от универсальных решений. Если лет шесть назад, например, при внедрении ERP искали продукт, который должен удовлетворять абсолютно всем потребностям компании в области автоматизации, учитывать все аспекты бизнеса, все бизнес-процессы, то сегодня более распространена практика выбора лучших решений в своем классе. На мой взгляд, это говорит о зрелости рынка и зрелости заказчиков. На одном предприятии может стоять достаточно много систем: отдельно система ERP, отдельно управление логистикой, производством, кадрами и пр. И ничего плохого в этом нет. Востребованы абсолютно разные разработки – и российские, и решения крупных мировых вендоров, и нишевые продукты, имеющие потенциал для развития.

CNews: Не вносит ли "неразбериху" наличие множества продуктов на предприятии? Всегда ли есть возможность обеспечить их идеальную интеграцию друг с другом?

Екатерина Воропаева: Большинство разработчиков современных бизнес-систем учитывают потребности рынка и делают свои продукты открытыми для обмена данными с внешними системами. Также нельзя забывать о специализированных решениях, позволяющих сделать интеграцию для пользователя максимально незаметной. Так что при правильно проработанной бизнес-архитектуре и технической реализации появлением "зоопарка" предприятию это не грозит.

CNews: Часто ли заказчики хотят доработать предлагаемое вендором решение под специфику и требования своего бизнеса? Почему они не хотят остановиться на базовой функциональности?

Екатерина Воропаева: Желание заказчиков доработать систему объясняется тремя причинами. Во-первых, это традиционный взгляд владельцев компаний на автоматизацию: если мы вкладываем такие деньги в систему, она просто обязана делать не только то, для чего предназначена, но и решать ряд смежных задач. Во-вторых, российские компании не хотят меняться, не хотят подстраивать свои бизнес-процессы под принятые в той или иной системе. Бывает, что приходится дописывать систему под конкретную небольшую группу пользователей, хотя это и не оправданно. Тем не менее, для компаний интересы пользователей всегда важнее, считается, что без их удовлетворения система не будет эффективной. И сроки внедрения, стоимость проекта зачастую увеличиваются именно из-за того, что достаточно много времени уходит на доработку персональных, не имеющих большого значения для бизнеса нюансов и, по большому счету, "бантиков". В-третьих, и это, пожалуй, основной аспект, за последние два года сам бизнес стал крайне динамичен, внутренние процессы российских компаний меняются буквально на лету. За год в компании могут произойти такие изменения, которые раньше происходили в течение 10 лет. Конечно, в таких условиях возникает потребность в доработке и развитии как уже внедренных информационных систем, так и тех проектов, которые находятся в стадии выполнения.

CNews: Сложно ли убедить заказчиков в том, что стандартизация процессов в соответствии с мировым опытом лучше персональных "бантиков"?

Екатерина Воропаева: Очень сложно. В первую очередь по организационным причинам, - иногда не сразу понятно, откуда эти требования исходят. А во-вторых, в рамках проекта участники не хотят идти на конфликт, т.к. внедрение информационной системы и без того сложный процесс. Все-таки идеальный вариант – это найти компромисс: и систему внедрить, и избежать ненужных доработок. Иногда от них "спасает" ограниченность бюджета проекта.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

CNews: Рынок ERP продолжает стабильно расти. Долго ли, по вашим прогнозам, рост будет сохраняться?

Екатерина Воропаева: Мы внедряем ERP-системы с 1997 года, и нам тогда казалось, что до 2003 года они будут уже во всех компаниях. А на практике получилось, что 2003 год стал только началом. Для меня это удивительно, но до сих пор есть компании, где автоматизация находится на уровне 1995 года и до сих пор лежат амбарные книги. Так что работы на этом рынке хватит еще как минимум лет на пять. А дальше начнется этап активного развития уже существующих систем, которое мы и наши клиенты ощущаем уже сегодня. Первые проекты в компаниях обычно связаны с автоматизацией неких ключевых участков, а затем идет наращивание функциональности. У нас есть заказчики, которые внедряли ERP десять лет назад и сегодня живут с этой системой, постоянно развивая ее вслед за изменениями бизнеса. Но пока нельзя сказать, что таких компаний большинство. Где-то 60-70% внедрений ERP-систем сегодня – это внедрения "с нуля".

CNews: И разработчики, и интеграторы сегодня склонны накапливать определенную отраслевую экспертизу. Выигрывают ли от этого они и их заказчики?

Екатерина Воропаева: Безусловно, определенные преимущества от этого получают все стороны. К примеру, нельзя быть компетентными сразу во всех отраслях, как нельзя и замыкаться на одной отрасли. Внутри ИТ-компании должно быть отраслевое взаимодействие. У нас "привязка" к отраслям сложилась исторически, в связи с реализуемыми проектами. Департамент решений SAP, например, больше работает в ритейле и атомной промышленности, департамент решений Oracle – в нефтехимической промышленности и телекоммуникационной отрасли, департамент решений Infor – в машиностроении и т.д. Что касается департамента решений Microsoft, то это также телеком, дистрибуция, но уже в части оптовой торговли, нефтегазовая отрасль, энергетика. Основное преимущество, которое получает ИТ-компания при таком распределении – опыт консультантов. После одного внедрения они понимают не только систему, ее особенности, но и проблемы отрасли, ее ключевые потребности и специфику. В то же время нельзя сказать, что, однажды создав вертикальное решение, его можно применить абсолютно ко всем предприятиям данного сектора. Всегда происходит его донастройка и адаптация. А для консультантов каждый новый проект – это опять-таки дополнительная отраслевая экспертиза. Поэтому и проекты раз от раза проходят быстрее и реализуются качественнее.


Екатерина Воропаева: Клиенты, проводя тендер, уже хорошо понимают, чего они хотят

Кроме того, для ИТ-компании очень полезно производить внутри себя "обмен" консультантами, т.е. включать специалистов по внедрению одной системы в проекты по внедрению другой. Происходит передача хороших наработок из одной системы в другую, образуется перекрестная экспертиза. Консультанты имеют уникальную возможность перенять опыт соседнего департамента, не замыкаясь только на своей узкой области.

С точки зрения клиента вертикальная экспертиза тоже полезна. Никто не хочет быть "подопытным". Вряд ли заказчик обрадуется, узнав, что интегратор впервые реализует подобный проект и собирается на нем "тренироваться". ИТ-компания должна как минимум иметь представление о данной отрасли. Не обязательно располагать неким готовым вертикальным решением, но говорить с клиентом на одном языке необходимо. Сейчас уже проблем с поиском опытного интегратора нет – автоматизация в той или иной степени присутствует во всех отраслях, и вполне можно найти игроков, которые имеют успешные проекты в определенном сегменте.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

CNews: Каковы основные приоритеты заказчиков в области автоматизации?

Екатерина Воропаева: Если говорить о межотраслевых потребностях, то по-прежнему очень актуальны системы финансовые, бухгалтерского и налогового учета, и в первую очередь те, которые обеспечивают понимание бюджета компании, ее прибыльности, ликвидности и т.д. Роль финансовых систем возросла еще и в связи с тем, что для многих компаний становится очень актуальным вопрос привлечения средств – с помощью IPO, кредитов, инвестиционных программ и т.п. Рассчитывать на получение денег невозможно, пока компания не сделает свою деятельность абсолютно прозрачной для проверяющих организаций, не продемонстрирует свое уверенное развитие, подкрепленное соответствующими финансовыми показателями.

Также очень востребованы системы бюджетирования и планирования. Последние два года в этом сегменте идет крайне бурный рост, и спада пока не намечается.