Статья

Алексей Рокотян: Роста цен на магистральные каналы не будет

Телеком Наука
мобильная версия

На фоне постоянных дискуссий о развивающемся сверхвысокими темпами российском рынке сотовой связи и либерализации дальней связи, сегмент магистральных каналов находится в тени. Однако, именно он лежит в основе работы основных операторов. Об основных тенденциях и особенностях сегмента в интервью CNews рассказал – старший вице-президент компании «ТрансТелеКом» Алексей Рокотян.

CNews: Что сейчас представляет собой рынок магистральных каналов связи? Какова основа его инфраструктуры?

Алексей Рокотян: В основе рынка магистральных каналов РФ на данный момент лежат две сети волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) национального масштаба, операторами которых являются ОАО «Ростелеком» и ТТК, а также несколько сетей, действующих на отдельных направлениях, преимущественно построенных в ведомственных интересах.

По имеющимся данным, «Ростелеком» на конец 2004 г. располагал волоконно-оптической сетью протяженностью почти 28 тыс. км. и емкостью до уровня STM-16 (2,5 Гбит/с). Также у «Ростелекома» на отдельных направлениях сети применяется технология спектрального уплотнения каналов (DWDM), которая увеличивает пропускную способность сети. Компанией используется еще и ряд цифровых радиорелейных линий (включая ЦРРЛ Москва – Хабаровск) и построенная в советское время аналоговая магистральная сеть, протяженностью более 150 тыс. км.

Наша компания - ТТК – использует магистральную цифровую сеть связи (МЦСС) Российских железных дорог, нашего акционера. На данный момент мы располагаем самой крупной сетью ВОЛС в стране, управляемой из единого центра - ее протяженность превышает 45 тыс. км, на сети есть свыше 900 точек присутствия и налаженная система эксплуатации.

Из остальных российских магистральных сетей можно отметить направление Москва – Санкт-Петербург – Финляндия, где, кроме двух указанных крупнейших операторов присутствуют, в том числе, и TeliaSonera, «Раском». Цифровые сети связи ведомственных операторских компаний имеют существенно меньшую протяженность, чем сети Ростелекома и ТТК, а их операторы не проявляют заметной активности на рынке, будучи сосредоточены на обслуживании технологических потребностей ведомств. Поэтому их влияние, во всяком случае, пока, не слишком существенно.

CNews: Как вы оцениваете рынок магистральных каналов связи, его основных участников?

Алексей Рокотян: Говорить об объеме рынка магистральных каналов связи достаточно сложно. Это рынок межоператорский, и потому достаточно закрытый. Участники рынка и аналитики пользуются оценками, сделанными на доступной им частичной информации и понимании общих закономерностей.

По оценкам ТТК, российский рынок цифровых магистральных каналов связи занимает порядка 2% от общего объема услуг электросвязи. Но в то же время это – тот фундамент, на котором строится вся остальная связь. На магистральных каналах живут телефония, сотовые сети, интернет, поэтому важность этого сегмента сложно переоценить. По нашим оценкам, в 2004 году рынок цифровых магистральных каналов достиг объема $360 млн. При этом еще примерно $50 млн. дают предоставляемые, в основном, «Ростелекомом» аналоговые междугородные каналы, но их потребителями в значительной степени являются либо силовые структуры, либо другие компании холдинга «Связьинвест», в который входит и «Ростелеком».

Из общего объема предоставляемых цифровых междугородных каналов связи половину дают почти одинаковые доли «Ростелекома» и ТТК (26 и 25 процентов соответственно). При этом 20% рынка занимает спутниковая связь, 9% – доля Межрегиональных компаний связи, достаточно большая часть объема – это перепродажи. Если выделить первичный рынок цифровых наземных каналов, исключив спутниковую связь и перепродажи, то в 2004 г. из общего объема 235 млн. долл. 40% – это «Ростелеком», 38%– ТТК, 14% – МРК и 8% – остальные операторы волоконно-оптических сетей.

CNews: Известно, что отечественный рынок сотовой связи имеет самые высокие за исключением китайского рынка темпы роста. Рынок магистральных каналов – это один из фундаментов, на которых держатся российские операторы. Каковы его темпы развития и перспективы?

Алексей Рокотян: Как показало исследование консалтинговой компании «Маркет Визио», рынок цифровых магистральных каналов растет примерно на 20% в год, при том, что в целом рост объема телекоммуникационного рынка в денежном выражении составил в 2003-04 гг. порядка 40% в год, а рынка подвижной связи – до 70% в год. Иными словами, рынок магистральных каналов развивается почти в том же темпе. И такое соотношение вполне естественно, ведь речь идет о самой консервативной, самой глубинной части телекоммуникационной инфраструктуры. А основные доходы отрасли формируются там, где есть прямой контакт с пользователем, где предлагаются не только базовые услуги, но и услуги с добавленной стоимостью. Понятно, что междугородные каналы связи как таковые никоим образом не могут быть предметом массового спроса, потому что основными потребителями междугородных каналов являются операторы связи.

Значительную долю спроса на каналы обеспечивают сейчас операторы сотовых сетей, осуществляющие региональную экспансию. По мере того, как будет завершаться процесс охвата сотовыми сетями территории страны, рост потребления этими операторами услуг пропуска трафика по каналам связи, предоставленными операторами сетей магистральных ВОЛС, ощутимо замедлится. В то же время, можно ожидать определенного роста потребностей в магистральных каналах связи со стороны операторов, желающих участвовать в либерализации рынка дальней телефонии и приступающих к развертыванию своих сетей.

Также магистральные каналы востребованы государственными органами и корпоративным сектором, в основном – крупными корпорациями. Как представляется, со стороны этих групп пользователей существенного роста потребности в каналах связи ждать не приходится. Для построения корпоративных сетей связи все больше используются построенные на базе магистральных сетей передачи данных виртуальные частные сети, прежде всего – IP VPN.

CNews: Какие тенденции на сегодняшний день есть на рынке магистральных каналов? Как планируется снизить потери при уменьшении доли сотовых операторов в доходах отрасли в целом и вашей компании, в частности?

Алексей Рокотян: На наш взгляд, особых потерь после завершения периода региональной экспансии сотовых операторов у нас не будет, поскольку уже сейчас нетелефонная загрузка магистральных каналов постоянно увеличивается. В мире рост потребности в канальной инфраструктуре сейчас определяется интернетом. Эта тенденция начала всерьез действовать и в России. Доля каналов сети ТТК, загруженных голосовым трафиком наших клиентов-операторов, на ряде направлений уже существенно уступает емкости, занятой под интернет. Так что рост рынка в целом будет сопровождаться и ростом потребности в пропускной способности магистральных сетей. В целом, исходя из учета приведенных выше факторов, на мой взгляд, в течение ближайших 3-4 лет можно ожидать уменьшения темпов роста рынка магистральных каналов в денежном выражении примерно до 10% в год.

CNews: Оба крупнейших игрока рынка магистральный каналов сейчас модернизируют свои сети на основе технологии DWDM, которая позволяет увеличить объем пропуска трафика. До какой степени сейчас загружена сеть ТТК?

Алексей Рокотян: Быстрый рост телекоммуникационного рынка в последние годы, прежде всего бурное развитие сотовых сетей и интернет, привел к тому, что построенные на основе технологии SDH (синхронная цифровая иерархия) сети в значительной степени уже загружены. Так, например, весной этого года только под построение собственной IP/MPLS сети на наиболее загруженных направлениях ТТК занимала по 2 потока STM-4 (а на направлении Москва – Санкт-Петербург – 4 таких потока). В результате, построенная в 1998-2001 гг. сеть емкостью до уровня STM-16, используемая ТТК, на основных направлениях уже задействована почти на 100%.

Похожая ситуация и в «Ростелекоме». Именно поэтому оба крупнейших оператора в последние пару лет приступили к внедрению технологии DWDM на наиболее загруженных направлениях на северо-запад, восток и юг от Москвы. Мы планируем до конца 2005 г. завершить строительство резервированной DWDM сети на участках Санкт-Петербург – Москва – Омск – Чита, а не позднее начала 2006 г. установить DWDM на маршруте Москва – Воронеж – Ростов – Самара, соединив эту ветку с ранее построенной сетью. Таким образом, на наиболее востребованных направлениях пропускная способность сети будет увеличена на 40 Гбит/с (с возможностью резервирования), а в перспективе – еще на порядок.