Профили

Алексей Клименко: Развитие телекома на 70% будет зависеть от ПО

Телеком Мобильная связь Беспроводная связь Инфраструктура
мобильная версия

Российские телекоммуникационные компании постепенно отходят от оказания только традиционных услуг связи как основы своей деятельности. Развитие отрасли в ближайшие годы будут определять дополнительные услуги и сервисы. О том, почему операторам без них не выжить и как их продвижение скажется на развитии рынка, в интервью CNews рассказал генеральный директор компании "Аскейт" (ГК "КомпьюЛинк") Алексей Клименко.

CNews: В чем специфика телекоммуникационного сектора как потребителя ИТ?

Алексей Клименко: Безусловно, любой заказчик и любая отрасль имеют свои особенности. Телеком не исключение. Можно сказать, что в телекоме очень приятно работать, потому что процесс предоставления услуги конечному абоненту уже давно стандартизирован. Необходимо только следовать стандартам и методологиям. Я имею в виду прежде всего eTOM. Вопрос только в том, следует ли компания принципам этой модели или изобретает велосипед. Поэтому основной спецификой данной отрасли я бы назвал возможность ее стандартизации и формализации.

CNews: Можно ли в связи с этим сказать, что телеком больше других отраслей ориентирован на использование стандартных продуктов и услуг, без существенной адаптации под нужды конкретной компании?

Алексей Клименко: Если телеком и не больше всех ориентирован на применение стандартных продуктов, то, безусловно, находится в лидерах и относится к тем отраслям, где такой подход приемлем и удачен. Но что касается адаптации под конкретную компанию, то этим телеком не пренебрегает. Несмотря на стандартизацию, у каждой компании есть своя особенность и фокусировка.

1 | 2 |

Алексей Клименко: Дополнительные услуги и сервисы на 70% или даже на 80% базируются на ПО

Одни компании продолжают ориентироваться на традиционные услуги связи, другие - на дополнительные услуги и диверсификацию бизнеса. Кто-то пытается создавать дочерние компании и через них выводить на рынок новые предложения. Поэтому адаптация присутствует и довольно-таки существенная. Как правило, когда мы внедряем определенные программно-аппаратные платформы, позволяющие предоставлять новые услуги, то 80% наших усилий направлено именно на их кастомизацию. В основном потому, что типичный программный продукт в телекоме – это не законченное решение, а платформа, на базе которой конечное решение создается.

CNews: Считаете ли вы, что телеком в целом "молодая" отрасль, изначально ориентированная на западные модели развития?

Алексей Клименко: Вряд ли можно отнести это утверждение ко всем телекоммуникационным компаниям. Если посмотреть на советский период нашей истории, то очень многие предприятия зарождались именно в те далекие времена и в основном для удовлетворения нужд военных ведомств. Поэтому сказать, что для телекома изначально характерны западные модели, вряд ли возможно. Другое дело, что новые компании, возникшие после произошедших в нашей стране изменений, особенно компании, специализирующиеся на предоставлении услуг мобильной связи действительно придерживаются современных западных концепций развития. Я не могу сказать, преимущество это или недостаток. С одной стороны, пройден большой путь проб и ошибок и накоплен громадный опыт, а с другой – отрасль развивалась изолированно, что в целом негативно сказывалось на ее конкурентных преимуществах.

CNews: Какие ИТ-потребности телекома на сегодняшний день можно назвать первоочередными?

Алексей Клименко: Ответ на этот вопрос стоит начать с того, какую роль вообще играют ИТ в телекоме. ИТ для данной отрасли – движущая сила. Например, лет 20 назад в структуре поставок телекоммуникационных компаний доминировало аппаратное обеспечение. Информационные технологии на том этапе играли достаточно скромную роль. Сейчас изменилась и структура телекоммуникационного рынка в целом. Как я уже сказал, все большее значение приобретают дополнительные услуги, как наиболее высокомаржинальный вид деятельности, и именно на них компании пытаются зарабатывать. Изменилась и сама инфраструктура оператора, как в части оборудования, так и в части линий связи. В таких условиях роль ИТ является главенствующей. Информационные технологии становятся локомотивом развития индустрии.

Общая, мировая тенденция сегодня такова, что снижается стоимость, как оборудования, так и программного обеспечения. Падение стоимости оборудования очень сильно влияет на скорость вывода новых услуг. Можно привести классический пример, связанный с развитием сотовых сетей. Когда они только появлялись, существовал только один федеральный префикс, потому что никто не рассчитывал на такое широкое и быстрое распространение услуги. Считалось, что из-за дороговизны оборудования удастся набрать максимум миллион абонентов. Однако через три года стоимость оборудования настолько снизилась, что стало возможным внедрение сотовой связи практически по всей стране. Эта тенденция продолжает сохраняться и при формировании сетей третьего поколения.

Ощутимого спада спроса на аппаратное обеспечение в ближайшее время ожидать не приходится. В целом, все наши клиенты довольно активно обновляют технологическую базу. В будущем, возможно, будет незначительное снижение спроса, но пока очевидных сигналов к этому нет. Предстоит еще очень много колоссальной работы – это и модернизация оборудования, и модернизация сетей.


Алексей Клименко: Ощутимого спада спроса на аппаратное обеспечение в ближайшее время ожидать не приходится

Что касается программного обеспечения, то его стоимость, как я уже отметил, также снижается. Это происходит отчасти оттого, что все компании-разработчики выносят свои центры разработок в Индию, Китай, Россию. В то же время ужесточается конкуренция. Но объем закупок программного обеспечения операторами будет только увеличиваться. И этому есть объяснение. Предоставление дополнительных услуг обеспечивается не за счет покупки нового оборудования, а за счет использования программного обеспечения. Так как традиционные услуги связи по-прежнему занимают большую долю в структуре доходов операторов, но их доходность падает, чтобы сохранить устойчивый рост и лидирующее положение на рынке, компаниям необходимо развивать более маржинальные направления, –дополнительные услуги и сервисы, а они на 70% или даже на 80% базируются на ПО.

CNews: Какие программные решения сегодня наиболее востребованы?

Алексей Клименко: В телекоме есть два основных направления – OSS (системы поддержки операционной деятельности) и BSS (системы поддержки бизнеса). По моим наблюдениям, в объемах внедрения и закупок сейчас преобладают BSS. Дело в том, что российский рынок развивается намного быстрее западного. Это не наше достоинство или конкурентное преимущество, просто мы вступили на этот путь чуть позже остальных и еще не пришли к стадии насыщения. BSS непосредственно влияет на доходность компании, потому эти системы и доминируют на сегодняшний день. Другими словами, BSS – это то, что позволяет компании заработать больше денег, а OSS – то, что помогает их сэкономить, за счет уменьшения внутренних издержек. Компании сейчас настолько быстро растут, что им пока просто некогда заниматься оптимизацией издержек. Когда они достигнут точки насыщения, тогда и произойдет массовое обращение к OSS. Компании начнут задумываться, как повысить доходы путем оптимального использования оборудования, информационных сетей, вычислительных комплексов.

CNews: Востребована ли услуга ИТ-консалтинга копаниями телекоммуникационного сектора?

Алексей Клименко: Здесь условно можно выделить два типа компаний. Есть компании консервативные, если можно так выразиться, "старой закалки", для которых ИТ-консалтинг играет определенную роль, но не главенствующую. С другой стороны, на рынке работают молодые компании, для которых ИТ-консалтинг очень важен (например, операторы "большой тройки"). В целом я бы назвал ИТ-консалтинг очень перспективным направлением.

[an error occurred while processing this directive]