Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Алексей Гвинепадзе: Роспатент - идеальный объект для автоматизации

Роспатент — одна из немногих организаций, которая работает исключительно с информацией, и объемы этой информации колоссальны. О том, как решаются вопросы автоматизированного сбора, обработки и хранения данных в Патентном ведомстве России рассказал в интервью CNews Алексей Гвинепадзе, заместитель директора по информационным технологиям Федерального института промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентами и товарным знакам (Роспатент).

CNews: Каковы основные факторы эффективного развития ведомства?

Алексей Гвинепадзе: Экстенсивный путь развития ведомства не возможен. Нет ни рабочих площадей, ни персонала, готового работать по-старому. Необходимо комплексное внедрение безбумажных технологий и полная автоматизация всех рабочих процедур. Для достижения этой цели существуют реальные предпосылки: это понимание руководством ведомства безальтернативности этого пути, наличие готовности и воли решить эту проблему.

Созданный задел — первоклассная сетевая инфраструктура, способная обеспечить высокоскоростной доступ к ресурсам с трех тысяч рабочих мест; современная многоуровневая архитектура внедряемых программных приложений, использующая такие компоненты, как Oracle, Documentum, Convera; отлаженная технология преобразования в электронную форму полного потока бумажных документов по всем объектам интеллектуальной собственности (сканирование, в том числе цветное, OCR- преобразование текста, включая математические и химические формулы, форматирование); эксперименты по подаче заявок в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи и механизмов шифрования; международное сотрудничество, кооперация и гармонизация в сфере правовой охраны объектов интеллектуальной собственности.

CNews: Каким образом строилась работа, пока она базировалась на «бумажной основе»? Существует ли преемственность старых и новых методов работы?

Алексей Гвинепадзе: По каждому объекту интеллектуальной собственности формировались поисковые фонды — это определенным способом организованные массивы бумажных документов. Например, поисковый фонд для экспертизы изобретений формировался в соответствии с рубриками международной патентной классификации, т.е. все патентные документы (35 миллионов) были разложены по 70 тысячам рубрик. Физически — это папки, в которые подобраны патентные документы по определенной тематике на разных языках (русском, английском, немецком, французском). Все крупные ведомства постоянно обмениваются между собой на безвозмездной основе патентной документацией по выданным ими патентам на изобретения (Роспатент обменивается документацией с 60 патентными ведомствами). И вся эта регулярно поступающая документация раскладывается по этим папкам. В папках должно быть место для новых документов, когда они переполняются, надо заводить новую папку. Папки в свою очередь стоят на полках стеллажей. На них тоже должно быть место для новых папок и т.д. Это десятки километров полок, несколько этажей хранилища. При экспертизе изобретений эксперт берет нужную ему по тематике папку и просматривает ее всю, подыскивая близкие к рассматриваемому решения. Ведение такого фонда (пополнение, слежение за полнотой, восстановление потерь) и поиск в нем информации очень трудоемки, требуют все новых и новых площадей.

Вся текущая заявочная документация и переписка с заявителем также в хронологическом порядке комплектуется в папки, называемые "делом заявки". Эти папки хранятся в оперативных хранилищах экспертных отделов в течение всего срока экспертизы. После завершения экспертизы — несколько лет в архиве ведомства. Это тоже несколько сотен тысяч папок. Не удивительно, что такая трудоемкая технология требует большого количества обслуживающего персонала. Отношение экспертного персонала Патентного ведомства к обслуживающему — один к двум.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Автоматизация и безбумажная технология должны изменить это соотношение на противоположное. Труд же самого эксперта практически не возможно автоматизировать — это профессиональный анализ новейших решений, опирающийся на мировой уровень знаний. Поэтому, в целом, сохранится вся методологическая база экспертизы.

CNews: Как вы оцениваете текущий уровень информатизации Роспатента и подведомственных организаций? В том числе — уровень оснащения сотрудников современными персональными компьютерами и программными средствами?

Алексей Гвинепадзе: Я считаю, что уровень информатизации достаточен для решения задачи автоматизации "бумажного делопроизводства". В локальной сети ведомства (центральный аппарат, федеральный институт промышленной собственности, палата по патентным спорам) две тысячи компьютеров и несколько десятков серверов. Все программное обеспечение лицензионное. Подписано корпоративное соглашение с Microsoft на использование клиентского и серверного ПО. Большая часть персональных компьютеров работает под управлением Windows 2000 или XP. Планируем к концу 2006 года полностью перейти на Windows XP и Office XP на клиентских местах и Windows 2003 на серверах (кроме Unix — серверов).

На технологических участках используется разнообразное прикладное ПО. Пользователям доступны правовые информационно-поисковые системы «Гарант» и «Кодекс», тематические и специальные базы данных по разным направлениям науки и техники, электронные издания. Обеспечен доступ к коммерческим информационным ресурсам на крупных международных хостах, таких как STN, к информационным ресурсам других патентных ведомств и сетей (например, Esp@ceNet). Поддерживается доступ к внутренним ресурсам Европейского патентного ведомства (через сеть PatNet) и Всемирной организации интеллектуальной собственности (через сеть WipoNet).