Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения

Алексей Катрич: Российским банкам грозит "крест ИТ"

ИТ больше не воспринимаются банками как универсальное средство увеличения прибыли. Они стремятся внедрять новые решения сдержанно, не тратя лишних денег и четко следуя бизнес-целям. В то же время заинтересованность в современных технологиях есть не только у самих финансовых организаций, но и у их клиентов. О том, от чего сегодня зависит автоматизация в банках и каких сюрпризов ждать от финансового сектора в следующем году, в интервью CNews рассказал Алексей Катрич, управляющий директор по информационным технологиям Национального банка "Траст".

Вместе с тем, информацию нужно не только хранить, с ней еще нужно "бороться", т.е. очищать нужную информацию от бесполезной, "информационного шума", делать ее более сжатой и удобной для восприятия. Например, распространение видеопрезентаций как раз свидетельствует о "борьбе" с информацией – видеоролики дают возможность не рассказывать долго и обстоятельно суть проблемы, а донести мысль на уровне ощущений.

Другая сторона процесса накапливания информации – это аналитика. Мало просто сохранить огромное количество битов, необходимо сформулировать "знание", которое поможет принять правильное решение. Собственно, хранилища данных и призваны выполнять эти две функции – хранение и анализ. По своему опыту могу сказать, что сразу внедрить в банке единое универсальное хранилище невозможно. Необходимо выяснить, какие именно данные хочет получать пользователь, какая информация должна храниться и быть ему доступна. Фактически требуется создание маленьких аналитических хранилищ, каждое из которых отслеживает 5-6 показателей. Одно хранилище дает, например, полную информацию о клиенте, но продукты не затрагивает. Под информацию о продуктах выделяется следующее. Из таких кубов и составляется целостная система хранения данных в банке, для которой необходимо внедрение обобщенного хранилища и наличие профессиональной системы хранения данных (СДХ). Внедрение СДХ – это отдельный проект, и успех его зависит как от минимизации банком набора и типов данных для хранения, так и от наличия глубокого опыта в подобных проектах в команде партнера, с кем данный проект будет выполнен. До внедрения и установки СДХ необходимо минимизировать бюджет проекта путем утверждения владельцев информации, определить типы хранимой информации и осуществить алокацию расходов проекта по конкретным владельцам информации. СДХ перешла с уровня внутреннего инструмента ИТ на уровень ИТ-услуги со своей стоимостью и группой заказчиков. Именно этот выход на новый уровень СДХ и "информационная революция" сформировали устойчивый спрос на системы хранения данных, переведя СДХ из "полезного" инструмента в ИТ-сервис первой необходимости.

CNews: Чем вызвана модернизация системы хранилища данных в "ТРАСТе"?

Алексей Катрич: Естественно, бизнес-задачами. В рамках общей стратегии централизации мы переделываем наш дата-центр, модернизируем систему хранения данных, чтобы при необходимости обеспечить быстрое восстановление. Проект будет осуществлен в течение этого года. Мы его реализуем совместно с компанией Nvision Group, с которой достаточно давно работаем. Они хорошо знают банк, наши проблемы и самое главное – направление СХД является для них одним из приоритетных. Можно сказать, что мы работаем не как заказчик и исполнитель, а как партнеры, заинтересованные в развитии продуктов, продвижении их на рынке.


Алексей Катрич: Мы зачастую перестаем думать, а хотим просто быстрее найти ответ

Кроме того, ожидается еще и слияние двух банков – "Инвестиционный банк Траст" будет интегрирован в "Национальный банк Траст". Здесь, естественно, тоже будут свои ИТ-задачи, а вопрос хранения данных в рамках этого объединения станет особенно актуальным.

CNews: Какие ИТ-инструменты сегодня являются основными в борьбе за клиента? Все ли российские банки уделяют достаточно внимания развитию этого направления?

Алексей Катрич: Если говорить о технологических инструментах борьбы за клиента, а не о банковских продуктах, то основное конкурентное преимущество лежит в области эффективности фронт-офисных приложений, в том, насколько хорошо они развиты. Второе преимущество – это удобство работы клиентов с банком через каналы доступа. И третье – это CRM-система. Мы в последние два года как раз серьезно занимаемся развитием CRM-системы в различных подразделениях банка.

Выстраивание процесса взаимодействия с клиентами обычно начинается с развития фронт-офисных приложений, параллельно внедряется CRM-система, и когда они достигают определенного уровня, подключаются каналы доступа к клиентам. И основная борьба сегодня идет как раз в сфере предоставления более удобного для клиентов доступа. Но в первую очередь нужно дать сотрудникам банка возможность удобно и оперативно продавать продукты.

CNews: Некоторые банки всегда являются первопроходцами в применении новых ИТ-решений. Каковы основные отличительные черты таких банков-новаторов? Является ли использование новейших решений серьезным конкурентным преимуществом?

Алексей Катрич: В сфере конкуренции важны продуктовые решения и решения, предназначенные для оптимизации операционной деятельности. Поэтому понятно, что любая новация в этих областях дает преимущество.

Действительно, банки делятся на первопроходцев и тех, кто готов идти в фарватере. Думаю, политика в данном случае во многом зависит от сложившегося коллектива. Не могу сказать, что новаторов десятки, но общие черты у них есть. Во-первых, это наличие ясной и агрессивной бизнес-стратегии, во-вторых, живой интерес и вовлеченность топ-менеджеров и желательно акционеров в принятие решений в области ИТ, в-третьих, наличие команды, опытных сотрудников, способных решать разные по сложности и направленности задачи, и последнее – наличие здорового интеллектуального куража, желание двигать отрасль и рисковать для продвижения технологии.

CNews: Какие опасности существуют при такой стратегии?

Алексей Катрич: Первая опасность в том, что движение вперед может стать самоцелью. Необходимо все время развиваться, но развиваться с умом, держать все под контролем, а не бежать и тратить деньги впустую. Нужно регулярно соизмерять любые движения вперед тем, насколько это необходимо бизнесу. Касательно "ТРАСТа" могу сказать, что мы отказались от долгосрочных детальных стратегий. Наша стратегия – это по сути набор проектов, которые подкрепляют конкретные бизнес-инициативы, бизнес-продукты. Проекты инициируются, исходя из потребностей бизнеса. И два раза в месяц на Комитете по контролю информационных систем мы сверяем ход проекта с ожиданиями пользователей. Создание такой машины позволяет быть уверенным, что мы идем максимально в русле потребностей, изменений, реалий бизнеса. За счет такого ноу-хау, замены долгосрочной стратегии набором проектов и постоянного соотнесения их с бизнес-задачами, мы как раз убираем риск бездумного и неоправданного движения вперед.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

CNews: Актуален ли для банков вопрос ИТ-аутсорсинга? Есть ли крупные проекты в данной сфере или направление только зарождается?

Алексей Катрич: На мой взгляд, сегодняшняя ситуация с аутсорсингом напоминает ситуацию 2000-го года с проектным управлением. Тогда эта тема была очень модной, только-только формировалось услуга по обучению на проектного менеджера. Считалось, что проектное управление способно все спасти и сделать в срок. Рынок аутсорсинга пока только формируется, хотя и интенсивно. Поскольку, как я уже отметил, расходы на поддержку выросли в разы, для организаций существенным стал вопрос стоимости владения технологиями. Мы столкнулись с тем, с чем столкнулась Европа в конце 1990-х гг., т.е. с вопросом, какими технологиями, ресурсами и пр. банк должен владеть, а какие можно взять в лизинг или передать внешним партнерам. Крупные аутсорсинговые проекты уже есть, но в банках они пока точечные. Мы такие проекты тоже ведем. Если есть четкое обоснование того, что можно вместо двадцати человек держать три, иметь точную метрику расчетов с внешней компанией, и это экономически эффективно, конечно, лучше отдать определенную часть деятельности на аутсорсинг. Мне кажется, что прорыв в этом направлении будет в следующем году. Присутствие западных банков будет расти, их операционная эффективность на данный момент гораздо выше, чем у российских. И банки, работающие в России, готовятся к тому, чтобы сформировать рынок аутсорсинга и использовать этот инструмент как средство повышения операционной эффективности.

CNews: Какие направления деятельности уже принято отдавать на аутсорсинг?

Алексей Катрич: Сейчас это деятельность, связанная с поддержкой системного программного обеспечения, тестированием, мониторингом информационных систем банка. Банку трудно удерживать специалистов с очень специфическими и узкими знаниями, которые бы периодически оценивали показатели информационной системы, делали выводы об имеющихся тенденциях.


Алексей Катрич: Клиенты стали привыкать использовать технологии для работы с банком

Кроме того, внедрение любой системы в банке – это, по сути, тоже аутсорсинг. Банк ставит задачи, а внешняя компания создает на базе продукта конкретное решение, адаптирует его под требования заказчика и в дальнейшем сопровождает. Но это, можно сказать, неявный аутсорсинг. Актуальный вопрос сейчас - можно ли, как многие иностранные банки, полностью отдавать на аутсорсинг всю поддержку, оставляя себе лишь банковские технологии и аналитиков.

CNews: В сфере информационной безопасности для банков приемлем аутсорсинг?

Алексей Катрич: На мой взгляд, нет, неприемлем.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

CNews: Будучи не только сотрудником, но и клиентом банка, какие "плоды" автоматизации вы считаете наиболее полезными?

Алексей Катрич: Мне сложно ответить на этот вопрос. Наверное, это потому, что я слишком погружен в банковскую деятельность и знаю ее изнутри. Могу отметить, что клиенты стали привыкать использовать технологии для работы с банком. Это нормальный процесс. Раньше люди боялись даже вставлять пластиковую карту в банкомат, и тем более деньги в купюроприемник. В банке вам обаятельная девушка помогает, вы ей улыбаетесь и знаете, что все будет в порядке, а банкомату не улыбнешься. А сейчас могу сказать, что потребность в использовании технологий для работы с банком сформирована. Поэтому клиент, приходя в банк, начинает требовать SMS-уведомления, интернет-банк, телефон-банк, управление инвестициями и т.д. Заказчиком ИТ стал не только бизнес, но и его клиенты.

Екатерина Толкачева / CNews