Разделы

Цифровизация

Как нейросети следят за усталостью водителя и сокращают аварийность

Внедрение интеллектуальных систем помощи водителям — важная задача для повышения безопасности на транспортных предприятиях. Одной из самых эффективных отечественных разработок этой категории стала система «Антисон», которая успешно предотвращает автомобильные аварии, связанные с усталостью водителей. В 2022 году завершился очередной пилотный проект по испытанию инновационного оборудования на предприятиях компании «Полюс». В настоящее время компания приступила к масштабному внедрению устройств на своем пассажирском и грузовом автотранспорте.

Принципы работы умного оборудования

Бесконтактная интеллектуальная система «Антисон» работает на основе сразу нескольких технологий: AI, deep learning и компьютерного зрения. Разработчик устройства — ИТ-компания КСОР. Сегодня устройства применяются в столичных автобусах, троллейбусах и трамваях, на месторождениях при добыче полезных ископаемых, в организациях, где требуется предельная концентрация внимания за рулем.

«Антисон» для водителя выступает как умный будильник. Комплекс начинает работать с запуском двигателя. За мониторинг физиологического состояния отвечает ИК-камера, установленная на приборной панели транспортного средства. Видеооборудование анализирует изменение мимики по более чем 60 точкам лица, фиксирует первые признаки засыпания и снижения концентрации внимания, разговоры по мобильному телефону, курение. Также в кабину ставят дисплей со звуковым оповещением и световой индикацией, который подает сигнал в случае обнаружения опасности для водителя.

Детектор функционального состояния водителей «Антисон» включает в себя не только оборудование, но и собственное программное обеспечение, разработанное КСОР и зарегистрированное в официальном Едином реестре российского ПО. В скрытой части автомобиля монтируется центральный блок, где хранятся все данные, ведется запись журнала инцидентов. Видеопоток в режиме реального времени поступает в многослойные нейросети, которые в процессе его обработки обнаруживают потенциально опасные события: закрытые глаза, зевание, частые повороты головы в сторону, «клевание» носом и другие признаки отвлечения внимания.

Как только нейросеть распознает опасность, в течение двух секунд водитель получает сигнал-оповещение. Одновременно устройство «Антисон» отправляет сведения об инциденте в центр мониторинга, где их разбирает оператор. Специалист диспетчерского центра оценивает обстоятельства произошедшего по установленному регламенту, и решает — принять или отклонить событие. Благодаря такому подходу удается добиться практически стопроцентной точности распознавания событий. При этом важно, что «Антисон» оповещает водителя сразу в момент обнаружения опасного события - для этого устройству не нужно подтверждение человека. Операторы дополнительно валидируют события уже после срабатывания и отправки данных в центр мониторинга.

Интеллектуальные устройства на предприятиях «Полюса»

«Полюс» входит в пятерку крупнейших золотодобывающих компаний мира. В структуру входят рудники, золотоносные россыпи и ряд проектов в стадии строительства и развития. Компания располагает обширным автопарком и ведет свою деятельность в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в условиях Крайнего Севера, где работу осложняют суровые климатические условия и рельеф.

«Антисон» привлек внимание «Полюса» после успешного внедрения системы мониторинга состояния водителей в Москве. По словам представителей компании, результаты применения умного оборудования на московском метрополитене и наземном транспорте говорят сами за себя — «Антисон» для ГУП «Мосгортранс» стал действенным средством борьбы с авариями. Благодаря интеллектуальному оборудованию количество ДТП на городском транспорте столицы в 2020 году снизилось на 26%, а итоги 2021 года подтвердили снижение аварийности еще на 7,5%.

В «Полюсе» отмечают, что для водителей условия работы на золотодобывающих предприятиях сложные и своей монотонностью напоминают действия машинистов на подвижном составе метрополитена. Напряженный труд и ночные смены делают засыпание одним из главных факторов риска при управлении транспортом. Результатом аварий становится производственный травматизм, выход из строя техники, убытки от простоев транспорта. Чтобы не допустить подобных инцидентов, в 2020 году «Полюс» и КСОР Групп приступили к реализации пилотного проекта по установке системы мониторинга на транспорт компании.

Этапы реализации проекта

Внедрение системы «Антисон» для компании «Полюс Логистика» на первом этапе казалось смелым экспериментом. В 2020 году предприятие оснастило устройствами 15 машин, которые занимались перевозкой грузов и пассажиров. Результат превзошел все ожидания — только за последующие два года оборудование зафиксировало 180 инцидентов, связанных с засыпанием и потерей внимания водителей. Эти события могли бы закончиться фатально, если бы не сработало устройство «Антисон».

В рамках договора о сотрудничестве КСОР оснащает интеллектуальным оборудованием автопарк компании «Полюс Логистика». В первую очередь «Антисон» устанавливается на транспорт, который перевозит людей, затем последует техника, которая работает в сложных и опасных условиях. Также системы мониторинга усыновлены на транспортные средства «Полюс Строя».

Возможности системы мониторинга

«Антисон» для российского рынка ИТ-систем — явление уникальное. Система мониторинга работает с использованием собранного и размеченного Dataset, где хранятся несколько миллионов изображений и сотни часов видео. Нейросети обучаются на самом большом в России массиве данных, причем новая информация поступает в центр мониторинга ежедневно. Онлайн находится более 13 тысяч устройств, которые установлены на транспортных средствах «Мосгортранса», грузовиках и спецтехнике крупных предприятий.

«Антисон» для клиентов выступает как инструмент оптимизации производственных процессов. В личном кабинете на сайте центра мониторинга заказчик получает релевантную статистику, которая затем используется в работе. При наступлении каждого события оповещение приходит на электронную почту или в мессенджер руководителя.

В центре мониторинга доступны:

  • актуальная информация по всему автопарку — геолокация, скорость и маршрут каждого транспортного средства;
  • сведения по каждому инциденту, что позволяет оперативно и в удаленном режиме определить причины ДТП;
  • инструменты для формирования отчетности;
  • архив и статистика за любой выбранный период и многое другое.

Главный результат работы нейросетей — повышение безопасности труда. Аналитика, полученная с помощью системы «Антисон» для одного из заказчиков, стала способом решения проблем с рабочим графиком. На предприятии изучили отчеты по филиалам и обнаружили, на какой период приходится основное количество потенциально опасных событий при вождении. На основе полученных данных в подразделениях изменили рабочий график, после чего количество инцидентов существенно сократилось уже в течение ближайших месяцев.

Особенность устройств «Антисон», созданных КСОР Групп, заключается в возможности автономной работы. Даже если транспортное средство попадает в зону с плохим покрытием сотовой связи, где возникают помехи или недоступен интернет, оборудование работает штатно и предупреждает водителя об опасных ситуациях. Это очень важно для предприятий горнодобывающей промышленности, так как спецтехнике часто приходится работать в районах с плохим качеством дорог и покрытия сотовой связи. После восстановления доступа к интернету информация поступает на сервер центра мониторинга, где ее анализируют диспетчеры. На основе полученных отчетов служба безопасности труда разрабатывает мероприятия по предотвращению дорожно-транспортных происшествий.

Сложности внедрения системы

«Антисон» для водителей полностью безопасен. По инициативе КСОР Групп система неоднократно тестировалась в независимых лабораториях, включая Центр гигиены и эпидемиологии города Москвы и Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова. Эксперты проверяли возможное влияние инфракрасного, лазерного и теплового излучения прибора на глаза водителя и подтвердили, что показатели не превышают установленных СанПин значений. Все технологическое оборудование имеет сертификаты качества.

Видеокамеру монтируют так, чтобы она не перекрывала обзор и не мешала управлению автомобилем. Устройства «Антисна» очень компактные и дают о себе знать только в случае опасности. Задача умных ассистентов — не контролировать, а страховать водителя, предотвратить аварийно-опасные действия. Например, если человек автоматически берет в руки телефон, искусственный интеллект предупреждает сигналом, что это может привести к ДТП.

Сотрудники перестают воспринимать «Антисон» как средство избыточного контроля после первого серьезного происшествия. В практике клиентов КСОР были случаи, когда устройство в последний момент будило заснувшего водителя и тем самым предотвращало неминуемую аварию. Таким образом, как только человек понимал, что умный помощник только что сохранил ему жизнь и здоровье, отношение к нему менялось кардинально.

В КСОР Групп уверены, что востребованность систем мониторинга состояния водителей в регионах в ближайшие годы будет только расти. Умное оборудование помогает транспортным компаниям решить сразу несколько задач: снизить производственный травматизм, повысить интенсивность труда, сократить затраты на ремонт автопарка, свести к минимуму убытки от простоев, нарастить прибыль. Для водителей же «Антисон» становится надежным помощником, защитником здоровья и жизни, гарантом безопасности пассажиров.

Не так давно по инициативе Минтранса разработан законопроект, в случае принятия которого установка устройств мониторинга состояния водителя станет обязательной. Новые правила могут начать действовать уже в 2023 году. Применение аналогов «Антисна» обеспечит снижение количества нарушений ПДД, поможет на треть уменьшить общий экономический ущерб от аварий в целом по стране.

erid:Pb3XmBtztAH3u4A2dRKHr42K3aKQKKpqpLdEZqpРекламодатель: ООО «КСОР»ИНН/ОГРН: ИНН 7727290760/1167746446284Сайт: www.xor-group.ru