Разделы

Телеком Цифровизация

Интегратор становится локомотивом комплексной цифровой трансформации компаний

Цифровизация проникает во все сферы человеческой жизни не только на бытовом, но и на государственном уровне. Лавинообразный рост данных и стремительное увеличение количества пользовательских устройств, подключенных к сети, требует внедрения современных цифровых технологий и освоения новых эффективных механизмов работы с информацией. Но цифровая трансформация — процесс комплексный, он требует обстоятельного подхода.

Цифровая трансформация идет в мире полным ходом. Так, если по данным аналитической компании IDC в 2018 г. расходы на проекты по цифровизации во всем мире составили $1,3 трлн, то в 2021-м они достигнут $2,1 трлн.

В прошлом году, также по данным IDC, с данными каждый день взаимодействовали свыше 5 млрд человек, через 5-6 лет таких контактов будет уже 6 млрд или около 75% населения Земли на тот момент. При этом прогнозируется, что каждый пользователь к 2025 г. будет обращаться к цифровым данным в среднем раз в 18 сек. В том же году, как ожидается, в глобальной сети будет работать более 150 млрд различных устройств, большинство из которых — оборудование интернета вещей, способное генерировать трафик круглые сутки в режиме онлайн. Таким образом, растет не только количество пользователей, но и частота обращений к данным, а все вместе это порождает такой гигантский объем информации, справиться с которым традиционными средствами будет невозможно.

Данные приобретают все большую ценность. Например, полная и всесторонняя информация о клиенте уже стала конкурентным преимуществом и успешно монетизируется многими коммерческими компаниями, особенно в финансовой сфере и онлайн-торговле. Вместе с тем, стоит помнить, что цифровизация — это не просто использование «умных» устройств или оцифровка конкретных процессов. Это целостный процесс, охватывающий все сферы деятельности компании или государственной организации. И на пути к цифровизации сложно обойтись без помощи профессионалов. Для того, чтобы помочь заказчиками перейти на новый уровень с максимальным эффектом, группа компаний «АйТеко» разработала ряд решений, которые дополняют друг друга и позволяют сформировать целостный подход к цифровизации для организаций любого масштаба.

Цифровизация в комплексе

Группа компаний «АйТеко» хорошо известна на российском рынке. Работая с 1997 г., она входит в топ-500 крупнейших компаний и топ-10 крупнейших ИТ-компаний страны. Является одним из пяти ведущих системных интеграторов в сфере построения ИТ-инфраструктуры, а также одним из крупнейших поставщиков ИТ-услуг. Ключевые направления, которые сегодня развивает «АйТеко»: интегрированные коммуникации, искусственный интеллект, большие данные, облачные технологии, разработка ПО, технология блокчейн. Также компания внедряет инновационные технологии в рамках своих строительных проектов, создавая объекты с применением информационного моделирования зданий. В 2019 г. в самостоятельное направление выделилось производство телекоммуникационного оборудования и разработка ПО для сетей связи 4G и 5G: в составе группы компаний была создана новая бизнес-единица под названием НТР («Новые телеком-решения»).

Успешный опыт работы над масштабными проектами для компаний из разных отраслей экономики и накопленная за более чем 20-летнию историю экспертиза и база технологий позволили создать линейку собственных продуктов.

Внедрение этих продуктов поможет государственным организациям и коммерческим предприятиям перейти в новую цифровую реальность. Многие программные продукты, разработанные «АйТеко», внесены в реестр Минкомсвязи, что позволяет использовать их в рамках импортозамещения. Развитие продуктовой линейки в группе компаний курирует заместитель генерального директора Сергей Попов.

Сергей Попов: Мы продолжаем работать над реализацией больших комплексных проектов, но рынок трансформируется, и мы трансформируемся вместе с ним, предлагая новые продукты для цифровизации

Коммуникационная платформа Express

Одним из важных направлений деятельности «АйТеко» в сфере комплексной цифровизации является интеграция систем совместной работы в бизнес-процессы российских предприятий. «АйТеко» является авторизированным партнером компании-разработчика офисного приложения Express, что позволяет внедрять его, в том числе в рамках комплексных проектов. Отметим, что эта разработка включена в Единый реестр российского ПО и может быть использована без ограничений в государственных компаниях.

Express представляет собой интегрированную программную платформу для коммуникаций корпоративного уровня. Решение сочетает в едином интерфейсе функции традиционного мессенджера с возможностью использования корпоративных ресурсов. Механизм работы остается привычным для пользователя: интуитивно понятный интерфейс, групповые чаты и каналы, обмен текстовыми, фото- и видеофайлами, приложения для iOS/Android, Desktop и Web. В числе преимуществ — возможность внедрения ботов в корпоративную среду, например, для автоматизации HR- и маркетинговых процессов.

Особое внимание уделено вопросам информационной безопасности. В отличие от публичных мессенджеров, платформа Express позволяет полностью контролировать круг лиц, работающих с сервисом. Исключается ситуация, при которой уволившийся сотрудник сохраняет доступ ко всем полученным сообщениям и конфиденциальным документам. Управление Express осуществляется централизовано, подключение или отключение пользователей можно произвести в любой момент. К тому же система позволяет гибко настраивать права доступа к той или иной информации в соответствии с корпоративной политикой, ограничивать или запрещать резервное копирование данных в публичные облачные сервисы и т.д. Благодаря использованию защищенного протокола, мессенджер Express обеспечивает безопасные коммуникации как внутри компании, так и при общении с внешними контрагентами. Система киберзащиты, встроенная в Express, моментально обнаруживает атаки, направленные на получение контроля над аккаунтом и блокирует их.

«Предлагая заказчикам Express, мы хотим, чтобы корпоративные коммуникации осуществлялись через надежный, защищенный канал. Мы даем бизнесу удобный способ для коммуникации», — отмечает Сергей Попов.

Искусственный интеллект для аналитики и работы с информацией

Успешная цифровая трансформация подразумевает использование технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. В том или ином виде они применяются практически во всех инновационных проектах, связанных с внедрением ИТ-систем нового поколения. В «АйТеко» вопросами развития ИИ занимается Центр когнитивных технологий, который реализует проекты в сфере обработки естественного языка, речевых технологий, машинного зрения, биометрии и дополненной реальности (AR, Augmented Reality). Среди флагманских продуктов — интеллектуальные системы обработки информации SmartSel и SmartCS, биометрическая система контроля и управления доступом SmartBM с бесшовной интеграцией с существующей инфраструктурой заказчика. В ноябре 2019 г. была представлена новая разработка XRAdept — удаленный AR-помощник корпоративного уровня для совместной работы сотрудников, экспертов и руководителей вне зависимости от их местоположения. Использование технологии дополненной реальности позволяет устранять проблемы, получать наглядные инструкции и подсказки по операциям с оборудованием в реальном времени.

SmartSel — это решение для автоматического распределения неструктурированной входящей информации нужным адресатам или в отведенное место хранения. Основой SmartSel являются передовые достижения в области NLP (Natural language processing, обработка естественного языка), машинного и глубокого обучения. На практике использование данного продукта повышает скорость подготовки ответа и уменьшает количество ошибок при распределении писем, звонков и т.д.

Кроме того, решение может применяться для автоматической обработки голосовых обращений и запросов. В call-центрах и службах поддержки SmartSel работает для переадресации звонков, информационной поддержки операторов с помощью экспертных систем и решения других задач. Система способна генерировать автоматический ответ для типичных запросов.

SmartCS (Smart Corporate Search) представляет собой интеллектуальную систему, предназначенную для повышения эффективности работы с информационными активами. Решение интегрирует источники корпоративной информации в единое цифровое хранилище и осуществляет поиск по всем доступным источникам в рамках одного запроса. Работает со структурированными и с неструктурированными данными, например, с CRM-, ERP-системами, электронной почтой, SharePoint, внешними источниками. Система индексирует текстовую, голосовую и графическую информацию, что делает возможным поиск по оцифрованным копиям документов, растровым изображениям и PDF-файлам. Используя SmartCS, можно находить данные не только по точной фразе, но и по смыслу и контексту. Решение выделяет из текста более 70 видов информационных объектов, среди них — упоминания физических и юридических лиц, реквизиты, данные о денежных средствах, ГОСТы, нормативно-правовые акты и т.д. Это дает возможность вести как атрибутивный (по реквизитам и полям), так и полнотекстовый поиск с условиями и фильтрами и находить документы, лексически похожие на искомый. Поисковая выдача формируется в соответствии с корпоративной политикой доступов.

Стоит отметить, что государственные организации и корпорации могут без ограничений внедрять SmartSel и SmartCS, поскольку решения включены в Реестр отечественного ПО.

Данные как ключевой актив в рамках цифровой экономики

«Объем данных непрерывно растет и ставит перед компаниями вопрос о том, а что же с ними делать: как защищать, как монетизировать и т.д. На наших глазах создаются совершенно новые бизнесы на этих технологиях. Это новый вызов. Сегодня уже все компании понимают, что нужно работать с данными и на этом будет строится капитализация», — отмечает Сергей Попов.

Для работы и управления данными «АйТеко» предлагает платформу «Цифровой Алфавит», разработанную командой «Витте Консалтинг». Данная система реализована на базе собственных разработок и компонентов с открытым исходным кодом. Платформа использует событийно-ориентированные сценарии одновременной работы со множеством источников и типами данных и осуществляет их сбор, обработку, поиск и анализ.

«Цифровой Алфавит» предназначен для создания отраслевых решений класса Data Governance. На базе платформы можно разрабатывать профильные приложения с реализацией любых алгоритмов обработки данных и с подключением дополнительных компонентов: инструментов аналитики и машинного обучения, специализированных баз данных, потоковых обработчиков, внешних сервисов. Это обеспечивает эффективную обработку данных различных типов и форматов с возможностью извлекать из них необходимые знания и получать с их помощью дополнительную ценность для бизнеса. «Цифровой Алфавит» включен в Единый реестр отечественного ПО.

Цифровые технологии в строительной отрасли

«АРБИТЕК» — инженерно-строительная компания полного цикла в составе группы компаний «АйТеко», которая создает «под ключ» объекты гражданского и промышленного строительства любой сложности. В процессе работы над проектами компания широко использует инновационные методы, например, технологии Building Information Modeling (BIM). С помощью BIM проектная команда формирует единую информационную модель, в которой хранятся и обрабатываются все данные процесса строительства объекта. BIM-модель обеспечивает взаимодействие между проектировщиками, строителями, операторами зданий и сооружений, смежными предприятиями и другими участниками проекта в онлайн-режиме, а также позволяет демонстрировать заказчику трехмерную модель здания и его отдельных систем на всех этапах строительства.

Среди важных направлений деятельности «АРБИТЕК» — проектирование и строительство центров обработки данных — не только капитальных, но и модульных. При этом компания создает инженерную инфраструктуру, включая системы безопасности объектов, а также следующие системы: бесперебойного и гарантированного электроснабжения; водоснабжения и водоотведения; климатические; диспетчеризации и управления зданием; структурированные кабельные системы. Квалификация специалистов «АРБИТЕК» позволяет не только строить дата-центры «под ключ», но и подготовить их к прохождению сертификации на соответствие уровню Tier III. Среди других передовых технологий компания развивает направление цифровых систем навигации в зданиях.

Инновации и акселерация стартапов

«Мы работаем с разными инноваторами, стартапами, делаем акселераторы со «Сколково» и другими организациями», — отмечает Сергей Попов.

Работу со стартапами ведет «Инновационный центр АйТеко» — резидент «Сколково». ИЦ «АйТеко» совместно с Фондом «Сколково» в 2019 г. провели первую акселерационную программу, основанную на потребностях финансовых организаций, по поиску и развитию технологических компаний. По ее итогам 28 решений от стартапов вошли в портфолио компании, существенно расширив и усилив его.

Также в профиле компании — разработка ПО для финсектора и ритейла, в том числе с использованием технологии блокчейн, школа разработчиков и тестировщиков, которая позволяет пополнять кадры, в том числе компаний-заказчиков.

«Следуя глобальным трендам и основываясь на стеке технологий, собранном за более чем 20 лет, «АйТеко» развивает линейку продуктов и решений, повышающих эффективность компаний и организаций в рамках цифровой трансформации», — заключает Сергей Попов.