Спецпроекты

Panasonic представила робота-колобка и другие изобретения для «умного дома»

Ритейл Современный дом Бытовая техника

На крупнейшей выставке потребительской электроники IFA 2017 компания Panasonic представила свои рационализаторские разработки, предназначенные для решений в сфере «умного города» и «умного дома». Одна из таких новинок – обучающий робот для детей, внешне напоминающий сказочного Колобка.

Panasonic: Электрификация и автономизация транспорта – два стратегических направления инноваций

На площадке берлинской технологической выставки CNews выяснил у главы совета директоров Panasonic Europe Лорана Абади (Laurent Abadie) и генерального директора Panasonic Россия Дзюнити Судзуки (Junichi Suzuki), какие именно проекты внедряет компания с применением передовых технологий, как меняется стратегия продажи умных девайсов и каковы перспективы сотрудничества со «Сколково».

CNews: Какие технологии Panasonic в области «умных городов» и «умных домов» уже внедрены и используются в мире? Интересуют не только концепты, а то, что реально работает.

Лоран Абади: Наш самый сложный проект в области «умных городов» реализован в Японии. Около трех лет назад был официально открыт умный город Фуджисава. Он должен был продемонстрировать новые системы бытового энергоснабжения, коммуникации и т.п. Вы знаете, что в Японии очень высок риск землетрясений и других природных катаклизмов. Поэтому каждый дом в Фуджисаве оборудован системой резервного питания и средствами коммуникации, которые, если случится цунами, землетрясение или что-то подобное, помогут жителям города более-менее комфортно продержаться до приезда спасателей.

CNews: Кто заказчик таких решений?

Лоран Абади: Жители. Люди, которые купили дома в Фуджисаве для себя и своих семей. В общей сложности в городе построено 1 000 домов приблизительно для 3000 человек. Там еще есть небольшой торговый центр, книжный магазин и инфраструктурные объекты.

Лоран Абади: В прошлом наши инженеры были механиками и «технарями». Теперь все приходится переосмысливать с точки зрения софта и коммуникаций

По сути, это девелоперский проект. На территории, где возникла Фуджисава, раньше располагалась фабрика Panasonic. После того, как предприятие перенесли в другое место, Panasonic и компании-партнеры (сейчас их 18) решили создать здесь город будущего. Каждый партнер представлял свое направление. Например, «дочка» Panasonic – девелоперская компания PanaHome – взяла на себя строительство. Другие осуществляли продажу домов и т.д.

CNews: Какие направления, кроме энергетики, интересны в ближайшей перспективе? По направлению «умных городов», «умных домов»?

Лоран Абади: Думаю, есть две проблемы, с которыми мы уже начали сталкиваться не только в Японии, но и в Европе, России. Первая – это старение населения. Как помочь пожилым людям максимально долго жить в своем доме, обходясь без посторонней помощи и необходимости переезда в больницу? Новые медицинские сервисы, самодвижущиеся кресла-коляски, автоматизированная доставка продуктов, обеспечение безопасности и в перспективе робототехника смогут решить эту задачу.

CNews: В каких-то продуктах вы уже подошли к непосредственной продаже или пока это только концепты?

Лоран Абади: В Японии у Panasonic уже сейчас есть несколько готовых решений на стадии финального тестирования, либо уже в продаже. Для пожилых людей разработана так называемая «робо-кровать», которая при необходимости может складываться в кресло. Если ее владелец слишком слаб, чтобы подняться самостоятельно, он может просто нажать кнопку - тогда кровать поднимет его сама и, став креслом, отвезет, куда нужно.

Вторая важная проблема – экология и «зеленая» энергетика. Уверен, что все идет к электрификации общества. В этой области существует масса разработок для транспорта – электрокаров, скутеров и электрических велосипедов. Кроме того, есть решения для частных домов, позволяющие генерировать, накапливать и рационально использовать электричество.

CNews: Ведутся ли какие-то переговоры в России по решениям для «умных городов»?

Дзюнити Судзуки: Пока нет, но мы активно ищем такие возможности.

CNews: Что надо, чтобы продвинуться в этом вопросе? Какие причины мешают таким переговорам?

Лоран Абади: Политические отчасти.

Дзюнити Судзуки: И они тоже, но я бы сказал иначе. Проработав больше 2 лет в России, я точно знаю, что это уникальная страна, в которой возможно все. Любые изменения могут произойти очень быстро. Например, еще пять лет назад здесь практически не существовало цивилизованного рынка частных такси. А теперь каждый может вызвать машину со смартфона. Такого уровня распространения служб типа Uber, «Яндекс.Такси» и других сегодня нет даже в Японии и Германии. А в Москве есть не только работающие сервисы, но и множество клиентов, которые приняли, оценили и активно пользуются услугой. Такие резкие перемены очень характерны для России, это типичная черта российского рынка. Поэтому нужно постоянно искать и быть готовым реализовать спонтанно возникающую возможность и партнеров, которые могут нас в этом поддержать.

Дзюнити Судзуки: Одно из сильных направлений Panasonic в России – кухонная техника. Много лет работая в этом сегменте, мы видим растущий интерес россиян к здоровому питанию и образу жизни

CNews: А какие решения, на ваш взгляд, сейчас могут быть наиболее востребованы? Энергетика, медицина или вообще все?

Дзюнити Судзуки: Одно из сильных направлений Panasonic в России – кухонная техника. Много лет работая в этом сегменте, мы видим растущий интерес россиян к здоровому питанию и образу жизни. Уверен, что это перспективное направление, и мы расширяем свой ассортимент за счет решений для здорового питания.

CNews: Есть мнение, что современный ритейл не очень подходит для продажи «умных девайсов». Логичнее подавать их в комплексе с сервисами. Чувствуете ли вы, что подход к продаже «умных  решений» меняется и требует продажи не девайса, а сервиса с дополнительной ценностью? Что устройство стало частью решения?

Лоран Абади: Любое решение состоит из трех элементов: оборудования, софта (в т.ч., для подключения) и услуги. Последнее важнее всего. Мало предложить пользователю абстрактное устройство, подключенное к сети. Многое значит сервис. Человек должен четко понимать, что он получит. Смогут ли ритейлеры предложить такой сервис – пока вопрос. Может быть, кто-то из больших игроков сможет организовать в дополнение к продуктам какие-то услуги, в т.ч., по установке. Надеюсь, что смогут.

Но у нас с ними разные пути. Мы больше ориентированы на b2b2c – т.е., продвижение своих продуктов в рамках совместных решений с бизнес-партнерами (разработчиками софта, сервис-провайдерами и т.д.). Поясню на примере. В прошлом году мы анонсировали совместный проект с крупным немецким страховщиком – компанией Allianz. Пользователи могли приобрести комплект оборудования для «умного дома» - сенсоры, камеры, розетки, обеспечивающие безопасность, защиту от протечек и вторжений и т.п. Сервисную сторону брал на себя Allianz, у которого есть служба поддержки пользователей, инженеры. Если в доме возникала проблема (разбилось стекло, протек кран и т.п.) и система срабатывала, то страховая компания сразу же посылала своего сотрудника, чтобы тот проверил ситуацию и оказал помощь. Вынужден признать, что проект пока не вышел на запланированный уровень, но тенденция идет именно в этом направлении. Будет появляться все больше решений типа «продукт + софт + услуга». Мы сейчас на начальном этапе, но, я думаю, успех придет. Нужно лишь создавать больше простых, легких для использования сервисов. Предлагаться они могут совершенно разными путями – через партнеров, сервисные компании или даже ритейлеров.

CNews: Многие технологические компании и производители электроники вынуждены становиться ИТ-компаниями, поскольку очень многое сейчас зависит от ИТ-начинки. Чувствуют ли это в Panasonic? Если да, то меняют ли свои бизнес процессы, чтобы соответствовать новым реалиям рынка? Стали ли вы уже больше ИТ—компанией, чем производителем электроники?

Лоран Абади: Да, мы в определенной степени являемся ИТ-компанией. Panasonic уже много лет производит телевизоры, аудио, видео и другую электронику, состоящую из электронных компонентов и подключаемую к интернету. Внутри этих устройств процессоры. Например, новая Hi-Fi колонка SC-GA10 c поддержкой Google Assistant - это не просто бытовое устройство, а настоящий гаджет, которому вы можете голосом заказать любимую мелодию и он вам сразу ответит.

CNews: В связи с этим, становится ли в компании больше ИТ-специалистов? Уделяет ли Panasonic больше внимания ИТ-разработчикам? М.б., у вас теперь меньше инженеров, но больше ИТ-специалистов?

Лоран Абади: Нашей компании уже почти 100 лет. В прошлом большинство наших инженеров действительно были механиками и «технарями». Теперь все, конечно, приходится переосмысливать с точки зрения софта, коммуникации и подключаемости к интернету. Инженерам требуются самые разные знания. Но в основе всего лежит наш опыт в области звука, видео и прочего.

CNews: Что сейчас является самым большим препятствием для внедрения девайсов, подключенных к интернету вещей? Развитию этих технологий?

Лоран Абади: Думаю, все дело в предложении пользователю понятного и интересного сервиса. С технологиями проблем нет.

CNews: Не вопрос законодательства?

Лоран Абади: Не уверен. Вопрос еще в том, какую платформу для интернета вещей мы собираемся использовать. Есть масса вариантов.

CNews: Существуют ли проблемы с интеграцией разных платформ? 

Лоран Абади: В принципе, нет. Мы следуем политике открытой платформы. Если идея сервиса нас заинтересует, мы будем сотрудничать со всеми – будь то Google Assistant или Amazon Alexa или кто-то еще.

CNews: Как сейчас развивается альянс Panasonic-Watson, и какие у него перспективы?

Лоран Абади: Мы сотрудничаем в направлении аналитики биг-дата и отдельных сервисов типа приготовления пищи. В этом году на IFA 2017 мы решили показать свое видение «умной кухни» – как подключенные устройства могут коммуницировать и взаимодействовать, и какие прикладные задачи они могут решить. Представленные концепты были разработаны в сотрудничестве с IBM и другими компаниями, специализирующимися на технологиях искусственного интеллекта, распознавания речи. Что-то мы сделали сами. В любом случае, выбор платформы и технологии зависит от каждого конкретного продукта. Например, для смарт-колонки лучше всего подошел Google, у которого гораздо больше музыкальных приложений и сервисов.

CNews: Как ведет себя рынок? Что больше растет и развивается? Есть ли какие-то необычные тенденции в потребительском и бизнес-направлении? 

Лоран Абади: Главный тренд сейчас – электрификация общества. Думаю, это больше касается b2b. После того, как в Германии грянул дизельный кризис, много внимания стало уделяться сокращению CO2. И эти новые факторы придают ускорение тотальной электрификации общества. Это очевидно, на мой взгляд.

CNews: Как продвигается ваш совместный проект со «Сколково»?

Дзюнити Судзуки: Мы начали с совместной разработки софта для нашей роботизированной библиотеки на оптических дисках, которая использует технологию Blu-ray для хранения больших объемов данных на срок 50 и более лет. Этот проект продолжается. И еще одна инициатива, которую мы рассчитываем запустить в ближайшее время, связана с сельским хозяйством. Мы хотим открыть тестовую «овощную фабрику» - чистое помещение, оборудованное LED-лампами, системами кондиционирования, сенсорами, системами полива и прочим, где можно будет выращивать листовой салат и овощи.

Лоран Абади: И они будут очень вкусными, экологически чистыми, без химикатов. Срок вызревания у них короче, и всегда мы сможем получать гарантированный результат в запланированном объеме, по одной цене, вне зависимости от времени года, погоды за окном и других факторов.

CNews: Еще раз об альянсах. Планируется ли что-то новое с производителями ИТ-решений? Может, о чем-то вы сейчас только ведете переговоры?

Лоран Абади: Очень важная область для совместных разработок – это беспилотные автомобили. Думаю, в ближайшие 3-5 лет они станут реальностью. Сначала на небольших скоростях на улицах городов, а чуть позже – уже на автобанах. Здесь потребуются самые разные технологии и умное ПО для управления автомобилем.

Технология месяца

Цифровизация электросетей реализуется преимущественно на отечественных технологиях

Игорь Маковский

генеральный директор «Россети Центр»

Персона месяца

Импортозамещение не должно порождать некачественные продукты для местечкового применения

Сергей Калин

президент компании «Открытые технологии»