Разделы

Цифровизация Big Data Конференции

«Люди в шерстяных носках»: что хочет бизнес от аналитиков по данным

Российские организации все реже видят в системах бизнес-аналитики лишь средство автоматизации финансовой отчетности. BI-системы в сочетании с командой грамотных аналитиков начали приносить «живые» деньги. Участники конференции CNews «Рынок BI 2017» обсудили, как ускорить окупаемость инвестиций в BI, каким требованиям должен отвечать аналитик сегодня, как обеспечить высокое качество данных и другие актуальные вопросы.

Андрей Терехов: Появляется культура использования аналитики для принятия ежедневных бизнес-решений

Как кризис подталкивает бизнес к внедрению BI-систем, какова роль человека в работе с «цифровыми океанами» и как преодолеть сопротивление изменениям, рассказывает Андрей Терехов, руководитель направления аналитических систем, «Консультационная Группа АТК», Qlik Luminary.

CNews: Во время конференции было много сказано о роли аналитика в успехе бизнеса. И все-таки, по-вашему, что важнее – технология, которая дает новые возможности или человек, который умеет грамотно формулировать задачи и их решать?

Андрей Терехов: Какими бы продвинутыми ни были технологии, именно люди (по крайней мере, пока) определяют способы их применения. Внедрение системы бизнес-аналитики – это далеко не панацея. Сама по себе покупка BI не увеличивает прибыль и не оптимизирует расходы. Дело не в том, что в организации будет сопротивление инновациям – с правильно выбранной BI-технологией оно минимально, потому что система решает реальные, набившие оскомины проблемы. Важнее другое: что ваши люди будут делать с информационным потоком, который они так просили? Когда у них появятся необходимые данные, «слитые» из кассовых, ERP, CRM и складских систем в едином, удобном формате, смогут ли они эффективно ими распорядиться? Есть ли у вас люди, которые грамотно проанализируют информацию, сделают адекватные выводы и на основе исторических данных и аналитических прогнозов примут верные управленческие решения?

CNews: Бизнес-аналитика для российских заказчиков – это скорее инструмент по борьбе с текущим кризисом или возможность развивать бизнес и делать его более эффективным?

Андрей Терехов: Конечно, все у нас понимают, что бизнес нужно анализировать в любое время – и в «военное», и в «мирное». При этом в России есть свои особенности, и всплески популярности бизнес-аналитики приходятся как раз на кризисы. Например, мы в компании открыли практику BI-решений именно в 2008 году. Тогда был шквал запросов на BI-инструменты с быстрым получением результатов – без долгого развертывания хранилищ данных, с оперативной аналитикой в in-memory. Именно тогда мы впервые познакомили российский рынок с QlikView и даже завершили два масштабных проекта – «АльфаСтрахование» и ТД «Копейка» (теперь входит в Х5 Retail Group).

В этот кризис история повторилась – опять был очень большой всплеск интереса к внедрению BI. И это понятно: в тяжелое время всем важно считать деньги, отслеживать эффективность инвестиций, анализировать, какие расходы сократить. Однако сейчас все больше компаний осознают, что аналитика нужна не только для контроля и оптимизации, но и для поиска точек роста бизнеса, выработки новых стратегий развития. Появляется культура использования аналитики для принятия ежедневных бизнес-решений.

Как сократить время на настройку резервного копирования и повысить его надежность?
Цифовизация

CNews: Как вы помогаете руководству компаний-заказчиков преодолевать проблемы, связанные с переходом с привычного Excel на современные BI-инструменты?

Андрей Терехов: Принятие нового BI-инструмента проходит проще всего, когда оно, что называется, «выстрадано» компанией: сотрудники уже намучались с подручными средствами для отчетности вроде Excel и с удовольствием осваивают новое решение. Мы со своей стороны помогаем обучением и грамотной визуализацией. Нужно понимать, что внедрение BI – такое же внедрение изменений, как и любое другое, поэтому чем проще, понятнее и эффективнее устроено рабочее место аналитика, тем успешнее будет применение системы. На всех проектах мы уделяем особое внимание эргономике и логике BI-приложений: аналитический интерфейс должен быть удобным, интуитивно понятным и информативным.

CNews: Новые технологии открывают все больше возможностей для заказчиков. Какие проекты за последнее время Вам приходилось разрабатывать и внедрять в сфере BI?

Андрей Терехов: Что касается интересных бизнес-кейсов, то за более чем восьмилетний опыт внедрения BI-систем в нашей компании их достаточно много. Например, в одном из недавних проектов в компании Canon, признанном GlobalCIO «Лучшим аналитическим решением 2016», мы создали «единое окно» доступа всей компании к актуальной аналитике по финансам, продажам и складам на основе платформы QlikView. Уже спустя 3-4 месяца после внедрения в Canon подсчитали, как использование BI-системы окупается и сказывается на бизнес-результатах: сроки подготовки отчетности сократились в 5,3 раза, удалось оптимизировать четыре единицы FTE (full-time employee), повысились скорость и обоснованность принятия бизнес-решений. Конечно, такие результаты достигаются не только благодаря опыту нашей команды, но и подходящей, гибкой BI-платформе, и активному, нацеленному на результат заказчику.

Олеся Мажорова