Разделы

Бизнес Цифровизация

Победит ли реальный бизнес ИТ-моду? Мнение скептика

В ИТ своевременность и актуальность востребована как нигде. Вопросом, что сейчас в тренде, задается каждый, но в качестве ответа предлагаются, как правило, инновации второй свежести. Блокчейнам как концепции распределенных баз данных минимум сорок лет. SaaS – это мейнфреймы с терминалами 60-х годов прошлого века. Методики выявления закономерностей в больших объемах данных разработаны в рамках математической статистики еще до появления компьютеров как таковых. Так за чем будущее и на что ставить сегодня?

С блокчейнами та же самая ситуация: смарт-контракты, прикладываемые к реальности нашего типового ритейлера, повисают в воздухе: мы снова оказываемся в тупике недостоверных данных КИС, а мгновенность реакций ограничена ненормируемой скоростью межмодульных синхронизаций.

И проблема не в технологиях больших данных, или смарт-контрактов. Критически устарела сама основа, к которой их бесплодно прививают: парадигма модульных ERP-систем, мало изменившихся за последние, как минимум, 30 лет. Здесь же лежит ответ на вопрос, почему получается у финансистов. Банки работают с единственным товаром — деньгами, и с фиксированной ценой — доллар всегда равен доллару. Тут даже примитивные банковские КИС как-то справляются.

Ритейлер же, как и все компании реального сектора на конкурентных рынках, существует в среде, многомерность, агрессивность, стохастичность и нарастающая скорость мутаций которой отличаются от экологии банков так же, как центр Солнца от внутренностей пароварки. Понятно, что ERP-системы родом из 70-х гг. прошлого века тут плохие помощники.

Что вместо?

Требования к новой парадигме автоматизации бизнеса естественным образом следуют из вышесказанного: единство информационного поля предприятия; гарантированная согласованность, достоверность и постоянная доступность данных; интеллектуальность, необходимая и достаточная для автоматического исполнения бизнес-процессов предприятия без участия людей.

Следовательно, необходимо гарантировать исполнение транзакций в реальном времени и в едином информационном поле. Для чего, в свою очередь, необходимы действительно высокая (притом гарантированная) производительность и надежность системы в целом. Так мы получаем на выходе идеальные данные для анализа средствами БД (машинного обучения, дата майнинга, вписать по вкусу), которые постоянно доступны в онлайн-режиме без предварительной обработки.

На этом же этапе готова почва для включения элементов интернета вещей в периметр новой парадигмы пост-ERP: данные вводятся напрямую RFID-датчиками, электронными весами, штрих-сканерами, веб-сайтами, автоматическими погрузчиками на складах, погодными станциями и беспилотными дронами.

Вспомним про затребованную ранее полезную интеллектуальность. Один из вариантов реализации которой — настраиваемые сценарные реакции системы произвольной сложности для обработки как внешних событий, так и изменений внутреннего состояния.

Мечты про IEM

Такого рода пост-ERP система будет способна не просто к планированию ресурсов (как мы помним, ERP — это enterprise resource planning), а к прямому и непосредственному управлению предприятием — enterprise managing. Так мы приходим к парадигме управляющей системы предприятия — enterprise managing system, а с учетом требуемого уровня автоматизации бизнес-процессов она имеет все основания назваться интеллектуальной (intelligent). Итого — intelligent enterprise managing system. В просторечии — IEM.

Характерно, что известные представители так называемой «новой экономики» — Amazon, Ebay, AliBaba и другие — работают отнюдь не на промышленных ERP. Более того, на «самописках» работают лидеры даже в консервативных отраслях, будь то Walmart глобально или «Магнит» у нас. Большинство из самописных КИС компаний-лидеров удовлетворяют многим требованиям IEM. Но можем ли мы их отнести к IEM-системам? Определенно, нет.

Самостоятельная разработка полнофункциональной корпоративной учетной системы имеет важнейший плюс: идеальную приспособленность под требования заказчика. Обратная сторона — ресурсы (деньги и время) и риски.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Разрабатывать собственную КИС за последние несколько десятков лет пытались, наверное, сотни тысяч компаний по всему миру. У скольких получилось хорошо? Их знают все: Walmart, Amazon, «Магнит»… Они заполнили обложки СМИ, а о печальном исходе 99,9% остальных попыток известно лишь профессионалам.

В таком раскладе серийные ERP выглядят куда привлекательнее: с вероятностью от 30% до 60% получится хоть что-то рабочее. А теоретические спекуляции на тему IEM имеют шансы на жизнеспособность только в случае одновременного удовлетворения двум довольно сложно сочетаемым критериям: кастомизируемости не хуже «самописок», и, одновременно, стоимости внедрения и рисках провала не выше серийных ERP.

Однако мир свободной экономики меняется куда быстрее, чем 30 лет назад, и система, которая подобно ERP как-то заработает через 5 лет (с вероятностью 30–60%), пользы не принесет. Бизнес, работающий в конкурентной среде и скованный ограничениями переходного периода, умрет быстрее.

Поэтому парадигма IEM будет жизнеспособной только в случае быстрого, намного более быстрого внедрения, нежели характерные сроки серийных ERP, не говоря уже о длительности самостоятельной разработки: месяцы, а не годы.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Теперь, возвращаясь к модным инновациям, получим следующее. В области больших данных вместо «нищенского» среза по 3–5 параметрам из магазинных касс IEM-система в режиме 24х7 будет предоставлять 100% достоверные данные для анализа по сотням и тысячам факторов, с колоссальным количеством связей между ними, каждая из которых имеет аналитический смысл.

Анализ принципиально непредставимых примитивным воображением homo sapiens мультифакторных зависимостей, управление по отклонениям (в частности, выявление корпоративной коррупции), et cetera, et cetera. Действительно открывающиеся возможности на порядки превзойдут самые смелые фантазии из ныне публикуемых.

Широко известный в узких кругах ритейлеров «omni channel», который в парадигме ERP в общем случае является нерешаемой задачей, на платформе IEM в среде единого информационного поля предприятия с real-time транзакциями реализуется сам по себе совершенно натуральным и очевидным образом.

Блокчейны со смарт-контрактами, агрегированные с рабочей IEM-системой, превратят реальный сектор в подобие того, что мы видим в биржевой торговле уже вчера: роботы торгуют с роботами. Транзакционные расходы сократятся путем непрерывного взаимного клиринга миллионов операций миллионов компаний и миллиардов людей каждый день. Товар больше не будет ездить с завода на склад дистрибьютора, оттуда в магазин, а потом на дом покупателю, который живет за три квартала от завода.

Резюмируем: именно будущим IEM-системам суждено стать фундаментом для цифровой революции бизнеса в следующем десятилетии, сопоставимой по масштабу разве что с изобретением телеграфа и железных дорог в позапрошлом столетии. Именно практическое воплощение IEM — ключ, который откроет дверь в XXI век для реального сектора экономики.

Главный вопрос: возможно ли рабочее воплощение концепции IEM на нынешнем уровне развития технологий? Вне всяких сомнений. Все, необходимое для завтра, есть уже вчера.

Алексей Галущенко