Разделы

Ритейл

Из каких этапов складывается выбор POS-терминала?

От надежности кассового оборудования, и прежде всего — кассового POS-терминала, напрямую зависит то, сколько оно прослужит. О том, как правильно выбрать надежный POS-терминал и на какие характеристики и особенности обращать внимание, на примере кассового оборудования SKY-POS рассказал CNews Андрей Мурадов, менеджер по продукции группы компаний «Пилот».

Производители, предлагая POS-терминалы, обычно не затрагивают вопрос их надежности. Чаще они делают акцент на технических характеристиках и ценах. Но и ритейлеры при выборе POS-терминалов сравнивают, преимущественно, именно эти параметры. Редко кто из заказчиков оперирует таким понятием, как полная стоимость владения в течение всего срока жизни (TCO), ограничиваясь вопросами о стоимости устройства и его надёжности.

Именно по этой причине основные трудности, с которыми ритейлеры сталкиваются при принятии решения о приобретении системы кассового обслуживания, сконцентрированы вокруг трёх областей. Во-первых, это недостаточное понимание ими всех прямых и косвенных затрат, связанных с приобретением. Во-вторых, гарантируется ли улучшение обслуживания покупателей торговой точки? И, наконец, обеспечивается ли гарантия 100% работоспособности? Ведь поддержание эксплуатационной готовности 24 часа в сутки 7 дней в неделю становится всё более важным фактором, поскольку ритейлеры увеличивают время работы магазинов, следуя нуждам покупателей.

Но надо учитывать тот факт, что производители POS-терминалов имеют в виду под надежностью устройств иногда совсем не то, что ожидают заказчики. Производитель чаще всего гарантирует клиентам один год безотказного функционирования устройства. Но ведь этим его забота о покупателях не должна ограничиваться. При длительной эксплуатации и высоких нагрузках POS-терминал может сломаться. А поэтому важно, чтобы ритейлер имел возможность быстро получить помощь: чтобы и комплектующие были в наличии, и срок их поставки не измерялся годами.

На что обратить внимание при выборе надёжного POS-терминала? Обычно критерии этого параметра изучаются по двум направлениям: надежности поставщика/производителя кассового оборудования и надежности самого устройства. Какие здесь можно дать советы?


Надежность поставщика и производителя

Доверие к бренду. Первый совет не является чем-то уникальным и применим далеко не только к выбору кассового оборудования. Но, тем не менее, не всегда ритейлеры ему следуют, а потом крайне удивляются: «Как же так: купил «ноунейм»-кассу два месяца назад, а она уже не работает!». Вывод: выбирая POS-терминал, следует обращать внимание на его производителя и дистрибьютора. Важно, чтобы линейка устройств производилась уже длительное время, либо компания, выводящая на рынок новое POS-оборудование, была известна, а ее имя и репутация — проверены. Например, наш SKY-POS — новое имя на российском рынке кассового оборудования. Однако к нему с самого момента появления было обращено пристальное внимание, поскольку «Пилот» уже почти 25 лет занимается автоматизацией розничной торговли, а потому у контрагентов была масса возможностей оценить репутацию компании.

Присутствие на территории страны. Не менее важно, чтобы у производителя кассового оборудования на территории России работали представительства, имеющие некий набор запасных частей. И в данном случае речь идет даже не о валютных рисках, связанных с заказом запчастей (хотя и о них ритейлеру следует заранее задуматься), а о том времени, которое потребуется на реакцию на обращение по случившейся проблеме.

Например, небольшой магазин приобрел POS-терминал, который разработала компания, допустим, базирующаяся в Китае. И вот он сломался. С производителем нужно связаться и объяснить причину обращения хотя бы на английском языке (а для более оперативной и эффективной реакции — на его родном языке). Затем необходимо каким-то образом либо самому отправить «пострадавшего» в Китай, либо ждать, пока оттуда пришлют детали для замены. Естественно, ремонт займет некоторое время. Следующий этап — отправка починенного устройства обратно в магазин. Это не считая случаев, когда вся эта неприятная история приходится на национальные праздники (не только российские), которые могут продолжаться от одного дня до недели и более. И если крупному ритейлеру возникшая ситуация принесет скорее просто неудобства, то в небольшом магазине она либо напрочь парализует бизнес-процессы, либо заставит его владельца идти на дополнительные существенные траты.

А вот если у компании-производителя есть представительство в России, весь процесс значительно упрощается. Не придется тратить время и деньги на отправку оборудования на ремонт — он будет проведен в короткие сроки.

Также стоит обратить внимание на компании, которые не только продают кассовое оборудование, но и обладают квалификацией сервисного партнера: то есть производитель дает ей право официально осуществлять ремонт своих изделий. Обычно у них сформирован склад запчастей, что существенно ускоряет процесс восстановления работоспособности POS-терминала. А если ритейлер еще и заключил с сервисным партнером расширенный сервисный контракт, то в нем досконально прописано время как на реакцию на возникшую проблему, так и на ее устранение.

Рекомендации и портфолио. Выбирая производителя POS-оборудования, крайне полезно изучить его портфолио и уточнить, какие еще представители рынка уже доверились ему. Наличие в перечне клиентов известных имен может служить дополнительным подтверждением надежности POS-терминала. Если же производитель отказывается назвать имена своих клиентов, это может стать «звоночком», заставляющим задуматься, действительно ли стоит выбирать его оборудование.


Почему в «Норникеле» отказались от Telegram в корпоративных коммуникациях и что используют взамен
Цифровизация

Надежность самого устройства

Результаты тестирований. Уважающий себя производитель не только POS-терминалов, но и любого оборудования для автоматизации ритейла, всегда проводит многочисленные тестирования своей разработки. Подвергает ее повышенным нагрузкам, проверяет реакцию на электромагнитные колебания, а так же на температурные максимумы и минимумы. Проверяется пыле-, грязе-, влагоустойчивость, способность противостоять электростатическим разрядам, скачкам напряжения. Ведь со всеми этими нюансами устройству предстоит столкнуться в условиях реальной работы. Особенно, если речь идет о кассе, которая будет стоять в крупном гипермаркете с высокой проходимостью.

Обычно результаты тестов либо указывают в документации к устройству, либо они могут быть предоставлены по запросу покупателя. Рассмотрим, к примеру, такой важный фактор, как перегрев устройства. POS-терминалы, выпускаемые под брендом SKY-POS, выполнены в алюминиевом корпусе, который отличается хорошим теплоотводом в атмосферу. Соответственно, терминал сможет выдерживать работу при высокой нагрузке. При этом он безвентиляторный. Это означает, что в устройство не проникнет пыль, и срок его безотказной работы существенно увеличивается. Кроме того, благодаря отсутствию вентилятора такой POS-терминал бесшумен, что немаловажно в условиях магазина.

Обслуживание оборудования. Этим фактором ритейлеры часто пренебрегают: какая им разница, легко ли сервисному инженеру разобрать системный блок и найти неисправность? Но наш опыт показывает: если производитель позаботился о том, чтобы касса легко разбиралась, чтобы из нее можно было быстро и без проблем извлечь, например, жесткий диск, то, значит, он задумался о надежности в целом, не стараясь на ней сэкономить. Чем легче разобрать устройство, тем быстрее и проще будет осуществлен его ремонт, а значит меньше времени потребуется на осуществление этой задачи. Как следствие, магазину не придется надолго выводить кассу из бизнес-процессов, что чревато уменьшением выручки.

Перспективы на будущее. Выбирая POS-терминал, желательно заранее задуматься о том, сможет ли ритейлер им воспользоваться, например, через пять лет. Допустим, было приобретено устройство, выпущенное шесть лет назад. В таком случае велика вероятность того, что установленный на нем процессор либо уже не выпускается, либо в скором времени перестанет выпускаться. А это значит, что в случае его выхода из строя, ремонт терминала обойдется «в копеечку».

Возможность тестирования. Когда производитель или дистрибутор говорит красивые и правильные фразы о надежности своих устройств, это, безусловно, хорошо. Но другое дело, когда ритейлер имеет реальную возможность убедиться в надежности до того, как покупка будет оформлена. Так, компания «Пилот» еще несколько лет назад решила, что такой подход действительно честен, а потому предлагает клиентам возможность тестирования не только POS-терминалов SKY-POS, но и ряда другого оборудования.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

Еще один момент — допустим, на POS-терминале предусмотрено недостаточное количество портов. Учитывая установившиеся тенденции, это означает, что в скором времени их будет недостаточно, и в перспективе оборудование не будет поддерживать требуемую POS-периферию. Например, стандартом сегодня является наличие четырех COM-портов и четырех USB-портов. Но, поскольку всё чаще периферия пользуется именно USB-портами, лучше предусмотреть большее их количество. Так, на POS-терминалах SKY-POS запроектировано уже не менее пяти USB-портов.

Делая выводы: лучшим нашим советом ритейлерам, задумывающимся о покупке кассового оборудования, будет анализ полной стоимости владения устройством в разных конфигурациях в течение всего предполагаемого срока жизни и учет отдельных технических параметров. Тогда можно обоснованно подойти к выработке требований по надежности, стоимости ремонта и технического обслуживания, а также выбрать достойный бренд!