Статья

Кто здесь эксперт? «Евраз» внедрил глобальную систему управления знаниями

Интеграция
мобильная версия

«Евраз» теперь может управлять инженерными знаниями с помощью экспертной системы «ЕВРАЗбук». Ее для металлургов разработали специалисты ИТ-компании TerraLink на платформе Microsoft SharePoint 2013.

«Евраз» – крупная территориально распределенная металлургическая и горнодобывающая корпорация, владеющая заводами по всему миру. На каждом из них год за годом накапливаются уникальные инженерные знания, которые были бы полезны экспертам на других предприятиях. Как минимум, доступ к ним избавил бы от повторных поисков ответов на похожие вопросы и позволил бы оптимизировать процессы на основе внедрения лучших практик.

Но проблема заключалась в том, что полноценной возможности обмениваться знаниями по этим процессам у инженеров разных заводов не было. Также отсутствовала единая система квалификации инженеров, поэтому не всегда было понятно, кто является экспертом и на основании чего.

Проект

Поэтому «Евраз» инициировал проект разработки и внедрения системы сохранения и управления знаниями на своих предприятиях. В качестве партнера была выбрана компания TerraLink. Решающую роль при выборе в ее пользу сыграл большой опыт внедрения уникальных, масштабных и технически сложных решений на платформе Microsoft SharePoint и значительный опыт работы с продуктами Nintex.

Перед участниками проекта стоял целый ряд задач, далеко выходящих за пределы создания простой «базы знаний». Так, требовалось поставить на систематическую основу выявление ключевых экспертов среди сотрудников по отдельным процессам или оборудованию и построение экспертного сообщества внутри компании. Для наращивания компетенций, обмена знаниями и их накопления нужно было создать единую площадку общения участников экспертного сообщества. Кроме того, система была призвана способствовать удержанию критических технических и технологических ноу-хау, а также повышению операционной эффективности технологических процессов и оборудования с помощью бенчмаркинга, технического аудита, выявления узких мест процессов, тиражирования лучшей практики. И, наконец, это решение должно обеспечивать информацией менеджмент для принятия обоснованных решений.

В результате проекта была создана комплексная система, с помощью которой автоматизированы оценка персонала, производственных процессов и оборудования. Система решает одну из главных задач, стоящих перед компанией – выявление уникальных процессов и сохранение знаний о них для дальнейшего использования.

В «ЕВРАЗбуке» реализован процесс выявления ключевых этапов в технологических процессах и автоматизирован поиск экспертов. Также присутствует функционал сопоставления этой информации с реальной ситуацией на предприятии и с имеющимся в наличии оборудованием. Автоматизированы следующие процессы: аттестация персонала, оценка экспертных знаний и выявление критических шагов в технологическом процессе. В системе также предусмотрены разграничение прав доступа и функциональные возможности для делегирования задач. Есть инструменты для ее масштабирования самим заказчиком без привлечения разработчика. Например, ветку отдельного дивизиона можно развернуть за 15 минут.

Система состоит из трех модулей: «Оценка персонала», «Контроль производственных процессов» и «Контроль использования оборудования».

Оценка персонала

Модуль предполагает автоматизированную оценку инженерного персонала, чтобы выявлять на заводах экспертов по определенным этапам производственного процесса. После выявления экспертов описываются знания, которыми они обладают. Формирование экспертного сообщества с помощью системы происходит в три этапа. Вначале выявляется эксперт по заводу, который составляет в системе схему производственного процесса. Она становится доступна сотрудникам, с определенными ролями и правами доступа вне зависимости от того, на каком заводе они работают. На втором этапе производится определение шагов процесса производства. Для каждого шага производства определяются эксперты, которые назначаются ответственными за его описание, создания схем оборудования и выявление узких мест. И, наконец, с помощью аттестационных форм оценивается персонал. При этом учитываются опыт работы, число несчастных случаев на производстве и другие характеристики. На основании этой информации в системе автоматически ставится оценка и присваиваются категории – «эксперт», «преемник» или «инженер» по данному шагу процесса. Результаты оценивания проставляются в личные карточки сотрудников.

Контроль производственных процессов

Описание производства каждого завода начинается с создания пошаговой схемы производственного процесса, в котором задействованы несколько цехов. После проведенной оценки персонала, где были выявлены эксперты, преемники и инженеры, им рассылается анкета для оценки того шага процесса, за который они отвечают.

По результатам ответов автоматически определяется критичность и уникальность каждого шага процесса для конкретного предприятия или всего холдинга «Евраз». На схеме процесса критичный шаг автоматически выделяется цветом для наглядности. Также в системе хранится систематизированная технологическая и экономическая информация о шагах производственного процесса.

Контроль использования оборудования

В этом модуле содержится информация об имеющемся в компании оборудовании. Его описание включает данные о характеристиках.

Интерфейс

Интерфейс системы был реализован в виде веб-портала, на главной странице которого представлены основные заводы. При переходе на каждый из заводов можно сразу увидеть всю производственную схему этого предприятия. Особое внимание при разработке интерфейса было уделено удобству пользования и быстрому доступу к информации. 

Социальная сеть

Help Desk портала инженеров (Engineering Help Desk) – один из главных компонентов базы знаний, созданной для компании «Евраз». Он представляет собой корпоративную социальную сеть, в которой инженеры обсуждают производственные процессы, технологические аспекты, отмечают лучший вопрос и т.д. Эта социальная сеть стоит отдельным блоком в рамках «ЕВРАЗбука» и охватывает предприятия и дивизионы «Евраза» по всему миру, что обеспечивает возможность общения со специалистами, занятыми на похожих производствах. Благодаря этому инженеры обмениваются знаниями и находят лучшие пути решения возникающих сложностей и проблем. Engineering Help Desk также предназначен для хранения базы знаний с типовыми вопросами и ответами.