Статья

Как выбрать систему самообслуживания для магазина?

Бизнес
мобильная версия

Системы самообслуживания — популярный тренд в западном ритейле. Мало-помалу они находят применение и в российских магазинах. Однако, принимая решение о внедрении этой технологии, важно подобрать именно ту систему самообслуживания, которая подходила бы формату торговой точки. Разбираемся, как это сделать, используя опыт компании «Пилот».

Традиционно вся розничная торговля делится на продуктовый и непродуктовый ритейл. Чтобы понять, какая система самообслуживания подходит для каждого из них, следует внимательно рассмотреть каждый из типов торговых точек. Начнем с первой категории.

Продуктовый ритейл

В сегменте продуктового ритейла существуют три основных формата магазинов: гипермаркет, супермаркет, «магазин у дома». От того, к какому формату относится торговая точка, напрямую зависит, какую систему самообслуживания нужно выбрать и будет ли она эффективна там в принципе.

Заходим в гипермаркет

Любой крупный гипермаркет характеризуется одной яркой чертой: покупатели чаще всего приезжают туда с большим списком покупок, чтобы закупиться на всю следующую неделю. Из-за этого на кассах часто скапливаются очереди. Не удивительно, что основная задача, которую стремятся решить владельцы гипермаркета — уменьшение «хвостов».

Многие российские ритейлеры решают эту задачу при помощи кассовой системы самообслуживания (Self-Checkout, SCO), работающей в формате экспресс-кассы. Однако это не единственное правильное решение, отвечающее поставленной цели. Еще одна оптимальная система — Scan and Pay — раздельное самообслуживание. Сотрудник магазина сканирует товары на соответствующей станции, а покупатель самостоятельно рассчитывается за них на станции оплаты.

Для внедрения этой системы достаточно оборудовать магазин станцией сканирования (это может быть переоборудованная классическая касса или дополнительный системный блок) и станцией оплаты. Например, в линейке систем самообслуживания «Пилота» Transformer есть три станции оплаты: Cashless — станция оплаты товара банковскими картами; Semi-Recycling — станция оплаты товара наличными и банковскими картами; Full Recycling — станция оплаты товара наличными и банковскими картами. Во втором продукте производится только ресайклинг монет, а в третьем — купюр и монет.

Покупатель пользуется станцией оплаты

В любом магазине, подключившем программу лояльности, есть пул проверенных клиентов. Им на входе можно выдавать терминалы сбора данных (ТСД), с помощью которых покупатели смогут самостоятельно отсканировать выбранные товары, а потом и рассчитаться на станции оплаты по общему чеку. В этом случае клиентам не приходится ждать, когда товар отсканируют на кассе — они тратят время только на оплату, которую, опять же, сделают сами. Практика показывает, что для работы с ТСД в гипермаркете достаточно установить от четырех до шести станций оплаты.

Еще одна задача, которую часто стремятся решить владельцы гипермаркетов — увеличение лояльности к магазину со стороны покупателей. Добиться данной цели можно, продемонстрировав высокое доверие и уважение к клиентам. Например, это можно сделать, воспользовавшись технологией Self Scanning (самостоятельные сканирование и оплата). Что важно, и станция сканирования, и станция оплаты занимают очень мало места. При этом ритейлер экономит еще и на персонале: поскольку товар покупатель оплачивает сам, а сотрудник магазина только сканирует, он не имеет контакта с денежной массой. Соответственно, на станции сканирования может работать не профессиональный кассир, а менее квалифицированный сотрудник.

Станции оплаты занимают мало места в помещении гипермаркета

Что касается самих терминалов сбора данных, то часто ритейлеры опасаются, что «забывчивые» клиенты решат их не возвращать. Однако, например, у ТСД от Zebra МС17 и МС18, которые опробованы клиентами компании «Пилот», есть неоспоримое достоинство — к ним невозможно найти зарядку в обычных магазинах, а значит они неприменимы в быту. Как следствие, ритейлер не несет экономических потерь, а лояльность клиентов к нему увеличивается за счет индивидуального подхода. К тому же освободившихся от сканирования сотрудников можно перераспределить на выполнение других задач.

На Западе сегодня развивается другой тренд — покупателям, пришедшим в гипермаркет с мобильными телефонами, предоставляется доступ к внутренней корпоративной сети. Благодаря этому они сами сканируют выбранные товары и формируют предчек на собственном телефоне.

В российских гипермаркетах эту задумку реализовать сложнее, особенно когда дело касается алкогольной продукции: ведь помимо штрих-кода, ЕГАИС требует сканирования акцизной марки, что обычный телефон сделать не может. Еще одна сложность заключается в том, что на смартфонах независимо от операционной системы сканеры штрих-кодов — программные. А они, если не могут распознать какой-то штрих-код, начинают его угадывать. Как следствие, в чеке может оказаться совсем не тот товар, который выбрал покупатель и, как следствие, он не будет найден в базе данных магазина.

В супермаркете все иначе

В любом супермаркете наблюдаются очереди в «час пик» — когда люди идут на работу или возвращаются с нее. Бороться с этим явлением поможет Self-Checkout — достаточно заменить две классические кассы устройствами самообслуживания в количестве от четырех до шести штук. Они независимы от кассиров и сыграют роль регулятора очередей. Вне пиковых часов они все равно будут работать, а в период нагрузки шесть Self-Checkout заменят по скорости работы трех-четырех кассиров.

В периоды пиковой нагрузки устройства самообслуживания заменят несколько кассиров

Таким образом в магазине экономится и полезная площадь — ритейлеру не приходится выделять под дополнительные кассы место, где можно разместить товар. При этом требуются минимальные перепланировки. Так, компактный Transformer в конфигурации с контрольными весами занимает около 0,6 кв. м, что позволяет высвободить 1–4 кв. м пространства в расчете на 1 кассовый узел. Более того, его можно компоновать в зависимости от места, где ритейлер намерен установить устройства: например, разместить контрольные весы слева или справа от станции самообслуживания.

Что же касается магазина «у дома», то для такого предприятия, где представлены одна — две кассы, нет особого смысла внедрять систему самообслуживания. Мало того, что для ритейлера они обойдутся в копеечку, так еще и их срок окупаемости будет весьма долгим, а сами технологии не покажут своей эффективности.

Непродуктовый ритейл

Не стоит думать, что очереди могут скапливаться только в продуктовом магазине. Загляните в торговую точку формата DIY (Do It Yourself) — там почти всегда, чтобы приобрести товар, приходится отстоять не менее пяти минут на пути к кассе. При этом в подобных магазинах всегда много касс, но мало кассиров. Поэтому оптимальным решением для таких предприятий торговли будет система Scan and Pay. Классический Self-Checkout без весовой платформы там также может оказаться неоценимым, и, безусловно, положительно проявит себя в большом магазине одежды. Обычно в таких торговых точках несколько отделов и, хотя кассы предусмотрены в каждом из них, кассиров не хватает, что приводит к появлению очередей.

Получается, что ритейлер оплачивает обслуживание и содержание кассового места, фактически его не используя. А решить этот вопрос легко — достаточно установить SCO, оборудованный системой снятия противокражных меток: после сканирования и оплаты товара система предложит покупателю снять либо размагнить метку. Приятные цифры: пять станций оплаты может контролировать всего один продавец-консультант, находящийся в этой зоне.

Для дополнительной надежности желательно установить на выходе из зоны самообслуживания ворота безопасности, предотвращающие проход снаружи, выход покупателей, не оплативших покупку, и оповещающие о попытке открыть калитку силой. Многие ритейлеры уже оценили потенциал систем самообслуживания. Все реже мы сталкиваемся с кейсами, когда магазин внедряет такую технологию ради самого факта ее внедрения, не понимая ценности решения. Заметна тенденция, когда бизнес подбирает систему самообслуживания с умом, рассчитывая экономическую модель и учитывая формат магазина.

Алексей Шабанов,

ведущий менеджер по продукции группы компаний «Пилот»