Интервью

Как штрихкоды и RFID используются в сфере здравоохранения: опыт Zebra Technologies

ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Наталья Рудычева

Технологии штрихового кодирования и RFID могут с успехом использоваться в сфере здравоохранения. Они помогают существенно сократить время на идентификацию пациента, исключить возможные ошибки при идентификации, а также автоматизировать процесс персонифицированного учета лекарственных средств. Об этом в интервью CNews рассказал Константин Тимофеев, который отвечает за взаимодействие с организациями из сферы здравоохранения в компании Zebra Technologies.

CNews: Zebra Technologies широко известна на российском рынке как поставщик оборудования штрихового кодирования и RFID для розничной торговли, логистики и производства. Как давно компания работает на рынке здравоохранения?

Константин Тимофеев: Компания Zebra Technologies была создана в 1969 году и долгое время была известна как производитель специализированных принтеров для печати штрихкодов, этикеток, печати на пластиковых картах и расходных материалов к ним. В 2014 году она приобрела подразделение корпоративных решений компании Motorola Solutions.

Обе компании работали на международном рынке здравоохранения более 20 лет. После их объединения у Zebra Technologies появилась возможность предлагать заказчику законченные решения, а не только оборудование для маркировки. Сегодня помимо нанесения штрихкода мы можем считать его посредством специализированных сканеров, передать все это по современной высокоскоростной беспроводной сети Wi-Fi для дальнейшей обработки, а также отобразить результаты на наших специализированных защищенных терминалах или планшетах. Все это позволяет Zebra Technologies предоставить клиенту оптимальные коммерческие условия, а заказчику – приобрести оборудование одного производителя, исключив возможные проблемы несовместимости.

CNews: Расскажите о наиболее интересном проекте в сфере здравоохранения, реализованном компанией в мире.

Константин Тимофеев: Один из крупнейших проектов был реализован нашей компанией для нового университетского госпиталя города Орхус в Дании. Новый госпиталь создается в рамках программы расширения уже существующего и будет одним из крупнейших в Северной Европе. Он расположен на территории площадью около 100 Га. Предполагается, что в нем будет работать около 9500 человек, а число посетителей составит около 4000 в день.

Zebra Technologies на базе технологий RFID наладила автоматизированный учет всех имеющихся в госпитале ресурсов – персонала, медицинского оборудования, медикаментов и пациентов. К настоящему времени пилотный проект успешно завершен, до 2020 года будет продолжаться его развитие. Среди наиболее ощутимых результатов проекта – существенное сокращение времени на определение местоположения персонала и оборудования, повышение нагрузки на медицинский персонал, снижение риска возникновения ошибок.

CNews: Готов ли российский рынок ИТ в здравоохранении к использованию технологий, предлагаемых Zebra Technologies?

Константин Тимофеев: Российский рынок здравоохранения можно разделить на коммерческий и государственный сегменты. Коммерческому сегменту выгода от наших решений очевидна – ведущие медицинские учреждения давно используют технологии штрихового кодирования, потому что умеют считать деньги.

Что касается государственного сектора, в котором аккумулировано наибольшее количество финансовых средств и оказывается медицинская помощь большинству пациентов, то здесь интерес к технологиям Zebra появился в январе 2015 года после перехода на одноканальное финансирование. У государственных медучреждений также появилась необходимость зарабатывать деньги.

Александр Михеев, руководитель проектов ДИТ Правительства Москвы:
«Существует целая пропасть между тем, что позволяют делать современные ИТ в медицине, и тем, что фактически происходит в наших больницах. Основные причины этого – недофинансирование, отсутствие ИТ-менеджмента, ориентация отрасли на учетно-финансовую модель.
Например, несмотря на простоту внедрения и быструю окупаемость, технологии, предлагаемые Zebra Technologies, используются в основном в лабораториях и при организации складского учета. Персональные браслеты и планшеты можно встретить лишь в считанном числе больниц, а технологии RFID представляются врачам недоступными.
В ходе выполнения пилотных проектов по внедрению МИС в двух крупнейших столичных больницах мы убедились в том, что оборудование Zebra легко интегрируется в любую современную медицинскую информационную систему».

Чем больше пациентов принимает ЛПУ, тем больше денег оно получает из ОМС. Чтобы привлечь больше пациентов, необходимо повышать качество оказываемых услуг. И одновременно всерьез задуматься об оптимизации затрат и сокращении расходов. А решить эти задачи можно только с использованием информационных технологий.

CNews: Как вы оцениваете уровень автоматизации государственных медучреждений в России?

Константин Тимофеев: Конечно, текущий уровень автоматизации государственных клиник очень зависит от региона, в котором они расположены. В городах-миллионниках, таких как Москва и Санкт-Петербург, он достаточно высокий. Понятно, что лечебные учреждения, которым не хватает денег на лекарства, пока не готовы к полноценной автоматизации. Но те, где уровень финансирования выше, уже могут инвестировать в информационные технологии.

CNews: Какие процессы могут быть автоматизированы с использованием технологий штрихового кодирования в больнице?

Константин Тимофеев: Давайте рассмотрим ситуацию на конкретном примере. В приемное отделение больницы поступает пациент. Сразу при заполнении опросного листа на принтере печатается специализированный медицинский браслет, который одевается ему на руку. Браслет помогает идентифицировать пациента на каждом этапе оказания медицинских услуг. После заполнения опросного листа дежурный врач идентифицирует пациента с помощью сканера или терминала и начинает осмотр, формируя назначения и делая базовые пометки в электронной истории болезни. Информация в режиме реального времени поступает в медицинскую информационную систему (МИС), обрабатывается и становится доступной другим сотрудникам лечебного учреждения.

Медицинская сестра лаборатории получает информацию о необходимости сделать анализы пациенту. Она распечатывает специализированные этикетки со штрихкодом, «привязанные» к нашему пациенту, приходит в приемное отделение и осуществляет забор биоматериала. Автоматизация этого процесса позволяет исключить путаницу с результатами анализов и другие ошибки.

После этого принимается решение о госпитализации пациента, и его переводят в стационар. В стационаре лечащий врач с мобильной версией (либо web-клиентом) МИС проводит периодические осмотры. Так как в планшет встроен сканер штрихкодов, а у пациента на руке браслет, ошибки при идентификации пациента исключены. Сегодня врачу приходится запоминать или записывать назначения в блокнот, а затем, после осмотра нескольких пациентов, переносить записи в систему. Очевидно, что это занимает много времени. В такой ситуации вероятность возникновения путаницы с назначениями или регистрации неполной информации о пациенте очень высока. Наши технологии позволяют минимизировать подобные риски. Практика подтверждает, что при заполнении истории болезни непосредственно у койки пациента вероятность появления неточностей и ошибок существенно ниже, а полнота ее заполнения – выше. Все данные в режиме реального времени сразу попадают в МИС.

Пациенту назначаются процедуры и диагностические исследования. В каждом кабинете он будет идентифицирован с помощью сканера штрихкодов. Наши технологии позволяют ускорить процесс идентификации. Доказано, что врач тратит много времени на поиск нужной истории болезни. Если поиск существенно ускорить с помощью сканера штрихкодов, то можно больше времени выделить на общение с пациентом или дополнительно принять одного пациента в день.

С другой стороны, медицинские сестры иногда оказывают пациенту медицинские услуги, не внося их в МИС. В результате они не оплачиваются страховой компанией. Использование технологий штрихового кодирования помогает это исключить. После идентификации пациента медсестра сразу видит историю его болезни, и ей остается только внести данные о выполненных процедурах, причем это также можно сделать с помощью штрихкода.

Подобным образом мы можем автоматизировать практически любое отделение больницы. И для каждого из них это будет экономически эффективно. Например, один из важнейших показателей для лаборатории – это число повторных анализов, которые зачастую не оплачиваются по линии ОМС. Во многих клиниках их доля составляет 15%. Внедрение наших технологий позволяет снизить этот показатель до 8–9%.

Отдельно стоит отметить персонифицированный учет лекарственных средств – важнейшую задачу, которая сейчас решается на федеральном уровне. Автоматизировав аптечный склад и осуществив маркировку лекарственных средств, больница получает возможность контролировать движение каждого препарата с момента его закупки до фактического приема конкретным пациентом. Таким образом лечебное учреждение может не только защититься от хищений медикаментов, но и своевременно подготовиться к внедрению федеральной системы мониторинга движения лекарственных средств.

CNews: Какие решения вы можете предложить поликлиникам?

Константин Тимофеев: Все вышеописанные технологии мы предлагаем и поликлиникам. Однако им мы рекомендуем заменить браслет пациента на карточку со штрихкодом. В коммерческих клиниках это может быть карта лояльности, распечатанная на наших принтерах, или полис ДМС с наклеенным штрихкодом, а в государственных – полис ОМС с существующим 2D-кодом. Причем карта может храниться в электронном виде даже в мобильном телефоне пациента, что сейчас очень модно. Наши сканеры умеют считывать штрихкод и с экрана телефонного аппарата.

Пациент приходит в поликлинику и вместе с паспортом предъявляет в регистратуру карточку со штрихкодом или ее цифровой вариант. Считав штрихкод при помощи нашего сканера, сотрудник регистратуры сразу открывает амбулаторную карту. После того, как идентификация завершена, пациенту выдаются все необходимые направления и назначения. Обычно время, которое тратит регистратор на поиск нужного пациента, достаточно велико. Наше решение позволяет существенно сократить очереди и увеличить пропускную способность регистратуры.

Также мы предлагаем медицинским учреждениям консьержи – электронные киоски самообслуживания со встроенными сканерами. В данном случае пациенту вообще не придется обращаться за направлением в регистратуру. Все произойдет в автоматическом режиме.

CNews: Какие проекты уже реализованы вами в России?

Константин Тимофеев: Мы работаем с целым рядом ведущих коммерческих клиник Москвы. Кроме того, сейчас мы ведем два больших пилотных проекта. Первый – в Приволжском федеральном округе, второй – на Дальнем Востоке. Кстати, я был приятно удивлен высоким уровнем автоматизации здравоохранения в Дальневосточном регионе. Думаю, что очень многое зависит от руководства регионального МИАЦ, его компетентности и способности централизованно с помощью облачных технологий заниматься автоматизацией лечебных процессов. Если в регионе используется единая МИС, то можно привязать штрихкод на браслете к СНИЛС или ОМС пациента. И тогда при переводе пациента между лечебными учреждениями снимать браслет и печатать его заново не придется. Это позволит не только оптимизировать затраты, но и исключить возможные ошибки в случае, если пациент находится без сознания.

CNews: Насколько надежно предлагаемое вами оборудование? Требует ли дополнительных расходов его интеграция с МИС?

Константин Тимофеев: Наше оборудование уже прошло «боевое» тестирование федеральным проектом ЕГАИС. Как результат – среди наших постоянных клиентов заказчики из Top-5 крупнейших ритейлеров России.

Сканеры и принтеры, предлагаемые для здравоохранения, отличаются от обычных только корпусом – он сделан из специального пластика, который позволяет осуществлять антибактериальную обработку, необходимую в учреждениях здравоохранения. Они легко интегрируются с любой медицинской информационной системой и практически не требуют дополнительной настройки. Планшеты и терминалы работают на популярных операционных системах (Android и Windows), а у большинства МИС есть либо web-клиент, либо мобильная версия.

CNews: Как вы оцениваете сроки окупаемости подобных проектов?

Константин Тимофеев: Для каждого конкретного проекта, совместно с партнером, мы можем сделать расчет ROI. Например, недавно я оценивал срок окупаемости проекта автоматизации лаборатории в стационаре на 400 коек. В качестве исходных данных были приняты 80% заполняемость, 1 анализ в день на пациента и 2% ошибок. Срок окупаемости такого проекта составил 3 месяца. Мне кажется, это очень хороший показатель.

CNews: Какие проблемы развития ИТ в здравоохранении вы видите?

Константин Тимофеев: Чаще всего главной проблемой ИТ в здравоохранении называют недофинансирование. Я думаю, это не совсем верно. Скорее, речь идет об отсутствии у заказчиков четкого понимания того, какой цели они хотят достичь при внедрении той или иной ИТ-системы, а также измеримых показателей результатов этого внедрения. Определиться с целями и результатами необходимо на старте проекта, а не после его завершения.

С другой стороны, процесс автоматизации здравоохранения тормозит отсутствие жестких стандартов при выполнении ИТ-проектов как на локальном, так и на федеральном уровне. Соответственно, каждое ЛПУ автоматизируется так, как оно захочет, и с той глубиной, с которой захочет. Этот выбор может быть не всегда оптимальным и зависит от квалификации сотрудников ИТ-подразделения каждой больницы. При этом даже успешно реализованные ИТ-проекты не всегда позволяют обеспечить качественный обмен данными с федеральным уровнем ЕГИСЗ.

Еще одна проблема – это отсутствие в большинстве медицинских учреждений специалистов, способных выбирать эффективные ИТ-проекты. Заместитель директора по ИТ должен быть менеджером, который разбирается в лечебных процессах и их экономической составляющей. В большинстве российских ЛПУ за информатизацию отвечает ИТ-специалист, который привык решать узкоспециализированные задачи. Ему совершенно не интересно внедрение новых технологий – для него это лишняя головная боль. А просчитать, сколько больница на этом сэкономит и какую пользу ей это принесет, не входит в его обязанности.

CNews: Как вы видите будущее использования ШК-технологий в здравоохранении? Какие решения уже завоевали популярность, а какие пока не нашли должного применения?

Константин Тимофеев: Сегодня в сфере здравоохранения востребована маркировка пациентов (браслеты), сканеры и принтеры для маркировки в лаборатории. Когда мы показываем такие решения организациям, которые их еще не используют, они сразу понимают, что это необходимо, и выделяют бюджеты.

Евгений Кардаш, руководитель рабочей группы по противодействию обращения фальсифированных и недоброкачественных лекарственных средств Ассоциации российских фармацевтических производителей: 
«В настоящий момент при реализации федерального проекта по мониторингу движения лекарственных средств за основу предполагается взять модель, использованную при создании ЕГАИС и системы маркировки шуб, что с моей точки зрения концептуально не верно. Вызывают большие сомнения номенклатура и сроки предполагаемой реализации. 
Аналогичный проект уже более 8 лет успешно реализуется в Европе, разработаны все стандарты и регламенты, которые можно использовать как лучшие практики. В этих условиях, учитывая, что на российском рынке более 80% лекарств иностранного производства, а целью развития отрасли является рост экспорта, создавать национальное решение, не гармонизированное даже в рамках ЕАЭС и не интегрированное с международными стандартами, крайне рискованно».

Пока еще не завоевали популярность терминалы сбора данных. Думаю, что после того, как в стране будет внедрена система мониторинга движения лекарственных средств, спрос на них существенно вырастет. Медицинским учреждениям придется считывать 2D-код с лекарственных препаратов, а для этого нужны наши терминалы.

CNews: Каковы ваши планы на российском рынке здравоохранения в ближайшие годы?

Константин Тимофеев: Сегодня мы реализуем пилотные проекты в двух федеральных округах Российской Федерации. Их основная цель – продемонстрировать российским заказчикам, что технологии штрихового кодирования успешно работают не только в ритейле, но и в здравоохранении.

Как я уже говорил, в России стартует федеральный проект по контролю за оборотом лекарственных средств. Его основная задача – контроль за препаратом с момента его производства до приобретения человеком в аптеке или приема пациентом в стационаре больницы. И здесь без наших сканеров и терминалов никак не обойтись.

Наталья Рудычева