Интервью

ИТ-стратегия ЕВРАЗа: сервисы и инструменты повышения эффективности

Интеграция Инфраструктура
мобильная версия
, Текст: Наталья Рудычева

ИТ-стратегия ЕВРАЗа ориентирована на предоставление бизнесу адекватного уровня сервиса с минимальными затратами и на предложение ему ИТ-инструментов повышения эффективности. При этом, по мнению Артема Натрусова, вице-президента по информационным технологиям ЕВРАЗа, инициатива реализации того или иного ИТ-проекта должна принадлежать именно заказчику. В противном случае внедрение даже самого инновационного решения может оказаться бессмысленным. Полная версия интервью опубликована в журнале CNews №77.

CNews: Что представляет собой ИКТ-инфраструктура компании ЕВРАЗ?

Артем Натрусов: ЕВРАЗ является интернациональной компанией. Ее акции торгуются на бирже в Лондоне. Основные активы находятся в России – Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Москве и Находке, а также в Соединенных Штатах и Канаде, на Украине и в Казахстане.

ИТ-инфраструктура обеспечивает работу всех подразделений компании. Это корпоративная сеть под управлением Microsoft Active Directory, Microsoft Exchange, Microsoft Share Point, Skype for Business, СЭД на платформе Lotus Notes. Эти базовые инфраструктурные сервисы доступны каждому сотруднику.

Основной  ERP-системой является SAP – на ней работают все крупные комбинаты. При этом два крупнейших металлургических комбината работают на разных версиях, поэтому мы занимаемся сближением этих систем. Небольшие и средние компании работают на едином шаблоне «1С», что существенно упрощает поддержку решения. Подразделения в США используют Oracle E-Business Suite.

CNews: Что представляет собой ИТ-стратегия компании?

Артем Натрусов: ИТ-стратегия ЕВРАЗа ориентирована на предоставление сервисов. При этом речь идет не только об обслуживании пользователей, но и о проактивном предложении бизнесу тех систем или услуг, которые ему необходимы в данный момент. Мы фокусируемся на экономичных проектах с низкой стоимостью последующего владения. В конце 2015 года мы проводили исследование, которое показало, что по ИТ-затратам мы находимся в сегменте минимальных затрат в отрасли как в России, так и в мире.

Артем Натрусов: Инициатива реализации ИТ-проекта должна принадлежать заказчику

В России реализована операционная модель с единым центром обслуживания на базе компании «ЕвразТехника». Сотрудники этой компании находятся в разных городах. Однако ряд сервисов централизован. Например, Service Desk (первая линия поддержки) находится в Новокузнецке, и все российские подразделения ЕВРАЗа  обслуживаются там. При этом вторая и третья линии поддержки могут располагаться в другом месте.

Мы используем и внешний аутсорсинг там, где это экономически эффективно. Но в городах, где сосредоточены подразделения ЕВРАЗа, таких как Новокузнецк и Нижний Тагил, зрелого аутсорсера с уже существующей инфраструктурой нет – наша компания там самая большая. Поэтому эксплуатация базовой инфраструктуры, информационных систем, таких как SAP,  «1С», систем производственного уровня, осуществляется собственным персоналом.

В зоне ответственности ИТ находится АСУТП – это датчики, контроллеры, SCADA-системы для управления производством. По сути, в металлургии концепция Internet of Things начала реализовываться еще в прошлом веке.  Десятки тысяч датчиков управляются через контроллеры и системы визуализации, информация об инцидентах поступает в Service Desk, информация о простоях, энергопотреблении и других параметрах производства собирается в аналитических системах. Используются экспертные модули, помогающие технологам вести производственный процесс. Такая синергия производственных систем и традиционных ИТ-систем оказалась достаточно эффективной и дает бизнесу преимущества.

В рамках операционной модели организации эксплуатации ИТ мы ориентируемся на стабильный состав ИТ-службы и оптимизируем расходы за счет привлечения сотрудников в региональные подразделения. Долгосрочные отношения с людьми в конечном итоге оказываются более эффективными.

CNews: Вы говорили о проактивном предложении ИТ-систем бизнесу. Значит ли это, что инициатором проектов всегда выступает ИТ-подразделение?

Артем Натрусов: Основной принцип, которым мы руководствуемся при развитии ИТ-систем, – они должны следовать за процессами. Мы фиксируем бизнес-процессы наших заказчиков и предлагаем им способы их автоматизации. Наладить бизнес-процессы, установив систему, невозможно. Если их уровень зрелости недостаточен, мы можем только показать, какими они могли бы быть.

Конечно, мы стараемся предлагать достаточно инновационные решения, например такие как HR Success Factors в области управления мотивацией сотрудников, SAP ТОРО с мобильными решениями в области ремонтов. Но тем не менее инициатива проекта должна принадлежать бизнесу. Именно бизнес должен объяснить, почему эта система позволит ему добиться лучших  показателей, а не наоборот – ИТ каким-то образом обосновать, что система окупится. Можно внедрить отличную систему и плохо ее использовать. И тогда она не принесет запланированного эффекта.

Исключением может являться только базовая автоматизация, например в таких процессах, как бухгалтерия, себестоимость, контроллинг, закупки, продажи. Здесь происходит эффект спирали. Например, мы начинаем внедрять SAP в базовом варианте, это помогает структурировать бизнес-процессы и стимулирует бизнес сделать следующий шаг. По такому принципу в прошлом году мы силами «ЕвразТехники» внедрили SAP в Распадской угольной компании. Можно было сделать этот проект более масштабным, но на тот момент бизнес был к этому не готов.

CNews: Насколько активно вы разворачиваетесь в сторону отечественных разработок?

Артем Натрусов: Мы относимся к этому так же прагматично. Например, чаще стали использовать САПР от «Аскон» как альтернативу AutoCAD. Там, где это возможно, используем «1С», например внедрили «1С: ERP Управление предприятием 2.0» в «Евраз металл-инпром». Но для того, чтобы сделать следующий шаг, нам нужно более зрелое решение. Сейчас мы ждем следующей версии, повышения стабильности и исправления ряда ошибок. Когда отечественные системы будут полностью соответствовать нашим требованиям, мы с удовольствием начнем на них переходить.

В сфере АСУТП в качестве контроллеров в большинстве случаев мы используем продукцию Siemens, для простых задач приобретаем отечественные контроллеры – они существенно дешевле, но это небольшая доля. Продукция западных производителей имеет широкий функционал и гарантированную надежность. А отечественные решения пока не слишком функциональны, нет информации об их надежности, потому что нет длительной истории использования. Сложные датчики у нас импортные. Простые, а таких около 50%, – отечественные. Правда, среди них есть и те, которые просто производятся иностранными предприятиями на территории России.

Мы надеемся, что российские производители смогут использовать экономическую ситуацию, чтобы предложить нам больше хорошей продукции. Однако быстрого прорыва в создании сложного оборудования ждать не стоит. Как можно конкурировать с Cisco или НР на таком небольшом рынке, как российский? Думаю, отечественным разработчикам имеет смысл сосредоточиться на создании нишевого ПО, например на базе СПО. Например, в ЕВРАЗе часть сотрудников использует LibreOffice, чтобы сократить затраты на Microsoft Office.

CNews: Вы следите за трендами на рынке? Готовы ли пробовать инновации?

Артем Натрусов: В ЕВРАЗе достаточно осторожное отношение к инновациям. Мы понимаем, что на первом этапе их сопровождают завышенные ожидания, и только спустя какое-то время наступает стадия продуктивности. Поэтому с прагматической точки зрения быть пионером в большинстве случаев неэффективно. Мы скорее смотрим на хорошо себя зарекомендовавшие технологии. Например, сегодня в рамках внедрения SAP ТОРО начали использовать мобильные устройства. В этом направлении мы не первые, а вторые или третьи. Аналогичная ситуация была и с HR Success Factors: мы убедились в том, что решение эффективно, и только потом внедрили его у себя.

Безусловно, мы смотрим и на инфраструктурные элементы. Используем Microsoft Skype for Business, различные инструменты создания отчетности, в том числе и бесплатные. Например, технологии Power Query или Power Pivot бесплатны и являются частью Excel. Microsoft также активно развивает Power BI, и это нам интересно.

А вот на SAP S/4HANA мы пока не нашли целесообразности переходить. Но как только это станет экономически оправданно, скорее всего, перейдем.

Полную версию интервью читайте в журнале CNews №77.