Разделы

ИТ в госсекторе

Пациенты ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова получили электронные медицинские карты

Московские поликлиники активно работают в ЕМИАС, функционал которой постоянно расширяется. Для создания единого информационного пространства здравоохранения столицы необходимо также обеспечить интеграцию с ней МИС стационаров. Пилотный проект по созданию такого решения был реализован в ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова компанией «Интерин».

Московские поликлиники активно работают в ЕМИАС, задачами которой, в соответствии с постановлением правительства Москвы от 20 января 2015 г. N 16-ПП, в том числе являются обеспечение преемственности лечебно-диагностического процесса между медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, оптимизация и повышение эффективности функционирования системы здравоохранения и др. Однако ЕМИАС сегодня – это прежде всего информационная система для поликлиник или, в более широком смысле, амбулаторно-поликлинических учреждений.

А что же со стационарами? Распределение объемов медицинской помощи между амбулаторным и стационарным звеном в городе составляет в настоящее время примерно 50% на 50%. Получается, что половина медицинской помощи столицы находится вне зоны контроля ЕМИАС. В тоже время, построить действительно эффективную систему управления городской медициной без стационаров невозможно. Кроме того, для создания единого и управляемого информационного пространства здравоохранения столицы необходимо также обеспечить интеграцию с ЕМИАС информационных систем стационаров, уровень информатизации которых зачастую недостаточен. Причина в том, что внедрять МИС очень дорого и долго, тем более в крупных больницах с кампусной структурой. У больниц на это попросту нет средств. А медленная автоматизация, подразумевающая поэтапное внедрение отдельных модулей на протяжении 3-5-7 лет, не эффективна как на каждом отдельном этапе, так и по завершении проекта.

Наиболее эффективным, быстрым и недорогим способом проведения информатизации стационаров и интеграции с ЕМИАС является привлечение компетенций, программных продуктов, групп разработчиков и внедренческих команд, имеющих положительный опыт внедрения МИС как в больницах, так и в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Пилотный проект по созданию такого решения был реализован в ГКБ №1 им. Пирогова компанией «Интерин».

Постановка задачи и выбор исполнителя

Основными задачами проекта по информатизации городской клинической больницы №1 им. Н.И. Пирогова (ГКБ №1) были не просто автоматизация бизнес-процессов при помощи МИС и создание эффективного инструмента для анализа ее деятельности и принятия управленческих решений руководством. Необходимо было разработать типовые решения, позволяющие в дальнейшем интегрировать МИС стационаров в единое информационное пространство здравоохранения Москвы, а также сформировать комплект методических документов по организации аналогичных проектов.

Победителем объявленного информационно-аналитическим центром департамента здравоохранения города Москвы (ИАЦ ДЗМ) открытого конкурса стала компания «Интерин сервис», в портфеле которой к тому времени был целый ряд успешных проектов по автоматизации таких крупных медицинских учреждений как Клиническая больница управления делами президента РФ, 9 лечебно-диагностический центр министерства обороны РФ, Российский кардиологический научно-производственный комплекс, Поликлиника № 3 управления делами президента РФ, Научный клинический центр РЖД, Центральный клинический госпиталь ФТС России и т.д. В рамках этих проектов компания провела полный спектр работ по внедрению медицинских информационных систем.

Работы выполнялись «Интерин сервис» в кооперации с Институтом программных систем им. А.К. Айламазяна РАН и «Интерин технологии». Институт программных систем был привлечен для научно-методического обеспечения проекта, а «Интерин технологии», которая является разработчиком МИС «Интерин PROMIS», для модификации программного обеспечения с учетом требований проекта.

«Когда два с небольшим года назад ко мне пришел руководитель проектов ДИТ Александр Михеев и сказал: мы это сделаем, я знаю как, - у меня были серьезные сомнения. Слишком сложный и большой объект представляет собой наша больница, которая располагается на 22 гектарах и включает в себя несколько территорий. Трудно было поверить, что представитель профессии, далекой от медицины, знает, что действительно нужно больнице», – вспоминает Алексей Свет, главный врач ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова.

По словам Марка Хаткевича, руководителя проекта компании «Интерин», особенностью внедрения МИС в ГКБ №1 по сравнению с другими проектами было то, что эта работа должна была быть выполнена примерно в полтора раза быстрее при том, что объем внедренного функционала был почти в 2 раза больше. По ходу проекта приходилось преодолевать проблемы с неготовностью инфраструктуры и практически тотальным скептицизмом персонала. Сетевые работы, которые включали в себя полную перестройку архитектуры ЛВС ГКБ №1, велись параллельно с выполнением проекта, что неминуемо приводило к проблемам работы МИС и негативно сказывалось на отношении к ней сотрудников больницы. Также исполнителю часто приходилось менять порядок работ:  они зачастую велись там, где были готовы технические средства, а не там, где по логике выполнения проекта должны были производиться.

Организация работ

Работы первой очереди проекта производились поэтапно. На первом – подготовительном – этапе проекта, который длился около 2 месяцев, система была запущена в работу в объеме учетного контура, который позволял регистрировать пациентов, контролировать их движение по медицинскому учреждению и формировать на этой основе первичную статистику. Учетный контур был внедрен в приемном отделении/регистратуре, на постах лечебных отделений, а также в отделении статистики.

На этом этапе была создана проектная команда, а также штаб проекта, в состав которого вошли представители ГКБ №1, ИАЦ ДЗМ, ДИТ Москвы и компании-исполнителя. С учетом жестких сроков был установлен четкий график управления проектом, включая еженедельные совещания штаба с участием главного врача.

«Первые совещания рабочей группы проходили бурно. Мы ставили под сомнение предложенный план и последовательность проведения работ, состав отделений пилотной зоны, сроки выполнения. Нам не нравилось что в ТЗ отсутствует PACS, что охват внедрения - только половина больницы. Были опасения, что выделенные средства  будут потрачены, а реальной пользы для больницы не будет, – рассказывает Алексей Свет. – К чести руководителей проекта от ДИТ и  руководства компании «Интерин», они не боялись перестраиваться на ходу, принимать трудные и важные решения, нацеленные на достижение конечного результата. Они прислушивались к нашему мнению при неуклонном и последовательном движении к поставленной цели».

Например, по ходу проекта были приняты решения по изменению подходов к автоматизации процессов в реанимации, которая впоследствии стала драйвером внедрения системы в клинических отделениях. Были приняты решения по кардинальному изменению функционала ЛИС, внедрению PACS в наиболее важные процессы, решения по материальному учету, в том числе персонифицированному. В результате работ первого этапа в медицинском учреждении был организован учет пациентов и автоматизирован сбор практически всей необходимой статистической информации.

На втором этапе, который продолжался 3 месяца, внедрение МИС началось в пилотной зоне, в состав которой вошли лаборатория, аптека, а также выбранные отделения, где имелись необходимые для работы МИС локальная вычислительная сеть, компьютеры и специалисты, владеющие навыками работы на них. Важную роль играли также готовность и желание руководителя отделения участвовать в проекте.

Внедрение в пилотной зоне необходимо для настройки МИС и ее апробации на ограниченном составе отделений перед тем, как развернуть ее на остальные отделения, предусмотренные проектом. Это позволяет учесть специфику медицинского учреждения и скорректировать как функционал МИС, так и подходы к внедрению, не затрагивая основную массу пользователей. Выделение пилотной зоны позволяет избежать распространения ошибок организации внедрения или недостатков программного обеспечения МИС на всех пользователей МИС и снижает риски появления негативного образа внедряемой системы из-за обнаруженных недочетов.

Схема полного лечебно-диагностического контура МО, отрабатываемого в пилотных отделениях

Источник: ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова, 2016

Затем МИС была введена в действие в отделениях, не вошедших в пилотную зону. Особое внимание уделялось тому, чтобы пользователи могли не только бегло ознакомиться с функционалом и пройти обучение работе в МИС, но и привыкнуть полноценно использовать МИС, высказать свои замечания и пожелания по совершенствованию системы. Представители исполнителя  собрали все эти сведения, отработали замечания и адаптировали типовое решение к нуждам конкретных пользователей. При этом основная адаптация функционала происходила на втором этапе: пока в пилотной зоне не отладили и не доработали функционал к другим отделениям не переходили.

Так, в основной массе отделений ГКБ №1 на полноценное освоение МИС потребовалось от двух до девяти месяцев, в течение которых осуществлялась интенсивная поддержка работы персонала больницы сотрудниками «Интерин сервис».

Какое коммуникационное решение для бизнеса выбрать — On-Premise или SaaS
Цифровизация

Возможности стационара после внедрения МИС


Источник: ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова, 2016

В ходе внедрения МИС бизнес-процессы ГКБ №1 были модифицированы и оптимизированы с учетом использования информационной системы. Например, для повышения эффективности процесса госпитализации пациентов была проведена его оптимизация с использованием программного модуля «План госпитализации» МИС «Интерин PROMIS». Были рассмотрены потоки плановых пациентов, поступающих из стационара, поликлиники и консультативно-диагностического центра, учтены случаи экстренной госпитализации.

Основным отличием оптимизированного процесса является то, что запись пациентов на плановую госпитализацию осуществляется через модуль «План госпитализации» в соответствии с ролями. Врач в режиме онлайн видит загруженность отделений стационара, плановые даты выписки пациентов и может контролировать процесс экстренной госпитализации с учетом его еженедельной динамики, что дает возможность эффективно планировать загруженность коек, снижает процент необоснованной госпитализации, а также уменьшает время, которое врач поликлиники и стационара тратит на рутинные операции (звонки, уточнение наличия свободных коек, повторное заполнение бланков и др.).

Как мигрировать с SAP ERP на 1С за 9 месяцев: кейс крупного производителя табачной продукции
Бизнес

Результаты проекта

На реализацию проекта потребовалось чуть больше года. Было осуществлено полнофункциональное внедрение МИС в 35 отделениях, общее число развернутых автоматизированных рабочих мест превысило 500, число обученных пользователей – более 1000 человек. Для всех пациентов, находящихся в стационаре или обслуживаемых амбулаторно, созданы электронные истории болезни, содержащие заранее определенные сведения. В электронный вид переведены все результаты диагностических и лабораторных исследований. Все услуги, оказываемые пациентам, фиксируются в МИС. «По нашему мнению, соотношение объема внедрения ко времени выполнения проекта было рекордным для проектов внедрения МИС в одной медицинской организации, – говорит Ядулла Иман оглы Гулиев, руководитель группы компаний «Интерин». – В проекте за 13 месяцев была установлена МИС, выполнены работы по настройке и адаптации, произведено замещение сторонних систем и интеграция данных, а также внедрен функционал МИС «Интерин PROMIS» на более чем 500 рабочих местах, на которых работают более 1000 пользователей». 

Результаты внедрения МИС в ГКБ №1

Показатель Зафиксированное значение, % Ожидаемое значение по мере более полного овладения персоналом приемами работы с МИС, %
Рост потока пациентов за счет увеличения пропускной способности служб, сокращения времени ожидания для отдельных операций и т.д. 5 10
Сокращение времени, затрачиваемого на выполнение рутинных операций по оформлению медицинской и прочей документации 20 50
Сокращение расходов за счет уменьшения количества избыточного лечения или диагностики (дублирования исследований/анализов) 5 7
Сокращение затрат на питание пациентов за счет уменьшения времени цикла взаимодействия отделений и диетслужбы 5 5*
Сокращение расходов на товарно-материальные ценности, использующиеся в отделениях в ходе лечебно-диагностического процесса, за счет прозрачной и единообразной системы учета 8 12
Сокращение времени перемещения информации по больнице на материальных носителях (передачи бумажной истории болезни, результатов обследований, физического перемещения врача или пациента для выполнения тех или иных диагностических мероприятий) 20 60

Источник: ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова, 2016

* в ГКБ1 используется аутсорсинг пищевого склада, при использовании собственного пищевого склада показатель будет примерно в 2 раза выше

Целевые показатели использования МИС с точки зрения вхождения ГКБ №1 в единое информационное пространство г. Москвы в качестве фрагмента ЕМИАС, такие как 100% соответствие бумажной и электронной медицинских карт , унификация бизнес-процессов медицинских учреждений, оптимизация затрат, могут быть достигнуты только при совместном использовании ЕМИАС и МИС ГКБ №1 после начала ее промышленной эксплуатации. Сейчас эти показатели отслеживаются и, в случае необходимости, корректируются до полного совпадения. По итогам проекта разработаны методические документы, регламентирующие информатизацию стационаров Москвы.

«Благодаря совместной интенсивной и слаженной работе персонала больницы и сотрудников компании «Интерин», высокому профессионализму  руководителей проекта, мы получили инструмент для управления деятельностью больницы, – говорит Алексей Свет. – И хотя работы по развитию системы продолжаются, мы уже видим ее потенциал для управления лечебно-диагностическим процессом, качеством и себестоимостью лечения».

«Внедрение МИС существенно упрощает, а главное ускоряет многие процессы, связанные с лечебно-диагностической работой, – говорит Николай Зевакин,  руководитель отдела информатизации ГКБ №1. Например, результаты анализов врач может видеть сразу, как только лаборатория их выполнила. Или консультирующий специалист может получить предварительную информацию до осмотра пациента. Существенно повышается эффективность использования дорогостоящего медицинского оборудования за счет планирования нагрузки, будь то конкретный аппарат МРТ или  операционная».

В тоже время, по его словам, нагрузка на сотрудников ИТ-отдела больницы многократно возросла. Теперь он обеспечивает работу более 1000 активных пользователей, работающих на большой территории в корпусах, расстояние между которыми составляет более километра. Одновременно на порядок выросла полезная ценность компьютерной техники. «Если раньше компьютер был, по сути, печатной машинкой, то сейчас это нужный и полезный инструмент, длительный простой которого не допустим, – продолжает  Николай Зевакин. – Масштабное внедрение МИС влечет за собой активное развитие всей ИТ-инфраструктуры и дополнительных ИТ-сервисов больницы. Например, без электронной системы приёма и учёта заявок и инцидентов ИТ-отдел просто не мог бы уже функционировать.  Надежность работы сети, обеспечение вычислительной техникой, повышение отказоустойчивости, необходимый для поддержки пользователей персонал – все эти моменты становятся критичными составляющими для функционирования всей ИТ-системы больницы».

Ядулла Иман оглы Гулиев отмечает также, что по результатам проекта был создан комплект методических документов, которые могут применяться в аналогичных проектах и позволяют улучшить их качество, снизить себестоимость и повысить предсказуемость результатов. Среди разработанных методических документов следует отметить описание бизнес-процессов медучреждений стационарного типа, разработка которого является шагом в сторону унификации как бизнес-процессов работы стационаров г. Москвы, так и процессов их информатизации. Одновременно с моделированием бизнес-процессов были проведены эксперименты по применению процессного подхода в организации работы служб медучреждений и получены положительные результаты.

На реальных данных проекта были проведены исследования по выявлению получаемых от внедрения МИС в крупной медицинской организации эффектов. «Как правило, эффективность работы учреждения начинает повышаться уже после внедрения МИС, когда накоплены данные и основные бизнес-процессы становятся прозрачными для принятия эффективных решений, – говорит он. – Во время внедрения производительность работы персонала может снижаться. Однако в данном проекте, благодаря раннему выходу на опытную эксплуатацию по большинству отделений, эффективность начала повышаться уже в ходе проекта, что тоже можно считать уникальным результатом».

Что дальше

Объем работ первой очереди составил примерно половину полного объема работ по информатизации ГКБ №1. Несмотря на большой объем проделанной работы, ряд важнейших контуров деятельности больницы остаются не замкнутыми в МИС из-за неполного охвата отделений ГКБ №1. Как следствие,  невозможно перейти на единую технологию работы для всех отделений и получить эффект, который возможен при комплексной информатизации. Наибольшие проблемы наблюдаются при работе на стыке информатизированных подразделений и подразделений, которые пока работают исключительно с бумажными документами. В этих условиях говорить о переходе на полностью электронный документооборот не приходится, хотя потенциал и желание есть.

Для того, чтобы добиться максимального увеличения эффективности работы в результате внедрения МИС, в том числе, повышения качества медицинского обслуживания как на уровне больницы, так и на уровне города, необходимо перейти ко второй очереди и полностью завершить начатые работы. Тогда МИС станет действительно полезным инструментом для осуществления оперативного и стратегического управления больницей, анализа и реорганизации ее бизнес-процессов.

Внедрение второй очереди планируется проводить с использованием выработанных в ходе проекта типовых решений и документов, определяющих методологию информатизации стационаров. Учитывая высокую важность включения учреждений стационарного типа в информационный контур ЕМИАС, а также высокую ресурсоемкость этих работ, завершение комплексной информатизации ГКБ №1 совместно с разработанными методологическими, техническими и организационными решениями позволит в полной мере апробировать архитектуру включения МИС для стационаров в состав ЕМИАС, оптимизировать требования к типовому решению МИС для стационаров и интеграционным механизмам и, в конечном итоге, снизить затраты на информатизацию стационаров города.

«Надеемся, что ДИТ не остановится на половине пути и поможет нам завершить начатое –  автоматизацию всех отделений больницы, – говорит Алексей Свет. – Мы готовы делиться уже полученным опытом и нарабатывать новый в части решения задач повышения эффективности работы больницы, ее интеграции с ЕМИАС».

Наталья Рудычева

Наталья Рудычева