Интервью

Один из лидеров ОПК России внедрил ERP. Подробности

Интеграция Внедрения Инфраструктура
мобильная версия
, Текст: Екатерина Зайцева

«Радиозавод» – одно из крупнейших предприятий российского ОПК, занимающееся разработкой и производством автоматизированных комплексов и систем управления специального назначения в интересах Минобороны РФ и других силовых ведомств. Внедрение системы «Галактика ERP» позволило создать единое информационное пространство и повысить эффективность производства. О проекте рассказывает управляющий по информационным технологиям «Радиозавода» Евгений Евсеев.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о деятельности вашего предприятия.

Евгений Евсеев: «Радиозавод» разрабатывает и производит технику военного назначения – автоматизированные комплексы управления вооружением и формированиями ПВО и артиллерии. В научно-техническом центре предприятия проводится активная инновационная политика, идет разработка радиоэлектронной аппаратуры, систем обработки и преобразования данных, программно-технических комплексов, носимых комплексов средств автоматизации различного назначения. Мы должны не только удовлетворять требованиям российских Вооруженных Сил, но и быть конкурентоспособными на внешнем рынке – ведь продукция «Радиозавода» востребована и успешно эксплуатируется более чем в 20 странах мира. С 2013 года предприятие входит в холдинг «Росэлектроника» и в структуру «Ростехнологии».

CNews: Почему была поставлена задача перевода предприятия на автоматизированную систему управления процессами?

Евгений Евсеев: Рынки, на которых сегодня продвигается наша продукция, высококонкурентны, там мы соперничаем с самыми передовыми производителями мира. Предприятие должно постоянно развиваться, и для принятия важных управленческих решений руководство должно владеть достоверной и полной информацией в режиме реального времени. Такую информационную поддержку может обеспечить только гибкая, приспособленная ко всем внутренним процессам автоматизированная система управления ресурсами.

 

«Радиозавод» разрабатывает и производит технику военного назначения – автоматизированные комплексы управления вооружением и формированиями ПВО и артиллерии

CNews: Опишите, пожалуйста, ситуацию с автоматизацией бизнес-процессов на момент начала внедрения системы «Галактика ERP».

Евгений Евсеев: К началу 2003 года каждое подразделение и даже каждый специалист решали проблему информационного обеспечения самостоятельно. В результате несколько десятков компьютеров, не объединенных никакими сетями, были забиты «разношерстными» программными продуктами, несопоставимыми данными, хранящимися по никому не известным правилам. Получить достоверную информацию без конкретного человека – владельца того или иного компьютера – было абсолютно невозможно. Зачастую в одном и том же подразделении на соседних рабочих местах были размещены аналогичные, но кардинально отличающиеся данные, так как они были получены из разных источников и обработаны по непохожим принципам. Сопоставить данные разных подразделений было нереальной задачей.

Наряду с программными продуктами собственной разработки, функционирующими на ЕС ЭВМ, существовало полтора десятка собственных и приобретенных систем для персональных компьютеров: «Складской учет», «Расчет заработной платы», «Учет кадров», «Управление нормативно-справочным хозяйством», «Управление производством», «1С-Бухгалтерия», «Технологическая система», «Гемма», 3D-моделирование, SolidWorks и «Компас» разных версий и даже Corel Draw. Все эти системы действовали автономно. Выдаваемые ими данные носили промежуточный характер и требовали дополнительных расчетов и систематизации.


Евгений Евсеев: До внедрения ERP ни один руководитель не имел доступа к информации в электронном виде

Ввод данных осуществлялся вручную и многократно, при переходе от одной системы к другой. Данные брались не только из первичных документов, но и из множества порожденных. Автоматизированное планирование ресурсов, учет хозяйственных договоров, управление сбытом и финансами, бюджетирование полностью отсутствовали. Ни один руководитель высшего и среднего звена не имел доступа к информации в электронном виде, не обладал навыками работы на компьютере и пользовался данными, предоставляемыми подчиненными на бумажных носителях произвольной формы.

CNews: С чего начался поворот к новой организации процессов?

Евгений Евсеев: В декабре 2002 года на «Радиозаводе» была принята стратегия создания единого (интегрированного) информационного пространства. В ее основу легли четыре принципа. Первый – информация должна попадать в информационное пространство в месте ее возникновения, однократно, из одного источника и предоставляться в удобном виде любому заинтересованному лицу в режиме реального времени. Второй – передача информации осуществляется на безбумажной основе, а сама информация предоставляется пользователю исключительно в электронном виде. Третий – вторичные, промежуточные данные, параллельные расчеты, согласование и рассылка бумажных документов не допускаются. И четвертый – документы, изготовленные с помощью текстовых редакторов, а не сформированные непосредственно автоматизированной системой, запрещены.

CNews: Какие варианты организации всего этого процесса вы рассматривали?

Евгений Евсеев: Изначально рассматривались два варианта. Первый – объединить все существующее программное обеспечение с помощью электронного документооборота и получать управленческую информацию посредством переработки ее какой-либо ERP-системой. Предлагалось купить «универсальную» систему, которая создаст интегрированное пространство путем конвертаций и объединения всех существующих баз данных. На первый взгляд, этот путь короче, но он предполагает участие большого количества людей для постоянной связи информации во времени и пространстве. Риск влияния пресловутого человеческого фактора огромен. Не выполни кто-то хотя бы одну процедуру вовремя – и единое информационное пространство перестанет существовать.

Второй вариант, на котором мы и остановились, – создание единого информационного пространства с помощью системы электронного документооборота (PDM-системы), которая должна была объединить процессы проектирования (CAD/CAM-системы) и процессы управления всеми видами ресурсов (ERP-системы). В соответствии с нашей стратегией, было решено все потоки информации – внешнюю и внутреннюю переписку, все канцелярские, распорядительные, технические документы, все процессы согласования – организовать исключительно в электронной форме.

CNews: Какие системы были выбраны?

Евгений Евсеев: В качестве ERP была выбрана система «Галактика ERP». Роль электронного документооборота и хранения данных выполняет система Intermech (Search-IMBase AVS). Специальный модуль интеграции между системами Intermech и «Галактика», был разработан совместно специалистами корпорации «Галактика» и «Интермех». Разработка конструкций осуществляется в системе Solid Edge-Unigraphics (сегодняшнее название NХ от Siemens UGS PLM Software).

CNews: По каким критериям проводился отбор систем для нужд предприятия?

Евгений Евсеев: Путь большинства предприятий – начать с автоматизации работы бухгалтерии – мы не рассматривали в принципе. Нам была нужна полнофункциональная система управления всеми основными и вспомогательными процессами предприятия: от разработки бюджетов на основе заключенных договоров до диспетчеризации производства. Основных критериев отбора было несколько.


«Радиозаводу» требовалась полнофункциональная система управления всеми основными и вспомогательными процессами предприятия: от разработки бюджетов до диспетчеризации производства

Во-первых, функционал системы должен был использовать единую базу, и внедрение каждого модуля могло бы происходить независимо друг от друга в любое приемлемое для предприятия время. Во-вторых, система должна интегрироваться в единое информационное пространство с базой проектировщиков изделий и разработчиков технологических процессов без ручного ввода данных и дополнительных конвертаций. В-третьих, система должна подходить для крупного машиностроительного и приборостроительного несерийного производства. Необходимо в кратчайшие сроки обрабатывать информацию объемом до 7–8 миллионов детале-операций.

Таким образом, к учетной системе выдвигалось требование ориентации на производство, а не только на бухгалтерский учет и торговлю, как это обычно бывает. Кроме того, решение должно быть разрешено к использованию в организациях и на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, а также в структурах, чья деятельность имеет стратегически важное значение для государства. Выбранная нами система обладает лицензией ФСБ РФ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

CNews: В чем вы видите плюсы использования российского ПО?

Евгений Евсеев: В его доступности, в первую очередь. Это приемлемая цена, настройка на российское законодательство, техническая поддержка, учитывающая нюансы национальных производственных и коммерческих отношений. Западные системы совершенно не оставляют возможностей для маневра. Малейшее отклонение от жестко заведенного порядка – и система становится бесполезной. Наше же программное обеспечение все равно сработает, какие бы неожиданности нам ни преподнесло, скажем, правительство или разгильдяйство наших же работников.

CNews: Как формировалась команда проекта?

Евгений Евсеев: Мы считаем, что для выбора системы немаловажным фактором является наличие в регионе официального представителя фирмы-производителя программного обеспечения. У нас в этой роли выступил партнер корпорации «Галактика» компания «БИТ-Вектор», которая оказала квалифицированную помощь во внедрении ИТ-команде предприятия.

CNews: На какие этапы был поделен процесс внедрения?

Евгений Евсеев: Модульный принцип организации системы «Галактика» сделал возможным планомерно интегрировать в систему управления процессы, которые ранее управлялись в автономных системах или не имели автоматизированного управления. Правда, в порядок внедрения внесла свои коррективы суровая действительность. Первоначально мы предполагали начать с финансово-сбытового блока, наименее автоматизированного на тот момент, но внезапно рухнул старенький майнфрэйм, на котором рассчитывалась заработная плата, и перед нами замаячила перспектива рассчитать вручную жалованье полутора тысячи рабочих-сдельщиков и тысячи повременщиков. Поэтому сначала пришлось в авральном порядке осваивать модуль заработной платы системы «Галактика». Потом мы занялись бюджетированием, и так далее до управления производством.

CNews: Какие процессы были самыми трудоемкими для автоматизации? 

Евгений Евсеев: Безусловно, управление производством. В силу специфики оборонного предприятия нам приходится осуществлять запуск изделия одновременно с разработкой документации. Цикл изготовления некоторых изделий растягивается почти на год, и каждое новое изделие лишь внешне похоже на предыдущее, но имеет совершенно уникальный производственный состав. Сами понимаете, ни о какой подробной пооперационной технологии в этом случае не может быть и речи. Но выдачу пооперационного плана цеху, сменно-суточного задания – рабочему, расчет плана обеспечения материалами и комплектующими никто не отменял. Специалистам корпорации «Галактика» пришлось изрядно попотеть, чтобы придумать совершенно оригинальный выход из этого положения.

CNews: Как изменились процессы управления предприятием с внедрением системы «Галактика ERP»?

Евгений Евсеев: В настоящее время в той или иной степени задействованы модули всех контуров управления предприятием. Всего закуплено 162 лицензии системы, в системе зарегистрировано около 420 пользователей. Нам удалось создать сквозную цепочку процесса проектирования – от трехмерной модели до сборки готового изделия. Все станки с ЧПУ включены в единую информационную сеть предприятия и получают информацию непосредственно из PDM-системы.

Осуществлен переход на безбумажный обмен информацией, действует электронный технический и канцелярский документооборот, развернут удостоверяющий центр электронной подписи. Для передачи в систему электронного документооборота документов, поступающих извне, и отсылки документов в другие организации развернут корпоративный факс, позволяющий обмениваться информацией с каждого рабочего места. Цифровая телефонная стация объединена в единую информационную сеть со всеми компьютерами предприятия.

Кроме того, завершена работа по интеграции в систему «Галактика» всех процессов управления персоналом: кадровый учет, заработная плата, автоматизированное штатное расписание, электронный табельный учет, электронная проходная. В едином информационном пространстве ведется учет электроэнергии.

Все сотрудники прошли многоступенчатое обучение работе в едином информационном пространстве и навыкам применения необходимого в своей деятельности программного обеспечения. Для каждого рабочего места разработаны персональные инструкции. Для корпоративной работы созданы и утверждены необходимые стандарты.

Сегодня на заводе ни один управленец – от генерального директора до кладовщика – не может выполнять свои трудовые обязанности без применения персонального компьютера. Все сотрудники предприятия работают в едином информационном пространстве.

CNews: Удалось ли добиться поставленной цели – повышения качества поддержки управленческих решений?

Евгений Евсеев: Да, безусловно, удалось. Выросла прозрачность деятельности, исключено дублирование информации, а мгновенный доступ к достоверной информации позволил свести к минимуму ошибки при принятии управленческих решений. Внедрение системы положительно сказалось на организации процессов на всех уровнях. Работа в едином информационном пространстве позволила упорядочить функции разных подразделений, значительно улучшить взаимодействие между службами и взаимный контроль. Фактический экономический эффект от этого трудно подсчитать в чистом виде, но в ежегодном росте прибыли и сокращении непроизводительных издержек есть немалая доля от внедрения системы «Галактика ERP».

CNews: Планируете ли вы дальнейшее развитие системы на предприятии?

Евгений Евсеев: Да, такая задача ставится. Сейчас завершается опытная эксплуатация эксклюзивного проекта «Автоматизация бизнес-процессов оперативного управления производством до рабочих мест». А в перспективе планируется расширить функции ERP-системы «Галактика» до функций MES- и WMS-систем.