Статья

АМТ-Груп и Huawei построили новый коммерческий ЦОД для «Акадо Телеком»

Телеком Инфраструктура Инфраструктура
мобильная версия
, Текст: Павел Притула

В 2015 году многие компании всерьез озаботились решением вопроса, где хранить и обрабатывать персональные данные своих российских клиентов. Если раньше базы могли размещаться в любой точке планеты, то теперь закон обязал операторов перенести их на территорию РФ. Прогнозируя рост спроса на услуги коммерческих ЦОДов, «Комкор» (бренд «Акадо Телеком») запустил проект строительства нового ЦОДа в Москве.

После принятия в закон 152-ФЗ поправок о месте хранения и обработки персональных данных граждан России в выигрышной ситуации оказались операторы коммерческих ЦОДов. Они получили возможность увеличить продажи своих услуг за счет компаний, переносящих данные из-за рубежа. «Акадо Телеком» решил использовать ситуацию с максимальной пользой и запустил проект строительства нового, уже третьего собственного дата-центра в Москве.

Что такое строить новый ЦОД в России 2015 года? Это взлетевшие цены на оборудование и политически мотивированная недоступность некоторых поставщиков из США и Европейского Союза. Освобождающиеся места западных партнеров занимают восточные. Генеральным подрядчиком для «Акадо Телеком» стала китайская компания Huawei: она производит не только телекоммуникационное, но и почти полный спектр инженерного оборудования для дата-центов. В качестве партнера в проект была приглашена российская компания АМТ-Груп, имевшая богатый опыт аналогичных работ.

Строить надо быстро и под землей

Первая и главная особенность этого проекта: на все, от проектирования до запуска в промышленную эксплуатацию, заказчик давал только 5 месяцев. АМТ-Груп предстояло превратить в ЦОД подземный паркинг офисного здания оператора на Варшавском шоссе в Москве. Одно только традиционное проектирование с согласованиями могло занять все это время, поэтому решено было разбить строительство на несколько коротких этапов, согласовывать проектные решения по частям и параллельно вести строительно-монтажные работы. Данный подход позволил сэкономить драгоценное время.

Если бы в Москве парковки строили на века, ЦОД был бы завершен еще быстрее, но, по расчетам заказчика, полу паркинга не хватало запаса прочности. Он был рассчитан на легковые машины, а размещаемое оборудование может создавать давление на пол до 3-х тонн на 1 кв. м. Поэтому работы начались с демонтажа существующего бетонного пола и замены его новым, более прочным. Попутно выяснилось, что бетономешалка внутрь заехать не сможет – не позволяет высота ворот. Чтобы решить проблему, из пластиковых труб был собран «рукав» длиной несколько десятков метров для подачи раствора – по нему все 100 тонн бетона и были залиты.

Отдельную проблему создала крыша, на которую решили установить охлаждающие чиллеры. Чиллеры сами по себе – мощное и громоздкое оборудование. А в данном случае к их большой массе добавлялись еще и тяжелые колпаки, заглушающие громкий шум вентиляторов – ЦОД строился в жилом массиве, где ближайшие дома стоят совсем рядом. Крыша не могла выдержать дополнительный вес, поэтому пришлось сооружать специальную раму с опорой на несущие стены. Полная масса всей конструкции, включающей раму и чиллеры с колпаками, составила 30 тонн. В итоге задача была успешно решена: охлаждение выведено наружу кратчайшим путем, а уровень шума от чиллеров стоящий на крыше человек воспринимает буквально «тише, чем пылесос».

Еще одной нетривиальной задачей стало размещение оборудования в существующем пространстве. Высота потолков парковки была около трех метров – значительно ниже оптимальной. Разместить инженерные системы в помещении с такими габаритами крайне сложно, поэтому размеры пришлось рассчитывать буквально до миллиметров. Нужно было еще учесть необходимость водоотведения, которое обеспечивается за счет небольшого уклона пола и системы дренажных желобов.

«Компания АМТ-Груп была приглашена участвовать в строительстве ЦОДа «Акадо Телеком» в первую очередь благодаря большому опыту аналогичных проектов и сильной команде экспертов, – комментирует заместитель директора департамента инженерных систем АМТ-Груп Евгения Юшкова. – Среди наших сотрудников примерно треть составляют инженеры, поэтому заказчики, доверяя нам технически сложные проекты, знают, что мы можем реализовать их собственными силами, не обращаясь за инженерной экспертизой к субподрядчикам. Опыт всех предыдущих проектов аккумулируется в нашей компании. До строительства этого ЦОДа мы уже делали дата-центры и под землей, и над землей, и в контейнерах, поэтому начинали данный проект хорошо зная, на что идем».

По мере согласования проекта в Китае заказывалось оборудование Huawei. Логистика представляла большой риск для сроков, потому что доставка занимала в лучшем случае 6-8 недель. В худшем – гораздо больше, если работники железной дороги случайно отправляли вагоны не туда, куда надо, и их приходилось искать и перенаправлять получателю.

Выше требований стандарта

Сложности не помешали успешному завершению проекта. Примечательно, что в короткий срок удалось построить ЦОД, соответствующий требованиям Tier III, с предусмотренной сертификацией проектных решений. Более того, энергоснабжение резервируется с превышением этого стандарта и реализовано не по обычной схеме N+1, a по 2N, то есть с полным дублированием систем. В дата-центре расположились два машинных зала для серверного и сетевого оборудования, помещения для телекоммуникационного оборудования, электроснабжения, систем микроклимата, пожаротушения. Для хранения персональных данных сделано отдельное помещение с ограниченным доступом. Есть комната для заказчиков, где они при необходимости могут работать с оборудованием.

В настоящее время введена в эксплуатацию первая очередь ЦОДа, включающая 100 серверных стоек. После запуска второй очереди добавится еще столько же. Это оборудование требует больших энергетических мощностей, поэтому особое внимание было уделено энергоэффективности. При загрузке ЦОДа ИТ-оборудованием на 70% заложено целевое значение PUE не более 1,4 (не более 1,8 в наихудших условиях) – это высокий показатель, позволяющий оптимизировать эксплуатационные затраты.