Статья

Снижение ИТ-затрат и рост производительности сервисов – следствие оптимизации инфраструктуры

ИТ в банках
мобильная версия
/ Фото: Русфинанс Банк

Начальник управления инфраструктурой и операционной деятельностью департамента информационных технологий «Русфинанс Банка» Артем Косолапов рассказал CNews о том, как одновременно сэкономить на системе хранения данных и повысить производительность приложений, а также объяснил, как обеспечить беспрерывное функционирование банковских приложений при миграции на новую СХД.

CNews: Для начала расскажите, пожалуйста, в чем заключается специфика бизнеса «Русфинанс Банка»? Как конкретно ИТ помогают в достижении стратегических целей, стоящих перед вашей компанией?

Артем Косолапов: Наш банк работает с розничными клиентами и специализируется на выдаче потребительских и автокредитов. Работа с клиентами осуществляется как через филиалы, так и с помощью точек продаж на площадках партнеров (розничные магазины и автодилеры). В общей сложности партнерская сеть «Русфинанс Банка» насчитывает более 18 тыс. точек продаж. Такая структура организации бизнеса накладывает на ИТ повышенные обязательства, так как ИТ-сервис должен был отлажен на любой из точек продаж на стабильно высоком уровне. Основная задача, стоящая перед ИТ-департаментом банка - быстро наладить работу всех ключевых банковских систем, начиная от скоринга и систем кредитования, заканчивая служебными и инфраструктурными системами в любом отделении/точке продаж банка, и гарантировать в дальнейшем их удобную и надежную эксплуатацию.

CNews: В 2015 году «Русфинанс Банк» завершил проект модернизации инфраструктуры хранения. Насколько известно, вы выбрали новую платформу EMC VMAX3. Какие задачи ставили перед собой при внедрении, и почему остановились именно на этой системе?

Артем Косолапов: Главной задачей было снижение совокупной стоимости владения. А сопутствующие выгоды в результате проекта связаны с повышением производительности приложений. Следует отметить, что старая СХД банка также была построена на решениях EMC. Тем менее, приступая к модернизации инфраструктуры, вендор не получал какого-либо преимущества среди других производителей только на основании того, что его продукты нам хорошо знакомы. Мы сформулировали наши требования к системе. Они касались объема хранения, производительности, репликации, а также возможности дальнейшего масштабирования. Исходя из этих позиций рассмотрели целую линейку продуктов ведущих компаний, включая EMC, NetApp, HP, Hitachi и IBM. Решение EMC победило в честной конкуренции, оказавшись лучшим вариантом согласно нашим требованиям. Вендор рекомендовал нам ЕМС VMAX3 как эталон среди СХД корпоративного класса, простое в управлении и инсталляции, компактное решение с высокой производительностью, что и подтвердилось в результате тестирований и последующей эксплуатации. Отличная черта продукта, SLO provisioning - управление емкостью по целевым показателям - на деле означает простое понимание и связь между требованиями приложений и инфраструктурой. Не обошлось без самого модного технотренда в СХД, а именно флэш-технологий, которые позволили получить высокую производительность с меньшими затратами и безусловную надежность решения. В итоге, систему ЕМС VMAХ3 мы используем как корневое решение для ядра системы, на «периферии» также применяем оборудование других производителей. В реализации проекта участвовало три группы специалистов: команда наших собственных инженеров, эксперты EMC и сотрудники компании КРОК.

CNews: Расскажите подробнее об этапах и сроках внедрения новой СХД.

Артем Косолапов: Внедрение новой СХД совпало по времени с переездом в новый дата-центр, поэтому первая фаза заключалась в миграции оборудования и информационных систем на новое место. Вторая задача касалась поставки, настройки и монтажа оборудования EMC, здесь мы также получили поддержку от инженеров системного интегратора. Наконец, на третьем этапе были настроены наши приложения на новом оборудовании, здесь к работам подключились также специалисты EMC. В общей сложности, процесс внедрения новой СХД занял около пяти месяцев.

CNews: В чем именно заключались сложности при интеграции приложений и как были решены?

Артем Косолапов: Наш банк работает семь дней в неделю 24 часа в сутки, поэтому перерывы в работе приложений, которыми пользуются клиенты, должны быть сведены к минимуму или отсутствовать. Примером таких сервисов может быть анкетирование для получения кредита или сервисы информирования владельцев банковских счетов. Чтобы наши клиенты не заметили изменений в работе сервисов, мы разработали план по переносу данных с одной СХД на другую в режиме онлайн. Для этого мы установили на базы данных специальные агенты, которые записывали информацию одновременно на старый и на новый массив. Через некоторое время мы получили полную копию данных на новой СХД, после чего массив в старом дата-центре можно было безболезненно отключить без каких-либо задержек в обслуживании для клиентов.

В то же время, есть внутренние банковские процессы, которые не требуют поддержки в режиме 24/7, например, работа внутренней бухгалтерии, отчетность и т.д. В их отношении использовался другой подход, при котором заранее согласовывались сроки переноса системы с ее полным отключением на короткий промежуток времени. Как правило, это происходило ночью или на выходных.

CNews: Каков оказался экономический эффект от внедрения?

Артем Косолапов: Очень часто бывает, что новые технологии не только более эффективные, они также оказываются выгоднее систем предыдущего поколения по стоимости. В рамках проекта модернизации СХД основным мотивом для нас стала оптимизация издержек. Изначально, помимо внедрения новой системы, мы также рассматривали возможность продления поддержки на старые массивы, но анализ показал, что запуск новой системы хранения с пятилетним контрактом на поддержку обойдется в 2,5 раза дешевле с учетом капитальных затрат. Одним словом, снижение затрат на ИТ и повышение производительности сервисов как экономический результат проекта – это следствие оптимизации инфраструктуры.

CNews: Насколько повысилась производительность приложений благодаря внедрению новой СХД?

Артем Косолапов: Скорость отклика в приложениях снизилась с 6 миллисекунд до 2-2,5 миллисекунд, то есть время обработки обращений сократилось в 2-3 раза. Таким образом, простая замена аппаратного обеспечения позволила решить проблемы с производительностью без необходимости перестраивать работу самих информационных систем.

CNews: Как осуществляется поддержка новой СХД?

Артем Косолапов: Как и прежде, мы обращаемся к услугам вендора, кроме того, у нас есть контракт с официальным партнером EMC. Инженеры интегратора помогают нам как в обслуживании системы СХД, так и в реализации других проектов.

CNews: Как вы планируете в дальнейшем развивать проект?

Артем Косолапов: «Русфинанс Банк» планирует использовать данный подход для утилизации приложений, которые требуют высокой производительности и отказоустойчивости. Масштаб развернутой СХД учитывает рост потребностей банка в ближайшие несколько лет, поэтому все старые системы, требующие расширения, и новые сервисы мы планируем развертывать на инфраструктуре EMC. Ранее под различные системы приходилось разворачивать отдельные небольшие сегменты инфраструктуры, теперь же мы приняли решение отказаться от такого подхода.

Павел Лебедев